Эссе «Педагог в современном мире»
Мы живем в начале нового тысячелетия. Несмотря на современные технологии, на компьютеризацию, человек остается главным достижением современного мира: его дарования, научный и творческий потенциал, возможность совершать открытия. И здесь многое зависит от того, кто разглядит и разовьет этот талант у совсем маленького человечка – от педагога. Именно он не только обучает детей, но занимается их духовно-нравственным воспитанием и пробуждает у них желание творить самим. Талантлив каждый ребенок по-своему, но ему нужно помочь раскрыть свои способности. Любой педагог понимает это и ставит перед собой подобную цель – грамотно направить, вовлечь в интересное дело, поддержать и, конечно, похвалить…
Роль дополнительного образования в развитии личности неоспорима. В системе образования современного Казахстана ему отведено своё значимое место. Дополнительное образование сегодня стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования. Отсутствие дополнительного образования не может быть компенсировано использованием других источников образования. Оно помогает решить проблему формирования свободной, творчески-индивидуальной, практической личности, способной к индивидуальному самоопределению, самообразованию и саморазвитию. А так же в значительной мере способствует профессиональной ориентации учащихся в жизненном пространстве.
Задача современного образования – создать ребенку «социальную ситуацию развития» среду общения, поле деятельности, поддержка и развитие творчества детей. Занятия в кружках организаций дополнительного образования, деятельность ребенка ориентированы на развитие интеллекта и творчества, создание базы, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения и развития детей. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведения.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний и умений.
Современный педагог – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера
являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Для современного педагога очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд педагога – это великолепный источник для безграничного творчества.
Педагогу должны быть свойственны: честность, рассудительность, тактичность, открытость, ответственность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самоуважение, гордость, стремление к самосовершенствованию. Однако, все эти качества должны сочетаться с любовью к детям, которая часто граничит с самоотверженностью, а иногда и с самопожертвованием. Любовь педагога к детям должна быть без каких-либо условий. Любить ребенка - значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, «плюсов» и «минусов». Педагог «новой формации» должен быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к научному поиску и умеющим повести за собой. Это, непременно, успешная личность.
Формулу успеха современного педагога можно представить в таком виде: любовь к детям + вдохновение + компетентность. И тогда придет признание в глазах учеников, родителей, коллег и окружающих. Быть современным педагогом трудно – но возможно. Главное, педагогам надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный педагог никогда не воспитает счастливого ученика.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Если каждому ученику тепло и уютно рядом с педагогом, если ему помогают и поддерживают, радуются успеху, приветствуют инициативу и правдивость, лечат душу и согревают сердце – ученик будет рад общению с таким педагогом.
Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический «город солнца». Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос «Педагог в современном мире». Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления педагога новой формации, а когда он появится — не забудем поддержать его.