Эссе
«Я – преподаватель»
…Вечер. Уютный свет настольной лампы падает на стопку тетрадей, на листы с планами, чертежи, конспекты… Я сижу за письменным столом и готовлюсь к завтрашнему дню. Учебному дню. С его заботами и волнениями, открытиями и разочарованиями… Время на часах летит стремительно, и я начинаю жалеть о том, что в сутках всего двадцать четыре часа, а мне нужно успеть сделать ещё очень и очень много. И так – каждый день, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом… Усталость подкрадывается и накрывает глаза мягкой лапкой… В голове проносится предательская мысль: а не бросить ли всё и не заняться ли тем, до чего так и не доходят руки: почитать любимые книги, посмотреть интересный фильм, просто погулять по вечернему городу под шорох опавших листьев и шуршание автомобильных шин?.. Гоню эту мысль подальше от себя и с удвоенной энергией снова принимаюсь за работу. Слишком многое и многие зависят от меня. И я не имею права подвести их.
И вот всё чаще задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Да и что же такое - счастье? Когда человек бывает счастлив по-настоящему? Как ответить на все эти простые, но такие сложные вопросы? Но я всё же попробую.
Возможно, человек становится счастливым тогда, когда он знает зачем живёт. Если это так, то я знаю, зачем живу, и уверенно могу сказать: «Я не просто счастливый человек, а очень счастливый!» И счастье это складывается, как мозаика, из множества разноцветных радостных кусочков.
К осознанию моего предназначения в жизни добавляется то, что я работаю в замечательно дружном коллективе, где меня окружают творческие, талантливые люди, всегда готовые прийти на помощь, поддержать, научить, подсказать. Они искренне радуются моим победам, и так же искренне переживают, если у меня что-то не получается или получается не так, как мне хотелось бы. Искренность людских отношений – это именно то, чего так не хватает в нашем прагматичном и насквозь материалистичном мире. А мне - повезло! И я счастлив.
Ещё один кусочек мозаики – это то, что я занимаюсь любимым делом: учу ребят понимать премудрости технической механики, разбираться в проблемах материаловедения. Науки непростые, требующие от учеников основательных базовых знаний математики и физики, упорства и огромного желания взять из этих наук максимально возможную информацию. И какое же я получаю удовлетворение, когда вижу на уроках интерес и любопытство в глазах мальчишек! Радость открытий, сделанных твоими учениками, гораздо слаще и полновеснее, чем радость собственных открытий. Это означает, что не только я сам иду по выбранной дороге, но сквозь тернии веду за собой тех, кому жить в будущем и делать эту жизнь прекрасной и радостной. И в их открытиях, в их свершениях через много лет отразится свет и моего сердца…
Вот они, мои студенты. Перед мысленным взором моим проносятся их лица: задумчивые, серьёзные, смешливые… Каждый из них - это отдельная планета, это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот… Василий Осипович Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, кому преподаёшь». А я бы продолжил эту замечательную мысль: хорошему преподавателю очень важно, чтобы его понимали! Мне кажется, что взаимопонимание со студентами я сумел достичь, и поэтому – счастлив!
Профессия преподавателя уникальна. Она существует вне времени, моды и пространства. Имя учителя прославляли и до сих пор прославляют философы, учёные, писатели, поэты. Так, Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». А как замечательно сказал Жак Барзэн: «Учительство - не утраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция».
Являясь одной из древнейших, профессия преподавателя остаётся востребованной и сегодня. Уверен, что и через сотни лет она останется такой же востребованной и нужной. И каждый пытливый ученик найдёт своего понимающего учителя. Цепочке этой не суждено прерваться, покуда под солнцем будет существовать человеческая цивилизация.
Конечно, как и всё на свете, профессия наша претерпевает изменения. Ветры перемен сегодня изменили наш мир до неузнаваемости, и учителю приходится непросто в этом перевёрнутом мире. Но все трудности искупаются возможностью постоянного поиска и новыми открытиями, вечным движением вперёд, без которого невозможно само существование УЧИТЕЛЯ.
Так в чём же ещё заключается моё счастье?
Я точно знаю: в вере, в надежде, в любви.
Верю в себя, в свои силы, в своих студентов, в их маленькие и большие победы.
Надеюсь, что знания и умения, которые получат ученики на моих уроках пригодятся им как в профессии, так и в жизни.
Люблю людей, своих близких, друзей, учеников. Люблю жизнь, с её радостями и тревогами, рассветами и закатами, вёснами и зимами. Люблю… И значит, я счастлив!