СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФАООП по математике для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФАООП по математике для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«ФАООП по математике для 10-11 классов»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8

Тел.: 8(49341)2-12-81 факс: 21433 e-mail: [email protected]


Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол №_____

от «___»_____20 г.


Руководитель МО

__________Степанова О.А.


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_________ И.Н. Полякова

Утверждаю

Директор _____________

Н.Н. Алова


приказ №__ от_________














Рабочая программа

по математике

для 10 - 12 классов

( ФАООП 1 Вариант, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

















Составитель: Коровкина Виктория Викторовна,

учитель математики.



2024 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями:

- федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с изменениями от 4 августа 2023 года;

- приказа министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказа министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. №1026 «Об утверждении

федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Ивановский областной центр

психолого-медико-социального сопровождения» (вариант 1) от 31.08.23г. Пр.№52;

- устава ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального

сопровождения».

Программа по математике разработана для учащихся 10-12 классов с лѐгкой степенью умственной отсталости в целях конкретизации содержания ФАООП УО (вариант 1) с учѐтом предметных и личностных связей, учебного процесса и возрастных особенностей.

Целью обучения математике в Х-ХII классах является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения математических знаний в повседневной жизни в различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание представленного учебного материала в Х-ХII классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.

Задачи программы:

Задачи обучения математике на этом этапе получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

-совершенствование ранее приобретенных доступных математических знаний, умений и навыков;

-применение математических знаний, умений и навыков для решения практико-ориентированных задач;

-использование процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся.

Форимами организации урока являются: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа, дифференцированно- групповая работа.

Виды занятий: урок, самостоятельная работа, контрольные проверочные работы.

Формы и методы работы обучающегося и педагога:
    • способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к восприятию, к пониманию, запоминанию и воспроизведению полученной в ходе урока информации и преподаваемого материала;

    • способы учения: выполнение упражнений, самостоятельные и практические работы, то есть приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и направляет учащегося.

    1. 2.Общая характеристика учебного предмета.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка с умственной отсталостью, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

В процессе изучения математики школьники учатся выполнять устные и письменные арифметические действия, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать, изображать геометрические фигуры, работать с таблицами. При решении математических задач эффективно развиваются различные стороны деятельности ребенка: внимание, воображение, фантазия, память, а занимательные развивающие нестандартные задачи воспитывают интерес к предмету, развивают смекалку, логику, соображение и др. Математика в специальной (коррекционной) школе является одним из основных учебных предметов. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями навыками, учить использованию полученных знаний в нестандартных ситуациях. Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в I-IV классах. Распределение учебного материала, так же, как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.

В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:

― дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;

― коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;

― воспитание положительных качеств и свойств личности.

    1. 3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный курс «Математика» в соответствии с учебным планом входит в предметную область «Математика». Освоение данной рабочей программы планируется в 10-12 классах. Количество часов, выделяемое на освоение программы, составляет:

в 10 классе- 1 час в неделю, 34 часа в год;

в 11 классе- 1 час в неделю, 34 часа в год;

в 12 классе- 1 час в неделю, 34 часа в год;

Всего на курс обучения- 102 часа


4. Результаты освоения учебного предмета математики в 10-12 классах.

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий учащимися

10-12 классов программы по предмету «Математика» направлены на получение следующих умений:

Личностные базовые учебные действия:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:
  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс);

  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • Обращаться за помощью и принимать помощь;

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Договариваться и изменять своѐ поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать еѐ с учѐтом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учѐтом выявленных недочѐтов.

Познавательные учебные действия:
  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • Устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • Пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты: Минимальный уровень:

-знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;

-знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

-знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

-выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);

-выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

-выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;

-выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;

-выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

-находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;

-решать все простые задачи, составные задачи в 3-4 арифметических действия;

-решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;

-распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

-строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

-вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);

-применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.

Достаточный уровень:

-знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;

-присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единицами и числовыми группами (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000;

-знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

-знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц. измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

-записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби;

-выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);

-выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;

-выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые и разные знаменатели (легкие случаи);

-выполнять арифметические действия с десятичными дробями (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;

-выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

-находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;

-использовать дроби (обыкновенные и десятичные) и проценты в диаграммах;

-решать все простые задачи, составные задачи в 3-5 арифметических действий;

-решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;

-решать задачи экономической направленности;

-распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

-строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;

-вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);

-вычислять длину окружности, площадь круга;

-применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.

5.Содержание учебного предмета:

1. Нумерация (2 ч). Присчитывание и отсчитывание (устно) разрядных единиц и числовых групп (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000. Округление чисел в пределах 1 000 000.

2. Единицы измерения и их соотношения (4 ч). Величины (длина, стоимость, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения земельных площадей: ар (1 а), гектар (1 га). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Запись чисел, полученных при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.

Контрольная работа №1 за 1 четверть

3. Арифметические действия (6 ч). Устные вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление) с числами в пределах 1 000 000 (легкие случаи).

Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное и трехзначное число (несложные случаи).

Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3-5 арифметических действий.

Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.

4. Дроби (10 ч). Обыкновенные дроби: элементарные представления о способах получения обыкновенных дробей, записи, чтении, видах дробей, сравнении и преобразованиях дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями (легкие случаи).

Нахождение числа по одной его части.

Десятичные дроби: получение, запись, чтение, сравнение, преобразования. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи), проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.

Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное и трехзначное число (легкие случаи).

Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.

Процент. Нахождение одного и нескольких процентов от числа, в том числе с использованием микрокалькулятора.

Нахождение числа по одному проценту.

Использование дробей (обыкновенных и десятичных) и процентов в диаграммах (линейных, столбчатых, круговых).

Контрольная работа №2 «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями»

Контрольная работа №3 за 1 полугодие.

5. Арифметические задачи (6 ч). Простые (все виды, рассмотренные на предыдущих этапах обучения) и составные (в 3-5 арифметических действий) задачи.

Задачи на движение в одном и противоположном направлении двух тел. Задачи на нахождение целого по значению его доли.

Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.

Задачи экономической направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчетом оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми услугами банков, страховыми и иными социальными услугами, предоставляемыми населению.

6. Геометрический материал (6 ч).

Распознавание, различение геометрических фигур (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус).

Свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур и линий.

Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.

Симметрия. Ось, центр симметрии.

Построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии.

Вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Вычисление длины окружности, площади круга. Сектор, сегмент.

Геометрические формы в окружающем мире.

Практическая работа №1 Измерение и вычисление объема прямоугольного

параллелепипеда (куба).

Практическая работа №2 Построение симметрических треугольников.


6. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
  1. Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова.  - М.: Просвещение, 2007.- 222с.

  2. Антропов А.П. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / А. П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот  - М.: Просвещение, 2009.- 399с.

  3. Перова М.Н. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся  9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / М.Н. Перова,   И. М. Яковлева  - М.: Просвещение, 2005.- 119с.