Просмотр содержимого документа
«Физическая культура как компонент формирования здоровьесберегающего образовательного пространства»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы»В.А. Сухомлинский
Термин «здоровъесбережение»
- стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей –
с использованием здоровьеразвивающих технологий.
В каждом образовательном учреждении
- Программа «Формирование здоровьесберегающего пространства школы- регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся.
- Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов, воспитателей и учащихся с 1 по 11 класс.
- Программа отражает интересы учащихся и их родителей, администрации, педагогов, по вопросам сохранения здоровья детей.
Модель здоровьесберегающего образовательного пространства
- Компонент рациональной организации учебного и воспитательного процесса исходя из здоровьесберегающих принципов.
- Компонент образования и воспитания в области здоровья и здорового образа жизни.
- Компонент физической культуры и спорта.
- Компонент здоровьесберегающего социального взаимодействия
- Компонент мониторинга
- Компонент профессиональной компетентности
- Медицинский компонент
- Адаптивный компонент
- Компонент здорового питания
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
- развитие ценностного отношения к здоровью,
- воспитание важнейших социальных качеств личности, повышение работоспособности,
- формирование потребности в двигательной активности, способности осуществлять самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность.
- формирование ценностных ориентаций на основе знаний в области физической культуры, приоритета образовательной направленности данного процесса.
- Именно активная познавательная деятельность позволит решить одну из главных функций физического воспитания — творческое применение знаний для развития и укрепления здоровья, работоспособности, самовоспитание и самосовершенствование на протяжении жизни.
Виды здоровъесберегающих педагогических технологий
- Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
- Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей и индивидуального паспорта здоровья
Типы технологий
- Типы технологий
- § Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
- § Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Виды технологий
- Физкультурно-образовательная ( двигательная активность-урок)
- Физкультурно-оздоровительная (Технологии сохранения и стимулирования здоровья)
- Физкультурно-спортивная (обучения здоровому образу жизни)
- Коррекционные (реабилитационные )
УУД сформированности культуры здоровья у обучающихся
- информационно-ориентировочный — способность ориентироваться в мире здоровья и готовность к оздоровительной деятельности;
- мотивационный — наличие интереса и потребности к здоровью, здоровому образу жизни;
- операциональный — готовность к оздоровительной деятельности;
- праксиологический — здоровый образ жизни, различные элементы самостоятельного поведения, выбор проф. деятельности на ЗОЖ;
- результирующий — оценка состояния здоровья, обусловленное образом жизни и воздействием других социальных факторов, самостоятельная методика оздоровит. технологий, направленная на долголетие.
мониторинг физического развития и физической подготовленности
- Исследование физического развития включает в себя ряд основных антропометрических и функциональных показателей: измерение длины, массы тела, спирометрия, динамометрия. Оценку функционального состояния организма рекомендуется проводить в процессе медицинского обследования
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается при помощи одномоментной функциональной пробы с физической нагрузкой (пробы Летунова), характеризующей степень реакции организма на физическую нагрузку и длительность процесса восстановления. Результаты пробы Розенталя оценивают выносливость дыхательной мускулатуры
мониторинг физической подготовленности
- Для оценки физической подготовленности разработаны нормативы таблицы физической подготовленности (табл. 1).
- С их помощью можно построить индивидуальный профиль физической подготовленности, оценить лимитирующие факторы и резервы организма, планировать и конкретизировать задачи, прогнозировать реально достижимые результаты выполнения индивидуальной программы физического самовоспитания.
- Бег на 100 м (с)
- Бег на 2000 м (мин. с)
- Прыжок в длину с места (см)
- Подн-е туловища из пол. лежа на спине за 1 мин (кол-во раз)
- Подн-е туловища из пол. лежа на животе (кол-во раз)
- Наклон вперед из положения стоя (см)
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
Итог
Реализация и качественное применение здоровьесберегающих технологий предполагает сознательное участие самих учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья:
итог
- создание целостного представления о физической культуре как социальном феномене, владение основными терминами и понятиями, понимание закономерностей и механизмов двигательной деятельности, являющихся интеллектуальной базой формирования физической культуры личности;
- овладение методическими и практическими умениями организации собственной двигательной активности, повышение двигательного потенциала, участие в организованной и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
- 1) обстановку и гигиенические условия : температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения ,наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
- 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, слушание,обьяснение, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение игровых ситуаций и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
- 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, игровой,самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
- 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
- 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах,
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
- 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
- 12) психологический климат на уроке;
- 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
- В конце урока следует обратить внимание на следующее:
- 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
- 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
- 16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;