СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура как компонент формирования здоровьесберегающего образовательного пространства

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура как компонент формирования здоровьесберегающего образовательного пространства»

 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «Я не боюсь еще и еще раз повторить:  забота о здоровье – это важнейший труд  педагога. От жизнерадостности,  бодрости детей зависит их духовная  жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы»В.А. Сухомлинский

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы»В.А. Сухомлинский

Термин «здоровъесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей –  с использованием здоровьеразвивающих технологий.

Термин «здоровъесбережение»

  • стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей –

с использованием здоровьеразвивающих технологий.

В каждом образовательном учреждении Программа «Формирование здоровьесберегающего пространства школы- регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся.  Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов, воспитателей и учащихся с 1 по 11 класс. Программа отражает интересы учащихся и их родителей, администрации, педагогов, по вопросам сохранения здоровья детей.

В каждом образовательном учреждении

  • Программа «Формирование здоровьесберегающего пространства школы- регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся.
  • Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов, воспитателей и учащихся с 1 по 11 класс.
  • Программа отражает интересы учащихся и их родителей, администрации, педагогов, по вопросам сохранения здоровья детей.
     Модель здоровьесберегающего образовательного пространства   Компонент рациональной организации учебного и воспитательного процесса исходя из здоровьесберегающих принципов.  Компонент образования и воспитания в области здоровья и здорового образа жизни.  Компонент физической культуры и спорта. Компонент здоровьесберегающего социального взаимодействия Компонент мониторинга Компонент профессиональной компетентности Медицинский компонент Адаптивный компонент Компонент здорового питания

Модель здоровьесберегающего образовательного пространства

  • Компонент рациональной организации учебного и воспитательного процесса исходя из здоровьесберегающих принципов.
  • Компонент образования и воспитания в области здоровья и здорового образа жизни.
  • Компонент физической культуры и спорта.
  • Компонент здоровьесберегающего социального взаимодействия
  • Компонент мониторинга
  • Компонент профессиональной компетентности
  • Медицинский компонент
  • Адаптивный компонент
  • Компонент здорового питания

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  развитие ценностного отношения к здоровью,  воспитание важнейших социальных качеств личности, повышение работоспособности,  формирование потребности в двигательной активности, способности осуществлять самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность. формирование ценностных ориентаций на основе знаний в области физической культуры, приоритета образовательной направленности данного процесса. Именно активная познавательная деятельность позволит решить одну из главных функций физического воспитания — творческое применение знаний для развития и укрепления здоровья, работоспособности, самовоспитание и самосовершенствование на протяжении жизни.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  • развитие ценностного отношения к здоровью,
  • воспитание важнейших социальных качеств личности, повышение работоспособности,
  • формирование потребности в двигательной активности, способности осуществлять самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность.
  • формирование ценностных ориентаций на основе знаний в области физической культуры, приоритета образовательной направленности данного процесса.
  • Именно активная познавательная деятельность позволит решить одну из главных функций физического воспитания — творческое применение знаний для развития и укрепления здоровья, работоспособности, самовоспитание и самосовершенствование на протяжении жизни.
Виды здоровъесберегающих педагогических технологий Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровъесберегающих педагогических технологий

  • Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей и индивидуального паспорта здоровья

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей и индивидуального паспорта здоровья

Типы технологий  Типы технологий  § Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) § Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Типы технологий

  • Типы технологий
  • § Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • § Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
 Виды технологий  Физкультурно-образовательная ( двигательная активность-урок) Физкультурно-оздоровительная (Технологии сохранения и стимулирования здоровья) Физкультурно-спортивная (обучения здоровому образу жизни) Коррекционные (реабилитационные )

Виды технологий

  • Физкультурно-образовательная ( двигательная активность-урок)
  • Физкультурно-оздоровительная (Технологии сохранения и стимулирования здоровья)
  • Физкультурно-спортивная (обучения здоровому образу жизни)
  • Коррекционные (реабилитационные )
УУД сформированности культуры здоровья у обучающихся информационно-ориентировочный — способность ориентироваться в мире здоровья и готовность к оздоровительной деятельности; мотивационный — наличие интереса и потребности к здоровью, здоровому образу жизни; операциональный — готовность к оздоровительной деятельности; праксиологический — здоровый образ жизни, различные элементы самостоятельного поведения, выбор проф. деятельности на ЗОЖ; результирующий — оценка состояния здоровья, обусловленное образом жизни и воздействием других социальных факторов, самостоятельная методика оздоровит. технологий, направленная на долголетие.

УУД сформированности культуры здоровья у обучающихся

  • информационно-ориентировочный — способность ориентироваться в мире здоровья и готовность к оздоровительной деятельности;
  • мотивационный — наличие интереса и потребности к здоровью, здоровому образу жизни;
  • операциональный — готовность к оздоровительной деятельности;
  • праксиологический — здоровый образ жизни, различные элементы самостоятельного поведения, выбор проф. деятельности на ЗОЖ;
  • результирующий — оценка состояния здоровья, обусловленное образом жизни и воздействием других социальных факторов, самостоятельная методика оздоровит. технологий, направленная на долголетие.
мониторинг физического развития и физической подготовленности Исследование физического развития включает в себя ряд основных антропометрических и функциональных показателей: измерение длины, массы тела, спирометрия, динамометрия. Оценку функционального состояния организма рекомендуется проводить в процессе медицинского обследования Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается при помощи одномоментной функциональной пробы с физической нагрузкой (пробы Летунова), характеризующей степень реакции организма на физическую нагрузку и длительность процесса восстановления. Результаты пробы Розенталя оценивают вынос­ливость дыхательной мускулатуры

мониторинг физического развития и физической подготовленности

  • Исследование физического развития включает в себя ряд основных антропометрических и функциональных показателей: измерение длины, массы тела, спирометрия, динамометрия. Оценку функционального состояния организма рекомендуется проводить в процессе медицинского обследования
  • Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается при помощи одномоментной функциональной пробы с физической нагрузкой (пробы Летунова), характеризующей степень реакции организма на физическую нагрузку и длительность процесса восстановления. Результаты пробы Розенталя оценивают вынос­ливость дыхательной мускулатуры
мониторинг физической подготовленности Для оценки физической подготовленности разработаны нормативы таблицы физической подготовленности (табл. 1). С их помощью можно построить индивидуальный профиль физической подготовленности, оценить лимитирующие факторы и резервы организма, планировать и конкретизировать задачи, прогнозировать реально достижимые результаты выполнения индивидуальной программы физического самовоспитания.

мониторинг физической подготовленности

  • Для оценки физической подготовленности разработаны нормативы таблицы физической подготовленности (табл. 1).
  • С их помощью можно построить индивидуальный профиль физической подготовленности, оценить лимитирующие факторы и резервы организма, планировать и конкретизировать задачи, прогнозировать реально достижимые результаты выполнения индивидуальной программы физического самовоспитания.
Бег на 100 м (с) Бег на 2000 м (мин. с) Прыжок в длину с места (см) Подн-е туловища из пол. лежа на спине за 1 мин (кол-во раз) Подн-е туловища из пол. лежа на животе (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя (см) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
  • Бег на 100 м (с)
  • Бег на 2000 м (мин. с)
  • Прыжок в длину с места (см)
  • Подн-е туловища из пол. лежа на спине за 1 мин (кол-во раз)
  • Подн-е туловища из пол. лежа на животе (кол-во раз)
  • Наклон вперед из положения стоя (см)
  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
Итог Реализация и качественное применение здоровьесберегающих технологий предполагает сознательное участие самих учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья:

Итог

Реализация и качественное применение здоровьесберегающих технологий предполагает сознательное участие самих учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья:

итог создание целостного представления о физической культуре как социальном феномене, владение основными терминами и понятиями, понимание закономерностей и механизмов двигательной деятельности, являющихся интеллектуальной базой формирования физической культуры личности; овладение методическими и практическими умениями организации собственной двигательной активности, повышение двигательного потенциала, участие в организованной и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

итог

  • создание целостного представления о физической культуре как социальном феномене, владение основными терминами и понятиями, понимание закономерностей и механизмов двигательной деятельности, являющихся интеллектуальной базой формирования физической культуры личности;
  • овладение методическими и практическими умениями организации собственной двигательной активности, повышение двигательного потенциала, участие в организованной и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 1) обстановку и гигиенические условия : температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения ,наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, слушание,обьяснение, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение игровых ситуаций и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

  • 1) обстановку и гигиенические условия : температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения ,наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
  • 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, слушание,обьяснение, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение игровых ситуаций и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, игровой,самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
  • 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
  • число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, игровой,самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
  • 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
  • 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах,
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
  • 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
  • 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
  • 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • 12) психологический климат на уроке;
  • 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
  • В конце урока следует обратить внимание на следующее:
  • 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
  • 16) темп и особенности окончания урока:
  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;