На сегодняшний день в системе образования произошли и происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим огромный интерес к развитию данной сферы. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Вопрос работы с одаренными учащимися весьма актуален для современного общества. К школе предъявляются сегодня достаточно значительные требования.
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека .
Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Не случайно одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление, поддержка, развитие и сопровождение одаренных детей». На ее основе приняты Концепция развития одаренных детей в РФ, затем принят региональный документ по выявлению и сопровождению одаренных детей области.
Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Считаю, что задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство). Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Опыт моей работы позволяет сделать вывод, что семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:
• отрицательное;
• игнорирующее;
• положительное;
• гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Направления, формы и методы работы с одаренными детьми.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;
б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в классе;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. (школа искусств, музыкальная школа, спортивные секции, школьные кружки и факультативы).
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы: творческие мастерские; предметные недели; олимпиады (разных уровней) , кружки, конкурсы, родительские недели; родительские всеобучи; работа по индивидуальным планам.
Особую роль в развитии одаренности учащихся играет Всероссийская
олимпиада школьников направлениями которой являются следующие формы:
• творческие проекты;
• научно-практические конференции;
• участие в школьных и районных художественных выставках и выставках
прикладного творчества;
• участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах;
•предметные недели;
• школьные олимпиады,
• интеллектуальные игры;
• индивидуальная работа с учащимися;
• внеурочная деятельность,
• занятия в кружках
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом совете школы. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, выбора профессии.
В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в учебной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю грамотами и сувенирами.
Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.