«Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии»
Подготовила
учитель биологии
МБОУ «Дивеевская СОШ»
Лебедева Ю. С.
Дивеево, 2023г.
Компетенции
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Научно объяснять явления
Понимать основные особенности естественно-научного исследования
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
1. Компетенция: научное объяснение явлений
Оцениваемые компетенции, умения
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения
Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления
Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.
Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
Предлагается описание нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление.
Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий.
Объяснять принцип действия технического устройства или технологии
Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии.
2. Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования
Оцениваемые компетенции, умения
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения
Распознавать и формулировать цель данного исследования
По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.
Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.
Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
Предлагается не просто сформулировать гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки. Набор гипотез может предлагаться в самом задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки.
Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений
Предлагается охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая статистика и др.). Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса.
3. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
Оцениваемые компетенции, умения
Характеристика учебного задания, направленного на формирование/оценку умения
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии, географические карты, словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.
Предлагается преобразовать одну форму представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.
Преобразовывать одну форму представления данных в другую
Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах
Предлагается выявлять и формулировать допущения, на которых строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать сами типы научного текста: доказательство, рассуждение, допущение.
Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников
Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.
Развитие компетенции: «Научное объяснение явлений»
Вирус табачной мозаики Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.
- Тема: Царство вирусов (5 класс).
Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?
Развитие компетенций «Понимание особенностей естественно -научного исследования»
«У человека … можно предположить существование кожного дыхания. Опыты показали, что оно в действительности существует. Для таких опытов помещают человека в герметически закрытую камеру, в которую проводят только одну трубку. Через нее человек вдыхает воздух, находящийся вне камеры, и туда же его выдыхает. В воздухе, находящемся в камере, предварительно определяют количество кислорода и углекислого газа. После того как человек посидит в камере несколько часов, снова определяют количество в ней кислорода и углекислоты. Оказывается, что кислорода в камере убавляется, а углекислого газа прибавляется; значит, кожа поглотила некоторое количество кислорода и выделила углекислоту, т. е. через кожу человек дышит» ( А.М. Никольский «Занимательная физиология»).
Какая схема соответствует эксперименту, доказывающему кожное дыхание человека?
Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость? 1) Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий. 2) Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов. 3) Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38°С. 4) Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32°С. 5) До 32°С количество бактериальных клеток плавно повышается.
Спасибо за внимание!