РАЗВИТИЕ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНОГО И МЕЖПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Составила учитель биологии
МОУ Пронинской СОШ
Викторова Н.А.
Описание уровней естественно-научной грамотности школьников PISA
Перечень компетенций и познавательных действий для разработки заданий по оценке естественно-научной грамотности в 7–9-х классах
Код | Перечень компетенций и познавательных действий, являющихся структурными элементами данных компетенций |
1. | Научное объяснение явлений |
1.1. | Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации / проблемы |
1.2. | Выбрать модель, лежащую в основе объяснения |
1.3. | Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы |
1.4. | Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей |
1.5. | Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор |
1.6. | Сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса |
1.7. | Привести примеры возможного применения естественнонаучного знания для общества |
2. | Понимание особенностей естественно-научного исследования |
2.1. | Различать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук |
2.2. | Распознавать гипотезу (предположение), на проверку которой направлено данное исследование |
2.3. | Оценить предложенный способ проведения исследования / план исследования |
2.4. | Интерпретировать результаты исследований / находить информацию в данных, подтверждающую выводы |
2.5. | Сделать выводы по предложенным результатам исследования |
2.6. | Оценить способы, которые используются для обеспечения надежности данных и достоверности объяснений |
2.7. | Предложить способ увеличения точности получаемых в исследовании данных |
3. | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
3.1. | Определять недостающую информацию для решения проблемы |
3.2. | Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в научно-популярных текстах |
3.3. | Находить необходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты) |
3.4. | Преобразовать информацию из одной формы представления данных в другую |
3.5. | Интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
3.6. | Оценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных источников |
При разработке заданий выделяются следующие ситуации: глобальная, местная (национальная) и личностная. Например, выбор продуктов для сбалансированной диеты – это личностная ситуация, а анализ проблем изменения климата на Земле – глобальная.
Контекст заданий строится по различным содержательным блокам:
«Процессы и явления в неживой природе»,
«Процессы и явления в живой природе»,
«Современные технологии»,
«Техника и технологии в быту»,
«Сохранение здоровья человека»,
«Опасности и риски»,
«Экологические проблемы»,
«Использование природных ресурсов».
Биология Учебный предмет «Биология» как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования. Биология и география являются пионерами в формировании у обучающегося целостных и систематизированных представлений об окружающей природе, закладывают основу научной картины мира.
Формирование естественнонаучной грамотности на современном уроке биологии не стоит выделять в отдельный этап, а необходимо органично встроить в структуру преподавания. Достижение учащимися высокого уровня овладения компетенциями естественно-научной грамотности не может проходить стихийно, а требует организации специальной подготовки. Развитие умений во многом зависит от тех условий, которые созданы для обучения, организации процесса выполнения тренировочных задач и упражнений, учета индивидуальных особенностей (возможностей) ребенка.
Контекст заданий PISA, затрагивающий, например, темы здоровья, окружающей среды, опасностей и рисков, в большинстве случаев предполагает, что ученик уже обладает определенным багажом знаний. Функциональная грамотность (в том числе естественнонаучная) – это способность применить знания в реальной ситуации.
С биологией соотносятся задания содержательной области «Живые системы». Они, как правило, интуитивно более понятны школьникам, нежели задания области «Физические системы», соотносимые с физикой и химией.
Рассмотрим некоторые примеры заданий блока естественно-научной грамотности и их интеграцию в конкретные темы курса.
Примеры заданий для 5-го класса
Предметное содержание программы 5-го класса по биологии включает темы: «Биология – наука о живой природе», «Методы изучения живой природы», «Организмы – тела живой природы», «Организмы и среда обитания», «Природные сообщества», «Живая природа и человек». Эти блоки позволяют развивать основные компетенции естественно-научной грамотности: научно объяснять явления, понимать основные особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Согласно модели естественно-научной грамотности проверяемые компетенции базируются на знаниях: 60% составляют естественно-научные (предметные) знания и 40% – знания о науке, методы и способы рассуждений. Поэтому при подборе заданий формата PISA из открытого банка необходимо учитывать, что в этом исследовании проводится оценка естественно-научной грамотности 15-летних школьников и у пятиклассников может быть недостаточно знаний из области биологии, физики и химии.
Тема «Биология – наука о живой природе»
Изучение биологии традиционно начинается с выделения признаков живых организмов (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Важно, чтобы школьники не просто заучили определения этих понятий, а могли объяснять значение данных процессов и узнавать их в текстах, на рисунках и схемах. Задание «Воздушное питание растений» в эту тему предлагается включить для обсуждения роли дыхания в жизни животных. Для ответа на вопрос учащимся пригодятся базовые знания из курса «Окружающий мир» о том, что в процессе горения участвует кислород. Сопоставив эту информацию с д
анными о необходимости кислорода для дыхания, учащиеся могут выбрать верное предположение.
Компетенция, которая формируется при выполнении этого задания, – научное объяснение явлений. Критерии оценивания: верный ответ – 3, максимальная оценка – 1 балл.
При обсуждении источников получения различной информации о живых организмах можно предложить ученикам выполнить элемент задания
«Хлебный пилильщик». Это задание низкого уровня сложности, не требует базовых предметных знаний и основано на личном опыте.
При анализе результатов скорее всего окажется, что некоторые пятиклассники дали лишь частично правильный ответ и не получили максимально возможный балл. Эта ситуация возникнет при невнимательном прочтении формулировки задания: «Выберите все верные ответы». Здесь следует обратить внимание на тесную связь естественнонаучной и читательской грамотности.
Верные ответы: 1, 4. Критерии оценивания: указаны два верных элемента ответа – 2 балла, указан только один верный элемент ответа, и другие элементы не указаны – 1 балл, другие ответы или ответ отсутствуют – 0 баллов.
Следующий элемент задания «Хлебный пилильщик» может стать началом разговора о профессиях, связанных с биологией.
В тексте употребляется слово «энтомолог». Выберите определение, объясняющее значение этого слова.
Название науки, которая занимается изучением вредителей сельского хозяйства.
Название профессии ученых, которые изучают насекомых.
Прибор, при помощи которого отлавливают насекомых-вредителей.
4. Книга, по которой определяют видовую принадлежность насекомых
Это задание с выбором одного правильного ответа и низким уровнем сложности требует обращения к вводному тексту: «Показав одного отловленного насекомого энтомологу…».
Верный ответ: 2. Критерии оценивания: приведен верный ответ – 1 балл, ответ неверный или отсутствует – 0 баллов.
Тема «Методы изучения живой природы»
В рамках этой темы происходит знакомство с процессом познания, со структурой и функциями научного знания. В дальнейшем эти представления развиваются и наполняются конкретным содержанием.
На этапе самоконтроля и самооценки для уточнения различий между методами наблюдения и эксперимента можно использовать элемент задания
«Берегите птиц!».
\
Задание направлено на оценку компетенции «понимание особенностей естественнонаучного исследования», имеет средний уровень сложности, что делает его доступным для пятиклассников. Учащимся нужно различить те данные, которые можно получить в результате специально организованного эксперимента, и данные, которые могут быть зафиксированы в ходе наблюдения за птицами. Выполнение задания подразумевает соотнесение предложенных примеров с определением понятий «наблюдение» и «опыт», данных во вводном тексте. Необходимо обратить внимание школьников на формулировку: «Выберите два примера, которые...».
Верный ответ: В, Д. Критерии оценивания: 1 балл – за выбор двух экспериментов, 0 баллов – за другие варианты ответов.
Примеры заданий для 6-го класса
Предметное содержание программы 6-го класса по биологии включает тему «Растительный организм» и многокомпонентную тему «Строение и жизнедеятельность растительного организма», при изучении которой рассматриваются жизненные процессы, размножение и развитие растений. Наряду с формированием предметных знаний и умений, методический инструментарий должен обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным.
Тема «Строение и жизнедеятельность растительного организма»
Раздел «Питание растений»
При изучении видов корней и типов корневых систем стоит обсудить вопрос, какие особенности ухода за растениями зависят от типа корневой системы. Для успешного выполнения задания необходимы базовые знания о поглощении корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению, о значении полива для жизни культурных растений. Учащимся нужно на основе анализа текста и рисунка, представленного в комплексном задании, ответить, почему при выращивании тыквы растение необходимо часто поливать.
При обсуждении вариантов ответа необходимо обратить внимание на ключевую для данного вопроса информацию вводного текста:
«…множество боковых корней, которые… располагаются преимущественно в поверхностном слое почвы».
Это задание с развернутым ответом среднего уровня сложности предполагает развитие компетенции «интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов».
Ответ: «Растение тыквы имеет множество боковых корней в поверхностном слое почвы, который быстро подсыхает». Он оценивается в 1 балл. Другие ответы – 0 баллов.
При изучении процессов фотосинтеза основное внимание уделяется его значению в природе. Показать важность фотосинтеза для жизни человека поможет следующее задание
Школьники должны вычленить из текста ключевую информацию и дополнить ее собственными знаниями о фотосинтезе. В процессе фотосинтеза используется углекислый газ и создаются органические вещества – эти данные есть в задании. Следовательно, хлорелла будет снижать концентрацию углекислого газа и создавать съедобную биомассу для питания космонавтов. Кроме того, необходимо вспомнить, что в качестве побочного продукта при фотосинтезе выделяется кислород, который космонавты смогут использовать для дыхания.
При выполнении этого задания ученик должен продемонстрировать умение использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений. Это соответствует среднему уровню сложности. Развиваемая компетенция – научное объяснение явлений. Критерии оценивания:
Раздел «Размножение растений»
Содержание темы позволяет познакомить учащихся с размножением как одним из основных свойств живых организмов. Материал темы показывает тесную связь теоретических знаний с практикой, значение биологических знаний при выращивании растений.
При изучении хозяйственного значения вегетативного размножения растений можно предложить шестиклассникам выполнить задание
«Прививка растений». Задание содержит в условии всю необходимую для решения информацию и не требует специальных базовых знаний, поэтому может быть рассмотрено на этапе изучения нового материала.
Как часто бывает в заданиях формата PISA, условие содержит избыточную информацию о трех способах прививки растений. Для успешного выполнения задания необходимо вычленить из текста только значимые данные о последовательности действий при окулировке. Если рисунок выбран верно, то его сопоставление с позициями задания дает последовательность 3, 1, 4, 5, 2. Данный пример дает возможность обсудить с учениками ситуацию, когда задача имеет не одно правильное решение. Это очень важно для развития креативного мышления. При выполнени
процедуры окулировки этапы «срезать с черенка крупную почку» и «сделать надрез на ветке дичка» могут быть переставлены местами, что не повлияет на конечный результат этой процедуры.
Развиваемая компетенция – интерпретация данных для получения выводов. Критерии оценивания:
Вторая часть задания «Прививка растений» интересна не столько с предметной стороны, сколько со стороны оформления ответа. Подобная формулировка задания в виде заполнения таблицы встречается в задачах формата PISA, поэтому школьники должны быть с ней знакомы. Ход выполнения аналогичен разобранному выше: из трех способов прививки
на рисунке надо выбрать один, который фигурирует непосредственно в вопросе.
Ответ:
Случаи | Подойдет | Не подойдет |
Толщина подвоя равна толщине привоя | | ˅ |
Кора вишни очень плохо отделяется от древесины | ˅ | |
Надземная часть вишни погибла, а корень живой | ˅ | |
Прививка осенью, когда сокодвижение в растении прекращается | | ˅ |

Примеры заданий для 7-го класса
Предметное содержание программы 7-го класса по биологии включает темы: «Систематические группы растений», «Развитие растительного мира на Земле», «Растения в природных сообществах», «Растения и человек»,
«Грибы. Лишайники. Бактерии». На основе общего знания строения и закономерностей жизни растения учащиеся приступают к изучению конкретных групп растений, их взаимодействия между собой и значения для человека. Используя это предметное содержание, очень удобно показать ценность общих знаний для решения практических задач как личностного уровня, так и национального или глобального.
Тема «Растения и человек»
При обсуждении основных сельскохозяйственных растений нельзя не упомянуть об одной из основных злаковых культур планеты – рисе.
Д
ля выполнения задания «Выращивание риса» потребуются базовые знания об экологических группах растений.
Проанализировав информацию из пояснительного текста об адаптации риса к полуводному-полуназемному существованию, учащиеся могут сделать предположение, что сорные растения к таким условиям не приспособлены.
Развиваемая компетенция – научное объяснение явлений. Ответ:
«Проливной тип рисоводства, так как сорняки почти не способны расти на затопленной территории». Критерии оценивания: максимальная оценка – 2 балла, если верно дан ответ и приведено пояснение; если дан только верный ответ, но пояснение неверное или отсутствует – 1 балл; в прочих ситуациях – 0 баллов.
Продолжая тему выращивания риса, можно повторить материал предыдущей темы о влиянии на растения условий неживой природы. Также на базе предметного содержания важно отработать сложную форму задания – заполнение таблицы по результатам анализа предложенной информации.
Ответ:
Условия | Да | Нет |
Сажать рис нужно поздней весной, когда температура уже стабильно высокая | ˅ | |
Выращивать рис необходимо в круглосуточно затененном месте | | ˅ |
Зерна нужно закладывать в борозды, заполненные водой | ˅ | |
Необходимо минимизировать полив и защитить посев от осадков | | ˅ |
Критерии оценивания:
Верно указано «да» или «нет» для четырех условий | 2 балла |
Верно указано «да» или «нет» для трех условий | 1 балл |
Верно указано «да» или «нет» для двух и менее условий, или ответ отсутствует | 0 баллов |
Тема «Грибы. Лишайники. Бактерии»
Изучение бактерий, грибов и лишайников предполагает широкие возможности для использования на разных этапах урока заданий из открытого банка PISA.
На мотивационно-целевом этапе урока про строение и размножение грибов в качестве проблемной ситуации можно предложить ученикам выполнить элемент задания «Культивирование грибов». Варианты ответов будут самыми разнообразными, так как базовых знаний на этот момент недостаточно. На этапе рефлексии стоит вернуться к этому заданию и найти правильный ответ.
Задание с выбором одного ответа, но среднего уровня сложности, так как предполагает использование и применение знания для объяснения явления. Развиваемая компетенция – научное объяснение явлений. Критерий оценивания: 1 балл за верно выбранный ответ 2.
Примеры заданий для 8-го класса
Предметное содержание программы 8-го класса по биологии включает темы: «Животный организм», «Строение и жизнедеятельность организма животного», «Систематические группы животных», «Развитие животного мира на Земле», «Животные в природных сообществах», «Животные и человек». Жизненные ситуации, связанные с домашними или дикими животными, часто являются для учащихся знакомыми, личностно значимыми и вызывают заинтересованность.
Тема «Животный организм»
(раздел «Размножение и развитие животных»); тема «Систематические группы животных» (раздел «Членистоногие»)
Элемент задания «Яблонная плодожорка» может быть рассмотрен в ходе обсуждения типов развития насекомых. Задание выполняется на основе анализа текста: очевидно, что личинка, похожая на червя, – это гусеница, весной они окукливаются и превращаются в бабочек (взрослое насекомое). Далее можно разобрать жизненные циклы насекомых, знакомых учащимся в меньшей степени.
Ответ: гусеница – куколка – взрослое насекомое. Верный ответ оценивается в 1 балл.
Следующий фрагмент задания «Яблонная плодожорка» позволяет показать, как можно применить знания о стадиях жизненного цикла бабочки в практических целях.
Для выполнения задания необходимы базовые знания о стадиях развития насекомых с полным превращением. Из этих стадий необходимо выбрать ту, на которой насекомые спариваются (информация из вводного текста:
«…половые феромоны – вещества, привлекающие насекомых к месту спаривания»). Обязательно стоит акцентировать внимание учащихся на требовании пояснить ответ: без пояснения не будет выставлен максимальный балл. Формируемая компетенция – научное объяснение явлений.
Ответ: «На стадии бабочки (взрослого насекомого, имаго); пояснение – бабочки устремляются к месту, где сосредоточено пахучее вещество». Критерии оценивания:
Тема «Систематические группы животных» (раздел «Рыбы»)
Плавательный пузырь – особый орган, характерный исключительно для костных рыб. Эта структура обсуждается в двух аспектах: как приспособление к среде обитания и как систематический признак отличия хрящевых и костных рыб. Для уточнения функции плавательного пузыря учащимся можно предложить задание «Плавание рыб».
Для выполнения этого задания необходимы базовые знания по физике: сила Архимеда и условия плавания тела, погруженного в жидкость.
Задание 1. Правильный ответ – 3; критерий оценивания – 1 балл.
Задание 2. Возможный ответ: «Когда рыба умирает, у нее расслабляются все мышцы, в том числе и мышцы, сжимающие плавательный пузырь; увеличивается объем рыбы, Архимедова сила превышает силу тяжести, поэтому рыба всплывает». Критерий оценивания: за правильное объяснение
– 1 балл, если объяснение неверное или отсутствует – 0 баллов.
Тема «Животные в природных сообществах»
Тема взаимосвязи животных между собой за счет пищевых цепей и сетей обычно не вызывает трудностей у обучающихся. Но в задании «Причины вымирания сапсанов» есть дополнительное условие составления пищевой цепи: необходимо выбрать только тех участников, которые участвовали в накоплении пестицидов в организме сапсана. Второе условие: указать пищевую цепь необходимо полностью, то есть для выполнения задания нужны базовые знания о структуре цепи питания.
Из сопроводительного текста следует, что пестициды применялись для защиты урожая сельскохозяйственных растений от различных вредителей- беспозвоночных. Следовательно, необходимо выписать звенья цепи, ведущие от растения к сапсану. Эта задача не имеет единственно правильного решения, верными будут два варианта пищевой цепи: растение – улитка – дрозд – сапсан или растение – кролик – сапсан. Верный ответ оценивается в 1 балл.
Более сложным, требующим обобщать информацию и делать выводы является фрагмент 2 того же задания про сапсанов.
2. Почему применение пестицидов привело к гибели сапсанов, если высокотоксичные для насекомых ядохимикаты были безвредны для теплокровных животных в применяемых концентрациях?
Здесь учащимся необходимо понимание того факта, что в цепи питания передается энергия, заключенная в веществах (в пище).
Возможный ответ: «Сапсаны находятся на вершине пищевой цепочки, поэтому получают более высокую дозу химических веществ». Верный ответ оценивается в 1 балл.
Обсудить последствия накопления в организме сапсанов пестицидов поможет задание 3 той же линейки. Обращаем внимание учеников на форму ответа: в таблице необходимо отметить верность или неверность четырех суждений.
Для правильного ответа на вопрос школьникам надо учесть информацию о нарушении кальциевого обмена, данную в сопроводительном тексте.
Ответ:
Причины вымирания | Да | Нет |
Вокруг яиц формировалась слишком тонкая скорлупа, что приводило к повреждению яиц при насиживании | ˅ | |
Острота зрения у взрослых птиц ухудшалась, что снижало возможность эффективной охоты | | ˅ |
Нарушалась магнитная ориентация птиц, что препятствовало возвращению с юга на родину | | ˅ |
Кости и мышцы у эмбрионов развивались с нарушениями, что приводило к преждевременной гибели птенцов | ˅ | |
Критерии оценивания:
Верно указано «да» или «нет» для 4 причин | 2 балла |
Верно указано «да» или «нет» для 3 причин | 1 балл |
Верно указано «да» или «нет» для 0-2 причин, или ответ отсутствует | 0 баллов |
Тема «Животные и человек»
Прямое или косвенное антропогенное воздействие на живую природу приводит к разнообразным последствиям. Признание ошибок и попытки их исправить – важное качество личности. Готовность оценивать поведение и поступки с позиции норм экологической культуры – элемент планируемых личностных результатов освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования. Как элемент экологического воспитания на уроках биологии можно рассматривать решение фрагмента задания
«Причины вымирания сапсанов».
В сопроводительном тексте представлена информация о сроках выпуска птенцов и сроках наблюдения за образовавшейся парой. Если принять во внимание эту информацию, то наиболее вероятной причиной отсутствия птенцов следует считать юный возраст гнездящихся особей. Верный ответ оценивается в 1 балл.
Примеры заданий для 9-го класса
Предметное содержание программы 9-го класса по биологии включает 15 тем: «Человек – биосоциальный вид», «Структура организма человека»,
«Нейрогуморальная регуляция», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение», «Дыхание», «Питание и пищеварение»,
«Обмен веществ и превращение энергии», «Кожа», «Выделение»,
«Размножение и развитие», «Органы чувств и сенсорные системы»,
«Поведение и психика», «Человек и окружающая среда».
Материалы этого курса близки учащимся, обычно вызывают заинтересованность, способствуют формированию здоровьесберегающих компетенций.
Тема «Внутренняя среда организма»
При изучении состава и функций крови можно разобрать с учениками элемент задания «Экстремальные профессии». Для поиска решения понадобятся базовые знания о функциях форменных элементов крови.
В сопроводительном тексте и тексте вопроса есть указание на различное содержание кислорода в разные периоды исследования: «перед рекордным погружением ныряльщик активно дышал чистым кислородом» и «некоторые тренировки велись в барокамере с пониженным содержанием кислорода». Фиксация и транспорт кислорода связаны с эритроцитами.
Верный ответ: «Повышение содержания эритроцитов в крови» (1 балл). Задание низкого уровня сложности, развиваемая компетенция – понимание особенностей естественно-научного исследования.
Тема «Дыхание»
При изучении темы «Дыхание» обязательно обсуждается вред и последствия табакокурения. Для контроля усвоения вопроса о функциях легких можно предложить школьникам элемент задания «Курение табака».
Проверяемая компетенция – научное объяснение явлений. Критерии оценивания – 1 балл за выбор верного ответа: «Передавать некоторое количество вдыхаемого кислорода в кровь».
Следующее задание из этой линейки позволяет построить модель эксперимента для исследования эффективности никотинового пластыря для отказа от курения.
Анализ предложенных вариантов показывает, что проведение экспериментов по планам A и B не даст никакой статистической информации. Вариант С не является экспериментом вовсе, так как условия не заданы и не контролируются. Правильный ответ: вариант D – оценивается в 1 балл. Проверяемая компетенция – понимание особенностей естественно- научного исследования.
Тема «Обмен веществ и превращение энергии» (раздел «Витамины»)
В курсе биологии представлены элементарные знания о витаминах как о химических веществах, но уделяется также внимание и особенностям влияния витаминов на процессы обмена веществ в случае их нехватки или
избытка. В связи с этим обсуждаются вопросы их сохранения при приготовлении пищи. В рамках этого разговора можно предложить учащимся элемент задания «Активаторы жизни».
Выполнение задания стоит начать с анализа графика зависимости растворимости кислорода от температуры воды. Из графика следует,
что кислород в холодной воде растворяется лучше, чем в горячей. Разрушение витамина С зависит от содержания кислорода.
Это задание среднего уровня сложности, относится к компетенции
«интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов». Критерии оценивания: за выбранный ответ
«В кипящей воде нет кислорода, разрушающего витамин С» – 1 балл.
При изучении темы «Обмен веществ и превращение энергии» обязателен разговор о нормах и режиме питания. Для анализа рациона питания при контроле массы тела можно взять элемент уже обсуждаемого ранее задания про хлореллу.
В сопроводительном тексте есть информация о значительном содержании белка в пищевых добавках на основе хлореллы. Обзор диаграмм соотношения белков, жиров и углеводов в потребляемой пище позволяет
выявить, что высокая доля белковых продуктов рекомендована при похудении. Возможный ответ: «Применение пищевых добавок из хлореллы рекомендовано при похудении (при снижении массы тела)». Ответ оценивается в 1 балл.