Шпаргалка для родителей МАДОУ №77 «Зоренька» учитель-логопед Теплова Ж.А.
Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
МИР ЗВУКОВ.
СЛУХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.
Прекрасен мир звуков! Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с
физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).
Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух.
Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
ИГР
Ы Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам.
Однако хорошо известно, что речь пятилетнего ребёнка по своему
звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями.
Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.
Играющие садятся спиной к ведущему, он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать.
В
зрослый произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук а или любой гласный звук
.
Потом детей учим слышать, различать и определять первый звук в слове “Определи первый звук”: Аня—А, Оля—О.
По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова : мак, мама, нота.
(Рая, Вера, Рома, Жора и т.д.)
в ряде слов (игра “Цепочка слов”). Например: кот—танк—ком—мама.
миска – мишка, усы – осы, ком – сом.
Ло-ол-ор - у Ромы топор;
ло-ло-ро - у Лены перо;
ал-ар-ал - темный подвал;
ри-ри-ри - купили сухари
.