СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

            Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

         Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения»

Шпаргалка для родителей МАДОУ №77 «Зоренька» учитель-логопед Теплова Ж.А.
Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

МИР ЗВУКОВ.

СЛУХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.

Прекрасен мир звуков! Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с

физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух.

Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

ИГР

Ы Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам.

Однако хорошо известно, что речь пятилетнего ребёнка по своему

звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями.

Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.

  • Играющие садятся спиной к ведущему, он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, пере­листывать книгу, мять бумагу, рвать ее, раз­рывать материал, мыть руки, подметать.

В зрослый произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук а или любой гласный звук

.

Потом детей учим слышать, различать и определять первый звук в слове “Определи первый звук”: Аня—А, Оля—О.

  • По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова : мак, мама, нота.

мак

мама

нота


  • Подбор слов с определенным звуком—игра “Кто в домике живет со звуком Р?”

(Рая, Вера, Рома, Жора и т.д.)

  • Затем – выделяют первый и последний звуки

в ряде слов (игра “Цепочка слов”). Например: кот—танк—ком—мама.

  • В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок учится подбирать слова по звучанию:

миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

  • Шутки - чистоговорки:

Ло-ол-ор - у Ромы топор;

ло-ло-ро - у Лены перо;

ал-ар-ал - темный подвал;

ри-ри-ри - купили сухари

.