СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие УУД на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие УУД на уроках математики»

Формирование и развитие УУД на уроках математики МО МИФ 07.11.2017 учитель математики - Елисеева С.М.

Формирование и развитие УУД на уроках математики

МО МИФ

07.11.2017

учитель математики - Елисеева С.М.

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование  универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию .

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию .

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 
УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания . 

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

Основные функции УУД:    • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность уче-ния, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа-ты деятельности;   • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готов-ности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования уме-ний, навыков и компетентностей в любой пред-метной области. 

Основные функции УУД: 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность уче-ния, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа-ты деятельности;  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готов-ности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования уме-ний, навыков и компетентностей в любой пред-метной области. 

Универсальные учебные действия:    • коммуникативные;  • познавательные;  • регулятивные;  • личностные. 

Универсальные учебные действия: 

• коммуникативные; • познавательные; • регулятивные; • личностные. 

Регулятивные учебные действия    обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

Регулятивные учебные действия   обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

Личностные действия   позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 

Личностные действия  

позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 

Познавательные действия   включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.  

Познавательные действия  

включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.  

Коммуникативные действия   обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

Коммуникативные действия

  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:  • 1 этап — вводно-мотивационный.    Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: 

• 1 этап — вводно-мотивационный.   Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 

• 2 этап — открытие математических знаний.    На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.   • 3 этап — формализация знаний.    Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 

• 2 этап — открытие математических знаний.  На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. • 3 этап — формализация знаний.  Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 

• 4 этап — обобщение и систематизация.    На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. 

• 4 этап — обобщение и систематизация.  На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. 

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.  Личностные УУД   • участие в проектах;   • подведение итогов урока;   • творческие задания, имеющие практическое применение;   • самооценка событий.

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. 

Личностные УУД • участие в проектах;  • подведение итогов урока;  • творческие задания, имеющие практическое применение;  • самооценка событий.

Познавательные УУД   • «Найти отличия»   • «Поиск лишнего»   • «Лабиринты»   • «Цепочки»   • Составления схем-опор   • Работа с разными видами таблиц   • Составления и распознавание диаграмм   • Работа со словарями 

Познавательные УУД • «Найти отличия»  • «Поиск лишнего»  • «Лабиринты»  • «Цепочки»  • Составления схем-опор  • Работа с разными видами таблиц  • Составления и распознавание диаграмм  • Работа со словарями 

Регулятивные УУД   • «Преднамеренные ошибки»   • Поиск информации в предложенных источниках   • Взаимоконтроль   • Диспут   • «Ищу ошибку»   • Контрольный опрос на определенную проблему 

Регулятивные УУД • «Преднамеренные ошибки»  • Поиск информации в предложенных источниках  • Взаимоконтроль  • Диспут  • «Ищу ошибку»  • Контрольный опрос на определенную проблему 

Коммуникативные УУД    • Составь задание партнеру   • Отзыв на работу товарища   • Групповая работа по составлению кроссвордов   • «Подготовь рассказ на тему…»   • «Объясни …» 

Коммуникативные УУД  • Составь задание партнеру  • Отзыв на работу товарища  • Групповая работа по составлению кроссвордов  • «Подготовь рассказ на тему…»  • «Объясни …» 

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования  познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. 

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. 

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:     • выделять тип задач и способы их решения ;  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;  • различать обоснованные и необоснованные суждения;  • обосновывать этапы решения учебной задачи;  • производить анализ и преобразование информации;  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);  • устанавливать причинно-следственные связи;  • владеть общим приемом решения задач;  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:   • выделять тип задач и способы их решения ; • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; • различать обоснованные и необоснованные суждения; • обосновывать этапы решения учебной задачи; • производить анализ и преобразование информации; • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); • устанавливать причинно-следственные связи; • владеть общим приемом решения задач; • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:    • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:     • выбирать средства для своего поведения;  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;  • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;  • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:   • выбирать средства для своего поведения; • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 

Результатом формирования личностных УУД следует считать:    • уровень развития морального сознания;  • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;   • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

Результатом формирования личностных УУД следует считать:  • уровень развития морального сознания; • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;  • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.