СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательской культуры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе речь идёт о формировании исследовательской культуры школьника.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательской культуры»

Формирование исследовательской культуры

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о формировании исследовательской культуры. При переходе на новые образовательные стандарты в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научное общество, социально-активная личность, образовательная среда

При переходе современной школы на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Мы всегда говорили о социальном заказе, но никто его конкретно не формулировал. Мы говорили, что нужно воспитать достойного гражданина общества.

В стандартах нового поколения этот заказ расшифровывается.

Основным предназначением стандарта является формирование базового круга вопросов современного человека:

– умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция);

– умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция);

– умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы (самоорганизация);

– готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование).

Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:

  • мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;

  • одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для самореализации. Одна из задач работы учителя – применение знаний, полученных на уроке на практике.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на стремлении каждого человека к самостоятельному изучению окружающего мира.

Огромную роль в формировании исследовательской культуры каждого ученика играет научное общество.

Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-воспитательном процессе.

Исследовательская деятельность является значимой в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, - субъективно интересна и значима для него.

научно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении. Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают следующие компетенции:

  • умения работать с литературой;

  • умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;

  • умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и задачи, что создает предпосылки для развития креативности;

  • умения правильно оформлять работу;

  • навыки использования таких эмпирических методов исследования как: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;

  • речевые навыки;

  • опыт отстаивания своей точки зрения;

  • ведения дискуссии.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. В ходе учебного исследования учащимся приобретается функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний ,т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

  2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  3. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134