Компетентностный подход в области физической культуры поможет
реализовать задачи современного урока, способствуя формированию
ключевых компетенций обучающихся.
Все наиболее значимые компетентности личности в области физической
культуры: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения
проблем - закладываются на начальном этапе обучения.
Поскольку
начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной
деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения
образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на
начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей,
которые составляют основу образования на протяжении всей жизни [1].
можно выделить следующие ключевые компетенции, которые проявляются на уроках физической культуры: общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная,
социальная, личностная, профессиональная.
Определив ключевые
компетенции, которые формируются у учащихся на уроках физической
культуры, я решила проанализировать, как же реализуется
компетентностный подход на уроке.
Для этого я определила для себя программу деятельности по формированию
ключевых компетенций. В основу программы заложен образовательный
стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре,
где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей
школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности:
в сфере оздоровительной, двигательной деятельности, самоконтроля и
индивидуального физического развития.
Чтобы определить, как проявляются ключевых компетенций в процессе
физической культуры, я проанализировала следующие моменты,
связанные с уроком физкультуры. Например, для достижения цели
физического воспитания: воспитание бережного отношения к собственному
здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях
физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности,
предупреждение заболеваний. Я использую средства физической
культуры, умения, знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье:
комплексы лечебной физической культуры, дыхательные упражнения,
релаксационные упражнения, медитацию. Оказание первой помощи при
травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития
и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни,
профилактика вредных привычек средствами физической культуры.
Все это позволяет сформировать личностную компетенцию: владение
приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение
контролировать физическое состояние организма. Для овладения
технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, я использую комплексы профессионально-прикладных
физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и
релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности,
релаксационные упражнения, медитацию.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов
положительного влияния физических упражнений на здоровье и
формирование здорового образа жизни позволяет формировать социальную
компетентность. Это: обогащение двигательного опыта профессиональноприкладными упражнениями, ориентированными на подготовку к
предстоящей жизнедеятельности. Общая и прикладная физическая
подготовка. Это овладение техникой горного, пешеходного туризма,
навыками ориентирования. Наша школа на протяжении 16 лет работает в
условиях ТКД, при анализе поступления учащихся окончивших школу,
видно, что благодаря навыкам, полученным как на уроках физической
культуры, так и уроках туризма, наши многие выпускники смогли
определиться с выбором своей профессии.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный
уровень физической подготовленности формирует учебно-познавательная
компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей физического развития и медицинских показаний. Учебнопознавательная компетентность содержит в себе: познание основ
физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой
и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для
занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и
общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования
физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных
занятий спортом. Умение использовать средства физической культуры для
подготовки к профессиональной деятельности; владение современными
требованиями к научной организации труда и отдыха. На уроке это
проявляется в умении самостоятельно провести разминку, уметь
контролировать свое физическое состоянии при выполнении различных
упражнений. Выполнение тестов с целью определения уровня физического
развития.
Может быть реализована информационная компетенция, т.к. она
подразумевает использование учащимся различных информационных
ресурсов. Ученикам я предлагаю задания подобного типа: «С помощью
Интернета найдите информацию о развитии спорта в древности, о лучших
спортсменах Казахстана.
Коммуникативная компетентность - владение разными видами
информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и
занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным
вопросам. Умение анализировать и оценивать деятельность друзей,
одноклассников; умение применять различные способы взаимодействия с
окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе. Формирование этой
компетенции происходит через организацию деятельности учащихся на
уроке: это работа в парах, тройках, командах. Это постоянное общение
учащихся внутри класса, с окружающими. Большое значение для
формирования коммуникативной компетенции имеют игры: в младших
классах - это подвижные игры, в старших – спортивные игры. В играх
ученики учатся взаимодействовать в команде, сопереживать за общий
результат, выполняя отдельные ролевые задания. Развитию
коммуникативной компетенции способствуют применяемые в уроках
элементы туристского мастерства, уроки скалолазания, спортивного
ориентирования. Так как туризм, требует от учащихся не только спортивного
мастерства, но и большое значение имеет общение, взаимодействие,
сотрудничество, выполнение четко разграниченных обязанностей.
Общекультурная, личностная компетентность- усвоение системы знаний
о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании
здорового образа жизни и социальной ориентации Знание особенностей
индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их
коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение
методикой организации индивидуальных форм занятий физическими
упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности,
Полученные знания помогут учащимся при самостоятельных занятиях
физической культурой. Для того, чтобы ученик получил определенный багаж
знаний, я использую проектную технологию. Метод проектов позволяет
создавать для учащихся условия для проведения самостоятельных
исследований в области физической культуры, что приводит к осознанному
изучению предмета. Как правило, все привыкли считать предмет физическую
культуру уроком, на котором учащиеся выполняют упражнения
двигательного характера. Считают то, что ребенок умеет бегать, прыгать -
этого достаточно. Но практика доказала, что учащийся который знает
теоретический материал более осознано подходит к самому уроку. Ученик,
который сам провел небольшие исследования в области физической
культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить
нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе
выполнения того или иного двигательного упражнения. Опыт применения
проектной технологии доказывает, что ученик становиться более
просвещенным в области физической культуры, что позволяет избежать
ситуации, которые могут нанести вред его здоровью. Метод проектов я
применяю как в индивидуальной работе с учащимися, так и групповой.
Презентация проектов учащихся проходит на школьной научнопрактической конференции.
Если проанализировать один из уроков, то можно увидеть, что на уроке
учитель формирует несколько компетенций у учащихся. Например, урок
совершенствования техники горного и пешеходного туризма. (Приложение
3) Где цель: совершенствовать технику лазания по скальному рельефу, и
совершенствовать технику прохождения туристкой полосы препятствий.
Если это урок скалолазания, то прежде чем перейти к основной части урока,
я провожу с учащимися разминку. Комплекс разминки включает в себя
суставную гимнастику, так как при выполнении техники лазания по
скальному рельефу необходимо, чтобы были разогреты суставы. Следующим
приемом у меня запланировано провести игру «Север, юг, восток» - цель
научить учащихся определять стороны света, что в свою очередь поможет им
не только выполнить задание - ориентироваться и найти заданное
направление при работе с картой, но и в жизни может пригодиться для
ориентирования на местности. При прохождении туристской полосы
препятствий ребята попадают в условия, где необходимо сработать быстро и
на результат. Но результат зависит от того, как пройдет вся команда. В
заключительной части урока обязательно провожу анализ урока и
рефлексию, что способствует развитию самоанализа, самооценивания. На
этом уроке формировались несколько компетенций: это социальная,
коммуникативная, учебно-познавательная компетентность.
При компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное
продвижение, субъект собственного развития. В процессе обучения ученики
занимают разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
Необходимость развития компетентностей уже в рамках школьного
образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере
труда.
Эффективностью применения компетентностного подхода на своих уроках я
считаю достижения своих учеников: это призеры республиканских,
городских соревнований. Это их профессиональное самоопределение. Это
рост качества знаний по предмету в экспериментальном классе.
Подводя итог по теме «Реализация компетентностного подхода на уроках
физической культуры » могу сделать следующие выводы:
1. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует
серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении
учебного процесса, и в практике работы педагога.
2. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися
определенного результата. Содержание материала внутри предмета
подбирается преподавателем под сформулированный результат.
Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания
включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за
деятельностью учащихся.
3. Обучение на уроках физической культуры носит деятельностный
характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную
работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных
учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие
самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие
решений.
Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от
преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный
доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное
обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика
в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть
успешным и в том, и в другом. Это поможет самостоятельно повышать свой
профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Мною были адаптированы и внедрены конкретные приёмы реализации на
уроке физической культуры всех компетенций, составляющих
образовательную компетентность школьника.
Использование на уроках физической культуры спортивно- игровых
проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему
и ориентированных на реализацию компетентностного подхода, является
важным условием формирования компетентности младшего школьника.
Физическая культура как предмет в современной начальной школе не
может оставаться в стороне от процессов модернизации образования,
происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. К
инновациям в образовании относится компетентностный подход, появление
которого связано, прежде всего, с кризисом образования, состоящим в
противоречии между программными требованиями к ученику, запросами
общества и потребностями самой личности в образовании [2].
Компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной
ситуации. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения
образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах
обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний,
умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных
ситуациях.
С психологических позиций акцент в образовании смещается с
преимущественного развития предметно-обусловленных познавательных
способностей школьников на создание условий, необходимых для
полифункционального развития познавательной и личностной сфер
школьника.
1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем,
получать информацию.
2. Думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или
иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и
вырабатывать свою точку зрения.
3. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать
разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя
обязательства.
4. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад,
организовать свою работу.
5. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и
коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей
у учащихся является применение учителем адекватных педагогических
технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей
деятельности. Базовой образовательной технологией, поддерживающей
компетентностный подход, является метод проектов. Это не означает, что
весь процесс обучения должен быть построен только на основе проектной
деятельности. Компетентности формируются и при использовании
исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке,
методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п.[1].
Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в