Формирование коммуникативной компетенции школьников через организацию проектной деятельности
Видеоролик «Все в твоих руках».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я не случайно начала свое выступление известной притчей «Все в твоих руках». Как видите, мастер – учитель не дает своему ученику готового ответа на вопрос, а позволяет ему самому выбрать и ответ, и решение проблемы.
Смысл этой притчи философский, но как нельзя лучше подходит к нашей теме.
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления.
Перед школой стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»,-говорил Т. Эдисон.
Именно на это (научить человека мыслить) нацеливает учителей ФГОС нового поколения.
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации.
Чего наши дети ждут от учителя? — Знаний для жизни. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Эффективность решения многих задач зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства, от уровня сформированности коммуникативных компетенций школьников.
На слайде вы видите состав коммуникативной компетенции-это способность взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и многое другое. Важность коммуникативной компетенции трудно переоценить, т.к. это одна из основных характеристик современного специалиста в любой сфере деятельности.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые (а может быть и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении все более востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Я считаю, что для формирования коммуникативной компетенции школьников целесообразно использовать проектную деятельность.
Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
На следующих слайдах вы видите формирование коммуникативной компетенции на разных этапах проектной деятельности.
Первый этап разработки любого проекта является самым важным, так как именно здесь команда учащихся выявляет проблему и ее актуальность. В результате формируются умения определять уровень готовности к поисковой деятельности.
При планировании работы ребята приобретают навыки партнерского общения, умение распределять роли, а также самостоятельно работать в группах.
Умение отстаивать личное мнение, слушать и понимать позиции партнера, задавать вопросы формируется при сборе информации и оформлении результатов.
Весь собранный материал оформляется в портфолио, стендовый материал, презентацию. На этом этапе отрабатывается умение презентовать себя и свою работу.
На последнем этапе, где оценивается результат своей деятельности, формируется умение оценивать и анализировать готовность к сотрудничеству. Реализация проекта помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.
Я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектная деятельность оправдывается на все 100%. Все ученики с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом. Учебный проект, с точки зрения родителей, - это уникальная возможность сотрудничества со своим ребёнком, активного участия в процессе обучения. В применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.
Вот некоторые примеры практических проектных работ обучающихся.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектной деятельности позволила достичь положительных результатов.
Обучающиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Таким образом, в преподавании русского языка и литературы на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта, ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной.