Формирование навыков устного счёта и повышение познавательного интереса на уроках математики детей с ОВЗ Зарубицкая Людмила Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 18,
г.Канск, Красноярского края
“ Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия” К. Д. Ушинский
В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида”, а именно “ ...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств ” .
Устный счёт – расширяет кругозор, является обязательным элементом на уроке математики. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-7 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Подбирая комплекс дидактических игр и упражнений, учитываю следующие принципы их использования на уроке:
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ученику. Использование дидактического материала, позволяющего максимально активизировать познавательную деятельность детей. Соответствие предъявляемого материала по теме конкретного урока. Использование разнообразного и эстетически оформленного материала. Целесообразность использования дидактического материала на конкретном уроке. Предъявление материала небольшими дозами с целью предотвращения переутомления учеников. Предъявление дидактического материала с постепенным его усложнением.
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ученику. Использование дидактического материала, позволяющего максимально активизировать познавательную деятельность детей. Соответствие предъявляемого материала по теме конкретного урока. Использование разнообразного и эстетически оформленного материала. Целесообразность использования дидактического материала на конкретном уроке. Предъявление материала небольшими дозами с целью предотвращения переутомления учеников. Предъявление дидактического материала с постепенным его усложнением.
- Осуществление индивидуального подхода к каждому ученику.
- Использование дидактического материала, позволяющего максимально активизировать познавательную деятельность детей.
- Соответствие предъявляемого материала по теме конкретного урока.
- Использование разнообразного и эстетически оформленного материала.
- Целесообразность использования дидактического материала на конкретном уроке.
- Предъявление материала небольшими дозами с целью предотвращения переутомления учеников.
- Предъявление дидактического материала с постепенным его усложнением.
29.03.12
Формы восприятия устного счета
- слуховые упражнения (данные воспринимаются на слух);
- зрительные упражнения (числа воспринимаются зрением, используются наглядные пособия);
- зрительно-слуховые (комбинированные) упражнения.
29.03.12
Задания, развивающие слуховую память, внимание, мышление.
- «Лучший счётчик»
- «Молчанка»
- Слуховой диктант
- «Память на числа»
- «Угадай пример»
- Решение стихотворных (рифмованных ) задач, логических задач
29.03.12
Задания, развивающие слуховую память, внимание.
12
21
4
14
32
6
15
24
42
16
25
8
35
54
18
72
36
63
45
81
27
9
10
28
64
20
56
30
48
40
49
29.03.12
Задания, развивающие зрительную память, внимание, мышление.
1.
2. 15, 20, 25, .. , .. , .. .
9 , 18 , 27 , .. , .. , .. .
12 56
74
93 8
29.03.12
29.03.12
9
«Магические квадраты»
1) определите пропущенное число
2) в центре записана сумма,
которая должна получиться
при сложении трёх чисел
Задания, развивающие зрительную память, внимание, мышление.
2) в центре записана сумма,
которая должна получиться
при сложении трёх чи
2
7
9
4
6
3
1
8
35
43
100
18
70
9
Задания, развивающие зрительную память, внимание, мышление.
- «Чудесный мешок»
- «Продолжи счет»
- «Вычисли цепочку»
+ 12 х 6
: 11 + 34
?
67
29.03.12
Задания, развивающие зрительную и слуховую память, внимание, мышление.
«Соедини верно»
«Сравни»
56 - 30 ... 59 - 30
70 - 13 .... 70 - 15
60 - 5 ... 60 - 7
50 - 8
34
70 -5
42
40 - 6
65
12
Задания, развивающие зрительную и слуховую память, внимание, мышление.
- Заполнение таблиц на нахождение неизвестного
Уменьшаемое
Слагаемое
Вычитаемое
52
38
5
Разность
Слагаемое
60
Сумма
8
5
56
38
7
32
70
57
49
60
9+ 4
5 + 6
16 - 9
15 -6
11 + 5
7 + 8
13 - 8
29.03.12
12
Карточки по уровням развития
I уровень (высокий) II уровень (средний) III уровень (низкий)
5 + (48 – 8)= 45 70 + 3 = 22 8 + 6 = 14
17 + (10 – 4) = 22 84 – 4 = 80 9 + 7 = 17
16 + (16 – 8) =24 42 + 30 = 72 9 + 7 = 17
64 – (23 + 7) = 34 36 – 30 = 6 14 – 9 = 5
75 + (9 – 6) = 72 29 + 1 =39 15 – 10 = 5
- «Расшифруй имя сказочного героя»
- «Эстафета»,
- «Забей гол в ворота»;
- «Взаимотренажёры»
29.03.12
Заинтересованность учащихся предметом математики
29.03.12
Устный счёт
29.03.12
16
Спасибо за внимание
29.03.12
16
17
17