СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков устного счёта и повышение познавательного интереса на уроках математики детей с овз

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на VI педагогической конференции работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края "Инновационный опыт - основа системных изменений"

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков устного счёта и повышение познавательного интереса на уроках математики детей с овз»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЁТА И ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ


Автор Л.М. Зарубицкая, учитель специальных (коррекционных) классов

МБОУ СОШ № 18, г. Канск, Красноярского края


В данной заметке освещаются различные приёмы проведения устного счёта. Приводятся задания, развивающие слуховую и зрительную память, внимание, мышление.

«Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению

знаниями. Вместе с тем, учение требует
и черновой работы и волевого усилия»
К. Д. Ушинский


В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин.

«Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств» [Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.]. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке математики отражена в новой редакции «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», а именно «...использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств».

Урок математики для умственно отсталых детей является одним из труднейших и по этой причине многие учащиеся не любят этот предмет. В задачи учителя на уроках математики входит не только обучение вычислительным приёмам, но и развитие логического мышления, повышение познавательного интереса. Опытный учитель постарается преодолеть равнодушие, умственную инертность школьников.

На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью разнообразных приёмов и методов использования  устного счета.

Устный счёт – расширяет кругозор, является обязательным элементом на уроке математики. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5-7 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился», если хорошо проведён устный счёт, с известной долей уверенности можно ждать, что урок и дальше пойдёт успешно, дети будут активны.

При проведении устного счёта учителю необходимо учитывать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить включения его во фронтальную работу класса с учётом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

При обучении детей устному счёту необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, так как один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвёртый медленно и допускает ошибки. Результаты наблюдений проведённых мной, занесла в таблицу классификации по категориям обучаемости по В. В. Воронковой

Классификация учащихся VIII вида по В.В.Воронковой

(характеристика учащихся по возможности обучения).


Группа

Количество учащихся

Характеристика группы

Коррекционно-воспитательные мероприятия

I. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом.

3


Успешно усваивают программный материал. Умеют работать самостоятельно. Умеют анализировать учебный материал и свою деятельность. Полученные знания успешно применяют на практике. Способны к изучению дополнительного материала.

Помощь в виде побуждения (подумай, вспомни) или незначительная помощь при выполнении очень сложных заданий.

II. Достаточно успешно обучаются, испытывая несколько большие трудности, чем учащиеся I группы.

6


Успешно усваивают программный материал.

Испытывают трудности при анализе учебного материала.

Снижен темп работы.

Полученные знания применяют на практике при организующей и активизирующей помощи педагога.

Необходима помощь при выполнении самостоятельной работы.

Помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

III. Учащиеся с трудом усваивающие программный материал.

2

С трудом усваивают программный материал.

Недостаточно осознание учебного материала.

С трудом устанавливают логические связи.

Самостоятельно работать затрудняются. Темп усвоения учебного материала снижен (значительно).

Практические задания выполняют при помощи учителя.

Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логических, наглядных предметно-практических). Меньший объем материала, помощь в выполнении. Работа по образцу.

IV. Учащиеся, овладевающие учебным материалом на самом низком уровне.

1


Не в полном объеме усваивают программный материал.

Знания усваиваются механически, часто фрагментарно. Не умеют анализировать, делать выводы.

Не могут работать самостоятельно. Не видят ошибок в работе.

Требуется неоднократное объяснение. Использование наглядности. Подкреплять большим количеством примеров и упражнений. Помощь в виде прямой подсказки.

Из таблицы видно, какие дети нуждаются в особой помощи. Какие уровни сложности следует предлагать учащимся на уроке, чтобы учесть оптимальный вариант (дозировку устной работы), составляя варианты заданий для индивидуальной работы, исходя из подготовленности класса. При отсутствии своевременной помощи учителя, дети IV группы обречены на неуспеваемость в обучении.


Подбирая комплекс дидактических игр и упражнений, я учитываю следующие принципы их использования на уроке:

      1. Осуществление индивидуального подхода к каждому ученику.

      2. Использование дидактического материала, позволяющего максимально

активизировать познавательную деятельность детей.

      1. Соответствие предъявляемого материала по теме конкретного урока.

      2. Использование разнообразного и эстетически оформленного материала.

      3. Целесообразность использования дидактического материала на конкретном уроке.

      4. Предъявление материала небольшими дозами с целью предотвращения

переутомления учеников.

7. Предъявление дидактического материала с постепенным его усложнением.

8. При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки

(поощрение) с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.


Применение различных приёмов проведения устного счёта, использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют свою активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой высоких для себя результатов. Систематическое проведение устных вычислений дисциплинирует учащихся на уроке.

На уроках дети все время работают, а задания на дом получают в минимальном количестве. Это соответствует рекомендациям медиков: ребенок не будет чувствовать усталости, если освободить его на уроке от безделья, обеспечить оптимальным объемом работы и по возможности освободить от большого количества упражнений в домашнем задании.

Положительные эмоции, возникающие во время занятия устным счетом, активизируют деятельность ребенка, способствуют лучшему восприятию учебного материала, который связан с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Активизация познавательной деятельности способствует развитию и формированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья вычислительных навыков и умений, их адаптации в разных жизненных ситуациях, социуме.


Существуют следующие формы восприятия устного счета:

  • слуховые упражнения (данные воспринимаются на слух);

  • зрительные упражнения (числа воспринимаются зрением, используются наглядные пособия);

  • зрительно-слуховые (комбинированные) упражнения.

Задания, развивающие слуховую память, внимание, мышление.

  • «Лучший счётчик».

  • «Молчанка».

  • Слуховой диктант

  • «Память на числа». (В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона, номер ячейки на вокзале камеры хранения, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочту, а вы должны их назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5. )

  • «Угадай пример». Пример записан на доске, закрыт карточкой с ответом. Дети называют различные примеры с данным ответом, стараясь угадать пример записанный на доске.

  • Решение стихотворных (рифмованных ) задач.

У речки гуляли 4 утёнка

И 24 весёлых гусёнка.

Во сколько раз больше было гусят?

Во сколько раз меньше было утят? Ответ: 24 : 4 = 6 раз

Дети на уроках математики   с большим удовольствием решают  задачи,  преподнесенные в  игровой стихотворной форме.  Этот  прием удачно разнообразит  устный счет,   вносит оживление,  помогает развивать воображение и память у учащихся. Практика показывает, что применение задач-загадок  на уроках математики дает положительные  результаты, так как они  знакомят  детей с  окружающим миром,  раскрывают богатство родного языка, развивают логическое  мышление, вызывают интерес к предмету.

При решении несложных задач часто включаю в условие лишнее данное или, наоборот пропускаю какое-либо важное слово в задаче, спрашиваю о том, что уже дано в условии. Например:

  1. Для полива огорода принесли 2 ведра воды и одну лейку. Сколько вёдер воды принесли?

  2. Боря гостил в деревне неделю и два дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне?

  • «Математическое лото».

На карточках записаны результаты таблицы умножения (деление). Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 7x3, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто правильно закроет числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.


Таблица умножения




4


6


8

9

10


12


14

15

16


18


20

21



24

25


27

28


30


32



35

36




40


42



45



48

49





54


56







63

64








72









81











Задания, развивающие зрительную память, внимание, мышление.

  • «Исключи лишнее».

  • Назови число в правом верхнем углу.

  • Прочти число, записанное зеленым цветом.

 12 56

74

93 8


  • П

    ?

    15, 20, 25, .. , .. , .. .

    9 , 18 , 27 , .. , .. , .. .

    родолжи цепочку (из геометрических фигур, цифр):





  • Зрительный диктант. Сосчитать количество предметов на картинке и записать пример в тетрадь.

  • Найди различия.

  • «Магические квадраты» используются для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей:

1) Определите пропущенное число.

 2

7

6

9


 1

4

3

8


2) В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел

в каждой строке и каждом столбце. Задача: вставить пропущенные числа.

 35

43



100

 70

18




  • «Найди на ощупь» или «Чудесный мешок». Из мешка взять геометрическую фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.

  • «Продолжи счет». Например: считай восьмёрками до 80.

Отсчитывай от 80 по 8.

  • «Вычисли цепочку»

-12 х 6


: 11 + 34



  • «Соедини верно». Такие игры используются на все арифметические действия.

  • «Сравни» - задание с использованием персонажа.

Задания зрительно-слуховых упражнений:

  • Заполнение таблиц на нахождение неизвестного

Слагаемое

38

 

56

49

Слагаемое

5

7

32

 

Сумма

 

70


60

Уменьшаемое

52

 

60

Вычитаемое

5

8

 

Разность

 

38

57







  • «Круговые примеры».

  • «Найди ошибку».


Детям раздаются карточки по уровням развития)

I уровень (высокий)

5 + (48 – 8)= 45

17 + (10 – 4) = 22

16 + (16 – 8) =24

64 – (23 + 7) = 34

75 + (9 – 6) = 72

II уровень (средний)

70 + 3 = 22

84 – 4 = 80

42 + 30 = 72

36 – 30 = 6

29 + 1 =39

III уровень (низкий)

8 + 6 = 14

9 + 7 = 17

14 – 9 = 5

16 – 7 = 10

15 – 10 = 5


  • «Расшифруй имя сказочного героя», «Эстафета», «Забей гол в ворота»;

  • «Взаимотренажёры» для отработки навыков устного счёта, таблиц умножения и деления.


Устные упражнения подбираю из специальных сборников устных задач и вычислений, из журналов, использую ресурсы интернета. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

В заключении хочется отметить, что систематическое использование устных упражнений на уроках математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков и повышение познавательного интереса учащихся.



Литература

  1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В.

Воронкова. – М., 1994.

  1. Граборов, А.П. Игра и её значение в развитии дитя/ А.П. Граборов. - М., 1916.

  2. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. - М., 1994.

  3. Перова, М.П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М.П. Перова. – М.:

«Просвещение», 1996.

  1. Перова, М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе/ М.П.

Перова. - М.: «Просвещение», 1978.

  1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. –

М., 1986.

  1. Соловьев, И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся

вспомогательной школы/ И.М. Соловьев. - М., 1953.

  1. Хилько, А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/ А.А.

Хилько. – Ленинград, 1964.

  1. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. - М., 1986