СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества средствами инновационных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях. Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день.

Просмотр содержимого документа
««формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества средствами инновационных технологий»»

ДОКЛАД

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Старший воспитатель, первой квалификационной категории

ГКДОУ «Детский сад №352 г. о. Донецк» ДНР

Новикова Юлия Александровна


Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях. Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день.

И так, познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

Мы сейчас будем касаться творческо-художественного познания (оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.

Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами, является наиболее благоприятным периодом для становления многих видов деятельности. Именно в дошкольном возрасте, детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового, виденью в обычном необычного. Их мир гораздо шире, сложнее, чем иногда это кажется взрослым. «Этот период длится определённое, довольно короткое, время и проходит безвозвратно, поэтому пропустить его ни в коем случае нельзя, ведь наверстать упущенное будет практически невозможно» (Д. И. Фельдштейн).

Если познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет недостаточно развит.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса обучение даже у слабых протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Важно создать определенные условия, чтобы увидеть в ребёнке индивидуальность, задатки творчества, помочь ему раскрыться во всех видах деятельности.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, ручному труду активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, воображение. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти работы от традиционных, по выполнению.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Нетрадиционные техники рисования для детей раннего и дошкольного возраста:

-рисование пальчиками

-рисование ладошками

-рисование ватными палочками

-оттиск печатками из овощей

-тычок жёсткой сухой кистью

-печать поролоном

-пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин)

-набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу).

-рисование на манке

-рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами).

- ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек).

- рисование песком(прорисовывается контур рисунка клеем ,сверху притусить песком или солью. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, а можно высушенную работу раскрасить красками.)

- рисование клейстером(для работы необходимо заварить клейстер и смешать его с красками, затем нанести равномерно на бумажный лист достаточно объемным слоем. Палочкой процарапывается рисунок и оставляется до полного высыхания.)

-граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография).

- кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью).

- рисование солью

- рисование мыльными пузырями

- рисование с помощью изоленты(используя изоленту или скотч, любому ребенку будет интересно изготовить симпатичную аппликацию. Необычный способ рисования получается ,если аппликацию из изоленты раскрасить красками .А после высыхания краски-снять изоленту.)

-рисование цветным льдом или шарики в краске (на дне коробки располагается бумага .Шарики окунаются в краску и выкладываются на дно коробки и перекатываются в разных направлениях)

-монотипия (диатипия) (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность)

- мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок)

- фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша)

Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать свои чувства.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.


Список используемой литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  2. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

  3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

  5. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004

  6. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.,1992.