Формирование смыслового чтения на уроках окружающего мира на основе учебника
Автор:
К.В. Позднякова,
учитель начальных классов,
МБОУ Гимназия №1
Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию
Прием «Тонкие и толстые вопросы» по теме : «Органы чувств»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Как человек ощущает холод?
Какое значение для человека имеют органы чувств?
Чем человек чувствует запахи?
Объясните, как и с помощью чего человек чувствует вкус?
Что имеет запах ?
Почему вы считаете, что нюхать незнакомые жидкости опасно?
Прием «Ромашка Блума»
Игра «Верите ли Вы…»
- 1 Дельфины – это маленькие киты? ( ДА. )
- 2 На зиму пингвины улетают на север? ( Нет. Пингвины не умеют летать . )
- 3 Совы не могут вращать глазами? ( Да . )
- 4 Радугу можно увидеть и в полночь? ( Да. )
- 5 Мыши, подрастая, становятся крысами? ( Нет, это два разных отряда грызунов. )
- 6 Некоторые лягушки умеют летать? ( Да, в тропических лесах Азии и Африки.
- 7 Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? ( Да. )
- 8 Лось является разновидностью оленя? ( Да . )
- 9 Утром вы выше ростом, чем вечером? ( Да. )
- 10 Правда ли, что пауки питаются собственной паутиной? ( Да . )
Прием «Кластер»
Режим дня
Чистая вода
Здоровье
Спорт
Свежий воздух
УМК «Начальная школа XXI века»
Работа по учебнику - чтение дополнительных текстов. Тема : «Что мы знаем о птицах»
Три этапа работы с текстом
1. Работа с текстом до
чтения.
2. Работа с текстом во
время чтения.
3. Работа с текстом после
чтения.
Работа по учебнику. Прием « Познавательная минутка». Тема: «Россия многонациональная страна»
1 2 3 4 5
Представители разных национальностей:
1 — карел; 2 — еврей; 3 — русский; 4 — татарин; 5 — эвенк
160
Работа по учебнику. Прием «Эмоциональная опора» Тема :«Россия - твоя Родина»
О чём рассказал папа
Дети ещё спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далёкой Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе:
— Ой, как же я соскучился! — И по маме? — спросил Егор. — И по маме! — И по бабушке? — спросила Даша. — И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей̆ улице, даже по нашей̆ полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.
— Тебе не понравилась Америка? — удивились дети.
— Америка — красивая земля. И работа у меня была очень интересная. Но где бы человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой̆ стране, он скучает по родным местам и хочет скорее вернуться домой̆. Другая страна остаётся для него чужой̆ — чужбиной̆, как говори- ли в старину.
— Почему? — снова спросил Егор.
— Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство, где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот вы, когда летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?
— Да, и хотим быстрее вернуться домой̆!
— Зато зимой̆ все мы скучаем по нашему деревенскому житью-бытью, по друзьям, которые там остались.
Работа по учебнику.
Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор — мелодией, а художник — красками. Давай представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем волшебный колокольный̆ звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. О чем хо- чается думать?
Работа по учебнику. Прием «Смешинка»
Благодаря этим и другим приемам дети научатся:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, овладения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
- осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Спасибо за внимание!