Формирование социальной компетентности
у детей с интеллектуальными нарушениями
через организацию проектной деятельности
Воспитанники нашей школы – дети с недостаточным развитием интеллектуальной сферы и личности в целом, которая является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга. Основной диагноз – олигофрения в степени дебильности, определяющаяся при наличии лёгкой степени снижения интеллекта, способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.
Школьники, имеющие проблемы со здоровьем, как правило, ограничены в общении, поэтому необходимо научить детей общаться друг с другом в школьном коллективе, чтобы полученные знания и умения они могли перенести за стены школы. И поэтому социальная адаптация школьников с ограниченными возможностями здоровья является основной целью всего коллектива педагогов школы.
Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействии человека с окружающими людьми.
В социализации детей с ограничениями в развитии - учитель главная движущая сила. Для педагога коррекционного учреждения это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманные действия не только при создании творческой деятельности, но и при представлении её в обществе наравне с нормально развивающимися детьми.
Ведущее место в моей деятельности принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов.
Метод проектов в специальной (коррекционной) школе открывает значительные возможности для формирования социальной компетентности у учащихся и в образовательной среде выполняет ряд функций: воспитательную, пропедевтическую, здоровьесберегающую, интегрирующую, защитную, профилактическую.
Слайд Определены основные показатели социальной компетентности личности – социальная активность, самостоятельность, социальная адаптированность, общительность, ответственность, организованность, нравственность, а также необходимость в создании условий для расширения социума и предметного общения. К этому относится:
- участие в ученических конференциях – классных, школьных, муниципальных, региональных;
- организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентации творческих и самостоятельных работ (групповых и индивидуальных);
- реализация проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков;
- проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;
- участие в школьных, районных, областных олимпиадах.
На своих уроках я применяю различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество форм организации учебной работы. Это помогает создавать условные ситуации, из которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя находят выход.
Слайд Важным фактором в работе над проектом является работа с родителями. Я проводила родительские собрания и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности.
В результате появляются первые совместные проектные работы. Так проект «Моя семья» совместил в себе как воспитательный, со стороны родителей, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили фотографии и представили его перед одноклассниками виде альбома с фотографиями. Также подготовили рисунки на тему «Моя семья».
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель - ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует социальной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.
Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации.
Обучающиеся моего класса принимают участие в разработке различных проектов: проекты по формированию экологической компетентности учащихся начальных классов «Береги свою планету», «Лекарственные растения», «Кладовая Закамны», «Священные места улуса Шара - Азарга», «Наш школьный двор», проекты по нравственному воспитанию «Моя семья», «Портрет моего класса», проекты по патриотическому воспитанию «Мы живем у границы», «По зову сердца», «Волонтерство – это сотрудничество взрослых и детей», «Тимуровская команда», проекты по летнему отдыху «Байкал – жемчужина Бурятии», «Отдых в мини этно лагере «Юртландия» и т.д.
В апреле 2013 года ученица 3 класса Осокина Света приняла участие в II республиканской научно - практической конференции среди учащихся интернатных учреждений и заняла II место в секции «Растительный и животный мир родного края», в 2014 году – I место в секции «Краеведение», Осокин Вячеслав – III место в I в секции «Краеведение», Цыренова Алтына– I место в секции «История семьи» I научно – практической конференции среди учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида, Неганова Евгения – сертификат участника республиканской НПК среди учащихся интернатных учреждений, в 2018 году - Охинов Энхэ занял I место в секции «Популизация бурятского языка», Плюснин Станислав - I место в секции «Волонтерство и добровольчество», Зайцева Виолетта III место в секции «Растительный и животный мир» II республиканской научно – практической конференции среди учащихся начальных классов специальных коррекционных школ.
Таким образом:
1. Сегодня социальное образование должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и самореализации человека как субъекта деятельности.
2. В качестве необходимого условия достижения определённого уровня социальной компетентности личности является социальная адаптация (активное включение в социальную среду).
3. Фактором успешной социализации личности является формирование социальной компетентности учащихся не только во внеурочное время, но и на уроке.
4. Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях.
5. Для достижения высоких результатов очень важно говорить о необходимости формирования компетентностей у педагогов, и у них – в первую очередь. Учитель старой формации, пусть даже профи, работающий по традиционным принципам организации образовательного процесса, сможет дать детям отличные предметные знания, но не достичь метапредметного результата.
И в заключении хочу представить проект «Пластилиновый мультфильм «Табан нухэд», осуществленный в 2017 – 2018 учебном году. Он был посвящен «Году Популизации бурятского языка в республике Бурятия». Спасибо за внимание!