СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование толерантности в ученическом коллективе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение занятий с элементами арт-терапии для коррекции межличностных отношений подростков заключается в том, что этот процесс предполагает развитие и укрепление сплоченности в ученическом коллективе в ходе совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантности в ученическом коллективе»

Формирование толерантности  в ученическом коллективе Экспериментально-исследовательская работа учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ№4 г.Бирск Сатиевой Розы Нуржановны

Формирование толерантности в ученическом коллективе

Экспериментально-исследовательская работа учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ№4 г.Бирск

Сатиевой Розы Нуржановны

Актуальность применения занятий с элементами арт-терапии для коррекции межличностных отношений подростков заключается в том, что этот процесс предполагает развитие и укрепление сплоченности в ученическом коллективе в ходе совместной деятельности.

Объект исследования: межличностная сфера подростков.

Предмет исследования: разработка и апробация коррекционно-развивающей программы с элементами арт-терапии для формирования межличностной толерантности в ученическом коллективе.

Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений в младшем подростковом возрасте посредством применения занятий с элементами арт-терапии на уроках по изобразительному искусству и влияние этих занятий на формирование толерантности во взаимоотношениях детей.

Гипотеза исследования: полагаем, что арт-терапевтические приемы при формировании межличностной толерантности позволят повысить уровень групповой сплоченности учащихся.

Задачи исследования:

  • Теоретический анализ проблемы исследования;
  • Выявить социометрический статус младших подростков в группе сверстников;
  • Выявить специфику межличностных отношений младших подростков в классе (коммуникативные установки, особенности межличностного восприятия);
  • Разобрать коррекционно-развивающую программу с элементами арт-терапии, направленную на сплочение и гармонизацию межличностных отношений в подростковом социуме и определить ее эффективность.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось в СОШ№4 г. Бирска, при участии детей обучающихся в 6 классе.

Определение индекса групповой

сплоченности Сишора

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

I. Как оценили бы вы свою принадлежность к

группе?

1.Чувствую себя ее членом, частью коллектива(5).

2.Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3.Участвую в одних видах деятельности и не

участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5.Живу и существую отдельно от нее (1).

6.Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы

представилась такая возможность

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2.Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4.Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5.Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6.Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

 

IV. Какие у вас взаимоотношения с руководством? 1 Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2Лримерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4.Незнаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе? 1 Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4.Незнаю(1).

Оценка отношений подростка с классом Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Оценка отношений подростка с классом

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Анкета

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А— знает больше, нем я;

А — возможность работы, когда тебе никто не мешает; Б — возможность получения новой информации от других людей;

В — возможность сделать полезное другим людям.

Б — все вопросы стремится решать сообща;

9. Основная роль должна заключаться:

В — не отвлекает внимание преподавателя.

А — в воспитании людей с развитым чувством долга перед

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

другими;

А — используют индивидуальный подход;

Б — создают условия для Помощи со стороны других;

Б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жиз­ни людей;

В — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

В — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

3. Я рад, когда мои друзья:

А — знают больше, чем я, и могут мне помочь; Б — умеют самостоятельно; не мешая другим, добиваться успехов;

А — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В — помогают другим, когда представится случай.

В — стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А— некому помогать;

А — имел ко мне индивидуальный подход;

Б — не мешают при выполнении задачи;

В — остальные слабее подготовлены, чем я.

Б — создавал условия для получения мной помощи со сто­роны других;

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

В — поощрял инициативу учащихся, направленную на до­стижение общего успеха.

А— я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б —Мои усилия достаточно вознаграждены;

В — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

Б — чувствуешь себя ненужным в группе;

6.Мне нравятся коллективы, в которых:

В — тебе не помогают окружающие.

А — каждый заинтересован в улучшении результатов всех; Б — каждый занят своим делом И не мешает другим; В — каждый человек может использовать других для реше­ния своих задач.

13. Больше всего я ценю:

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавате­лей, которые:

А — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

А — создают дух соперничества между учениками;

Б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В — успех, достигнутый ценой собственных усилий.

Б — не уделяют им достаточного внимания;

В — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

14. Я хотел бы:

А — работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

Б — работать индивидуально с преподавателем;

В — работать со сведущими в данной области людьми.

1И + тП + пК, где l — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, т — «прагматическому», в — «коллективистическому», например: АИ + вП + 4К. Ключ для обработки анкеты индивидуалистическое 1B 8A коллективистическое прагматическое 2А 9Б 1B 8B ЗБ 10Б 1А 8Б 2В 9А 4Б 11А 5Б 12А ЗВ 10В 4А 11В  5В 12Б 2Б 9В 6Б 13В 7Б 14В 6А 13Б  7А 14А ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В

1И + тП + пК,

где l — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, т «прагматическому», в — «коллективистическому», например: АИ + вП + 4К.

Ключ для обработки анкеты

индивидуалистическое

1B 8A

коллективистическое

прагматическое

2А 9Б

1B 8B

ЗБ 10Б

1А 8Б

2В 9А

4Б 11А 5Б 12А

ЗВ 10В 4А 11В 5В 12Б

2Б 9В

6Б 13В 7Б 14В

6А 13Б 7А 14А

ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В

6В 13А 7В 14В

СОЦИОМЕТРИЯ, или с кем бы вы хотели работать вместе, а с кем — нет?   Методика разработана Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций   Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Материалы. Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица

СОЦИОМЕТРИЯ,

или с кем бы вы хотели работать вместе, а с кем — нет?

  Методика разработана Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций

 

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы. Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица

Социоматрица № Фамилия, 1. И……. ва 2. 1 имя, 2 3. * П…….в отчество С…….в 2 4. 3 Г……. ва 1 * 4 5. 1 Д…….на 6. 3 5 * 7. 2 6 З……. ва 8. Л…….в 7 3 8 К……. ва 9. 2 * 1 3 Ж…….в 10. 3 9 * Р……. ва 11. 3 1 10 Кол-во выборов Т…….на 1 2 2 11 3 * Кол-во 2 3 итого 1 2 5 взаимных выборов 2 1 * 2 7 1 3 1 6 1 3 3 * 1 7 3 2 0 1 3 2 1 10 * 3 7 4 * 16 3 3 1 * 11 12 0.5 79

Социоматрица

Фамилия,

1.

И……. ва

2.

1

имя,

2

3.

*

П…….в

отчество

С…….в

2

4.

3

Г……. ва

1

*

4

5.

1

Д…….на

6.

3

5

*

7.

2

6

З……. ва

8.

Л…….в

7

3

8

К……. ва

9.

2

*

1

3

Ж…….в

10.

3

9

*

Р……. ва

11.

3

1

10

Кол-во выборов

Т…….на

1

2

2

11

3

*

Кол-во

2

3

итого

1

2

5

взаимных выборов

2

1

*

2

7

1

3

1

6

1

3

3

*

1

7

3

2

0

1

3

2

1

10

*

3

7

4

*

16

3

3

1

*

11

12

0.5

79

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень крите­риев. Порядок исследования. Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, пока­зать, как нужно выполнять задания, гарантировать со­хранение тайны ответов. Возможны три основных способа выбора: а) количество выборов ограничивается 3—5; б) разрешается полная свобода выбора (каждый может запи­  сать столько решений, сколько пожелает); в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости  от предложенного критерия.

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень крите­риев.

Порядок исследования. Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, пока­зать, как нужно выполнять задания, гарантировать со­хранение тайны ответов.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3—5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может запи­ сать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

Бланк социометрического опроса Ф. И. О. Курс (группа, класс, отдел) Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т. д.) с учетом отсутствующих. 1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?  a)  б)  в)  2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения? a)  б)  в)   3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?  а)  б)  в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.

Курс (группа, класс, отдел)

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т. д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе? a) б) в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

a) б) в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход? а) б) в)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Составление социоматрицы. Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). Количество полученных выборов (79) — социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возмож­ным числом выборов (11 х 9) = 99. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:  сумма взаимных выборов 4,5 Сгр = ----------------------------------------------------- = ---- = 0,04  общее число возможных выборов в группе 99

ОБРАБОТКА ДАННЫХ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Составление социоматрицы. Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).

Количество полученных выборов (79) — социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возмож­ным числом выборов (11 х 9) = 99.

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:

сумма взаимных выборов 4,5

Сгр = ----------------------------------------------------- = ---- = 0,04

общее число возможных выборов в группе 99

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6—0,7. %.

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6—0,7. %.

Организация занятия по индивидуальной деятельности для восприятия друг друга Занятие 1. Индивидуальная работа «Угадай, кто я?»

Организация занятия по индивидуальной

деятельности для восприятия друг друга

Занятие 1. Индивидуальная работа «Угадай, кто я?»

Организация занятия по индивидуально-групповой деятельности для объединения участников в группу Занятие 2. Индивидуально-групповая работа «Сказочная цветочная поляна»

Организация занятия по индивидуально-групповой

деятельности для объединения участников в группу

Занятие 2. Индивидуально-групповая работа

«Сказочная цветочная поляна»

Организация занятия по индивидуально-групповой деятельности для закрепления навыков совместной деятельности Занятие 3 . Индивидуально-групповая работа «Мир динозавров»

Организация занятия по индивидуально-групповой деятельности для закрепления навыков совместной деятельности

Занятие 3 . Индивидуально-групповая работа

«Мир динозавров»

Организация занятия по индивидуально-групповой  деятельности для создания положительного отношения друг к другу Занятие 4. Индивидуально-групповая работа  «Подводный мир»

Организация занятия по индивидуально-групповой

деятельности для создания

положительного отношения друг к другу

Занятие 4. Индивидуально-групповая работа

«Подводный мир»

Занятие 5. «Средневековый город» Организация занятия по коллективной деятельности для закрепления качеств, умений, навыков, развития рефлексии.

Занятие 5. «Средневековый город»

Организация занятия по коллективной деятельности для закрепления качеств, умений, навыков, развития рефлексии.

Организация занятия по коллективной деятельности для развития чувства поддержки в группе. Занятие 6. Продолжение темы «Средневековый город»

Организация занятия по коллективной деятельности

для развития чувства поддержки в группе.

Занятие 6. Продолжение темы «Средневековый город»

Организация занятия по индивидуально-групповой деятельности для развития навыков эмпатии, умения анализировать реальность Занятие 7. Индивидуально-групповая работа «Старинное окно. Витраж»

Организация занятия по индивидуально-групповой

деятельности для развития навыков эмпатии,

умения анализировать реальность

Занятие 7. Индивидуально-групповая работа

«Старинное окно. Витраж»

Организация занятия по групповой деятельности для укрепления чувства доверия участников друг к другу Занятие 8. Групповая работа «Большая семья»

Организация занятия по групповой деятельности

для укрепления чувства доверия участников друг к другу

Занятие 8. Групповая работа «Большая семья»

Организация занятия по коллективной деятельности для регулирования поведения коллектива Занятие 9. Коллективная работа «Наша улица»

Организация занятия по коллективной деятельности

для регулирования поведения коллектива

Занятие 9. Коллективная работа «Наша улица»

Организация занятий по индивидуально-коллективной работы для повышения самооценки, сплочение группы Занятие 10. Индивидуально-коллективная работа «Наш город»

Организация занятий по индивидуально-коллективной

работы для повышения самооценки, сплочение группы

Занятие 10. Индивидуально-коллективная работа «Наш город»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!