Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Тюмени
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме: «Формирование социально-трудовой компетенции обучающихся как основы овладения учениками опытом трудовой деятельности»
Выполнил: Сыропятов Владимир
Александрович,
учитель технологии
г.Тюмень, 2024 г.
Основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций обучающихся в интеллектуальной правовой, информационной и других сферах.
Таким образом, сегодня школа из места трансляции знаний в головы учеников должна стать местом, где создаются условия для овладения учеником определенных компетенций, местом выращивания личности. Этого требует сегодня государство, социум, профессиональные учебные заведения, производство.
Специалисты считают, что решить данную задачу позволит так называемый компетентностный подход. Который как раз означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения учеником комплексом компетенций, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию в условиях современного мира.
В связи с этим возникают вопросы: Что такое компетенция?
Что такое компетентность?
Компетенция ( лат. добиваюсь, соответствую, подхожу) означает:
а) круг полномочий
б) знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
В педагогике сейчас введен термин образовательная или ключевая компетенция, под которой понимается система универсальных знаний и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Таким образом, компетенция – это:
Компетенция – это то, что может делать ученик, каким способом деятельности владеет, к чему готов.
Компетенции многофункциональны, надпредметны, многомерны. Они должны проявляются не только в школе, но и в семье, в отношениях с друзьями, коллегами.
В основе их формирования должны находится личностно-ориентированное обучение и деятельностный подход к обучению.
Формирование компетенции – это выращивание способности ученика.
Компетенции тесным образом связаны с ЗУНами, пресекаются с ними, включают их в себя, обеспечивают их усвоение.
Таким образом, компетенции:
-являются основой личности человека;
-проявляются в способах поведения;
-позволяют решать проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Мы рассмотрим подробно вопрос формирования социально-трудовой компетенции обучающихся как основы овладения учениками опытом трудовой деятельности на уроках технологии.
Роль предмета «Технология» в области трудовой подготовки обучающихся огромна. Как и любой другой учебный предмет, он имеет свои цели и задачи. Этот предмет призван широко знакомить обучающихся с трудовыми процессами, вооружать их политехническими и специальными знаниями о предметах, средствах и процессах труда, что особенно важно, давать прочные общетрудовые и некоторые специальные навыки и умения по обращению с техникой, осуществлению технологических процессов, планированию и организации труда.
Основными компонентами готовности выпускников средней школы к труду в сфере материального производства, осознанному выбору профессии являются: прочные знания основ наук, широкий политехнический кругозор, первоначальная подготовка и устойчивый интерес к определённой профессии, стремление овладеть ею, чувство долга, желание работать на благо общества, трудолюбие, уважение к любому труду, в том числе к физическому. Трудовая подготовка обучающихся осуществляется в процессе всей школьной и внешкольной работы.
Единство трудового обучения и воспитания достигается также благодаря тому, что полученные на учебных занятиях знания, навыки и умения обучающиеся широко применяют в разнообразной общественно полезной деятельности не только на уроках трудового обучения, но и во внеучебное время – самообслуживание, работа во время каникул в семье, дома, на даче.
Особое внимание организации коллективного труда обучающихся на учебных занятиях, учат их организации рабочего места и личного труда, воспитывают стремление выполнить работу добросовестно, качественно, с соблюдением требований эстетики. В результате этого у обучающихся формируется положительное отношение к труду, мотивы сознательного участия в общественно полезной деятельности, развивается стремление и способность к техническому творчеству; школьники всё более проникаются мыслью о труде как обязанности каждого гражданина, осознают то, что труд – первая жизненная потребность человека. Только при такой постановке процесса трудовой подготовки обучающихся можно по-настоящему использовать труд для формирования их личности, для всестороннего и гармонического развития физических и духовных сил.
Труд – важнейшее средство нравственного воспитания, то есть процесса формирования моральных качеств, навыков и привычек поведения. И в процессе трудового обучения обучающиеся понимают общественную значимость своего труда, формируют нравственные понятия, чувства и
убеждения в соединении с конкретными общественно полезными делами. Вот почему так важно приучать школьников к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружать умением планировать и выполнять общественно полезную работу. Развивать и укреплять чувства ответственности, желания и умения работать коллективно, помогать товарищам.
Велика роль трудового обучения и производительного труда в умственном воспитании обучающихся. Это обусловливается тем, что в труде (и в процесс овладения трудовыми знаниями, навыками и умениями) у человека расширяется круг восприятий и представлений, складываются и совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатываются умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Посильный общественно полезный, производительный труд, двигательные упражнения обучающихся при правильной их постановке способствуют физическому воспитанию учащихся.
Трудовое обучение и производительный труд оказывают благотворное влияние на эстетическое воспитание обучающихся. Преподаватели должны постоянно заботиться о развитии у обучающихся способности воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, о выработке у них умения создавать красивые вещи и навыков общей культуре труда.
Трудно себе представить, чтобы на занятиях преподаватель воспитывал у учащихся только, например, чувство коллективизма или привычку быть аккуратным. Каждое учебное занятие, мероприятие трудового характера используется в целях воспитания у обучающихся совокупности положительных качеств. Например, если даже учитель на данном занятии стремиться уделить особое внимание в воспитании у обучающихся бережливости, то одновременно он не может не способствовать воспитанию аккуратности, точности в работе, творческого отношения к выполнению трудового задания, сознательной трудовой дисциплины и т.п. Почти на каждом занятии можно показать учащимся примеры нравственного поведения, убедить в обще стенной значимости их труда. Продумывая учебные задачи каждого занятия и системы занятий в целом, определяя способы деятельности обучающихся на занятиях и методы руководства этой деятельностью, преподаватели должны чётко представить себе, как лучше использовать учебный процесс для формирования у обуча-ющихся совокупности положительных качеств личности и черт характера.
Труд представляет собой могучее средство развития духовных и физических сил и способностей человека. В труде, а также и в процессе овладения трудовыми знаниями, навыками и умениями формируется и развивается не одно какое-либо качество личности или черта характера, но и личность в целом.
Формирование социально-трудовой компетенции
обучающихся на уроках технологии.
(владение знаниями и опытом в гражданско-
общественной и социально-трудовой сферах.)
Гражданин
Определившийся в выборе профессии
Готовый принести пользу своей стране, обществу и семье
Воспитание:
нравственное
умственное
физическое
эстетическое
Обучение:
Общественно полезный труд:

Технология

Учитель Ученик