СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения к себе и окружающим у воспитанников детского дома

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлено понятие "ценностные ориентации", классификация, формирование ценностных ориентаций на разных этапах социализации, организационно-педагогические  условия,  стимулирующие  развитие  ценностного  отношения  к  себе  и  окружающим  людям  у  воспитанников  детского  дома.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к себе и окружающим у воспитанников детского дома»

Формирование ценностного отношения к себе и окружающим у воспитанников детского дома Педагог-психолог М.А. Кригер

Формирование ценностного отношения к себе и окружающим у воспитанников детского дома

Педагог-психолог М.А. Кригер

Я делаю своё, а ты делаешь своё. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга-это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь  «Молитва гештальтиста» Ф. Перлз

Я делаю своё, а ты делаешь своё.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты это ты, а я это я.

И если нам случится найти друг друга-это прекрасно.

Если нет, этому нельзя помочь

«Молитва гештальтиста» Ф. Перлз

Ценностные ориентации определяют цели идеалы убеждения

Ценностные ориентации определяют

  • цели
  • идеалы
  • убеждения
Ценности личности как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны как представления о должном, принципы, нормы поведения как разновидность установок как элементы мотивации

Ценности личности

  • как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека
  • как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны
  • как представления о должном, принципы, нормы поведения
  • как разновидность установок
  • как элементы мотивации
Индивидуальные ценности обусловливают направленность личности, ее активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д.

Индивидуальные ценности обусловливают

  • направленность личности,
  • ее активность,
  • устойчивость,
  • целостность «Я»,
  • мировоззрение и т.д.
Э. Фромм отмечает, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить.

Э. Фромм отмечает, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить.

К. Хорни выделила 3 группы потребностей: 1. Движение к людям (потребность в любви). 2. Движение от людей (потребность в независимости). 3. Движение против людей (потребность в силе). Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе.

К. Хорни выделила 3 группы потребностей:

1. Движение к людям (потребность в любви).

2. Движение от людей (потребность в независимости).

3. Движение против людей (потребность в силе).

Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе.

 Э. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация,  посредством которой она познает мир   ТИП ЛИЧНОСТИ ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ Теоретический человек Поиск истины Экономический человек Полезные и практичные ценности Эстетический человек Стиль и гармония Социальный человек  Любовь Политический человек Личная власть, влияние, известность Религиозный человек Поиск смысла жизни, высшей духовной силы

Э. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир

ТИП ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ

Теоретический человек

Поиск истины

Экономический человек

Полезные и практичные ценности

Эстетический человек

Стиль и гармония

Социальный человек

Любовь

Политический человек

Личная власть, влияние, известность

Религиозный человек

Поиск смысла жизни, высшей духовной силы

М. Рокич выделяет два класса ценностей    Инструментальные ценности (средства)   Терминальные ценности (цели)  Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твёрдая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость

М. Рокич выделяет два класса ценностей

Инструментальные ценности (средства)

Терминальные ценности (цели)

  • Активная деятельная жизнь
  • Жизненная мудрость
  • Здоровье
  • Интересная работа
  • Красота природы и искусства
  • Любовь
  • Материально обеспеченная жизнь
  • Наличие хороших и верных друзей
  • Общественное призвание
  • Познание
  • Продуктивная жизнь
  • Развитие
  • Развлечения
  • Свобода
  • Счастливая семейная жизнь
  • Счастье других
  • Творчество
  • Уверенность в себе
  • Аккуратность
  • Воспитанность
  • Высокие запросы
  • Жизнерадостность
  • Исполнительность
  • Независимость
  • Непримиримость к недостаткам в себе и других
  • Образованность
  • Ответственность
  • Рационализм
  • Самоконтроль
  • Смелость в отстаивании своего мнения
  • Твёрдая воля
  • Терпимость
  • Широта взглядов
  • Честность
  • Эффективность в делах
  • Чуткость
Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе». Автор делит ценности на три категории: Материальные ценности - техника и материальные блага 2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость 3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе».

Автор делит ценности на три категории:

  • Материальные ценности - техника и материальные блага

2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость

3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности.

Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс. Осознание ценностей Ценностные представления Ценностные ориентации

Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс.

  • Осознание ценностей
  • Ценностные представления
  • Ценностные ориентации
Формирование ценностных ориентаций на разных этапах социализации

Формирование ценностных ориентаций на разных этапах социализации

Дошкольный возраст (3-7 лет) по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм. На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение. Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Усвоение моральных ориентаций происходит в процессе общения в группе, где ребёнок применяет усвоенные ранее эталоны.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

  • по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм.
  • На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение.
  • Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения.
  • Усвоение моральных ориентаций происходит в процессе общения в группе, где ребёнок применяет усвоенные ранее эталоны.
Поступление в школу Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера.

Поступление в школу

  • Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе.
  • В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей.
  • Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера.
Подростковый возраст  (10-11 и 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации

Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет)

  • представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации
  • общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации
Юношеский возраст (15-18 лет) В ряде исследований отмечается (Кон И.С., Годфруа Ж., Елизарова А.Н., Крайг Г.), что юношеский возраст сенситивен, благоприятен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.

Юношеский возраст (15-18 лет)

  • В ряде исследований отмечается (Кон И.С., Годфруа Ж., Елизарова А.Н., Крайг Г.), что юношеский возраст сенситивен, благоприятен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.
Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).
  • Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит
  • осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов,
  • возникает стремление ощутить себя и стать взрослым,
  • возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).
 Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы:   предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций.

Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы:

  • предъявление ценностей воспитаннику;
  • осознание ценностных ориентаций личностью,
  • принятие ценностных ориентаций,
  • реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
  • закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние;
  • актуализация потенциальных ценностных ориентаций.
Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительность и непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.

Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности:

  • двусторонность,
  • длительность и непрерывность,
  • концентризм,
  • обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника,
  • осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.
Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом

Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных" нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности.

На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.

На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека

  • сознательно решать стоящие перед ним задачи,
  • осуществлять свободный выбор решений,
  • утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.
Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы , по отношению к которым субъект определился, и определился положительно. Таким образом, путём принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, выбор норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора.
  • Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы , по отношению к которым субъект определился, и определился положительно.
  • Таким образом, путём принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, выбор норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора.
М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой были определены такие основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствуют об определённом уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива в этом направлении. Личность (в двух её проявлениях – «Я-ценность» и «Другой ценность»), Ответственность- ценность Общественно-полезная деятельность- ценность. Познание- ценность

М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой были определены такие основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствуют об определённом уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива в этом направлении.

  • Личность (в двух её проявлениях – «Я-ценность» и «Другой ценность»),
  • Ответственность- ценность
  • Общественно-полезная деятельность- ценность.
  • Познание- ценность
«Я-ценность» обретается посредством формирования позитивного отношения к себе, целостного восприятия себя как индивидуальности, положительной «Я-концепции».

«Я-ценность» обретается посредством формирования позитивного отношения к себе, целостного восприятия себя как индивидуальности,

положительной «Я-концепции».

В процессе работы с детьми должны быть созданы условия для: познания учащимися собственного «Я», своих индивидуальных характеристик; развития потребности в признании; осознания себя в мире как непохожего (и похожего одновременно) на других людей и выражение своего отношения к миру людей; возникновения интереса к своей жизни, выражения в полной мере своих чувств и переживаний; развитие потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.

В процессе работы с детьми должны быть созданы условия для:

  • познания учащимися собственного «Я», своих индивидуальных характеристик;
  • развития потребности в признании;
  • осознания себя в мире как непохожего (и похожего одновременно) на других людей и выражение своего отношения к миру людей;
  • возникновения интереса к своей жизни, выражения в полной мере своих чувств и переживаний;
  • развитие потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.
Однако вопрос развития ценностного от-ношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома в настоящее время недостаточно изучен в теоретических и методических работах, хотя подчеркивается значение изучения этой проблемы для теории и практики воспитания.  Е.Ю. Мосеева. Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома// Педагогика

Однако вопрос развития ценностного от-ношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома в настоящее время недостаточно изучен в теоретических и методических работах, хотя подчеркивается значение

изучения этой проблемы для теории и практики воспитания.

Е.Ю. Мосеева. Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома// Педагогика

Ценностное отношение к себе и окружающим людям представляет собой основу психического и нравственного здоровья, является одним из условий успешной самореализации и жизненного самоопределения подрастающего поколения.

Ценностное отношение к себе и окружающим людям представляет собой основу психического и нравственного здоровья, является одним из условий успешной самореализации и жизненного самоопределения подрастающего поколения.

Ценностное отношение к себе является основой для развития ценностного отношения к другому человеку, так как без уважения к себе, своей целостности и уникальности, без понимания своего «Я» невозможно формирование позитивного отношения к другим.

Ценностное отношение к себе является

основой для развития ценностного отношения к другому человеку, так как без уважения к себе, своей целостности и уникальности, без понимания своего «Я» невозможно формирование позитивного отношения к другим.

Педагогически грамотное обеспечение процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, предполагает то, что существенную позицию будет занимать взрослый, на своем примере демонстрирующий первый шаг в овладении новыми навыками социально значимого поведения.

Педагогически грамотное обеспечение процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, предполагает то, что существенную позицию будет занимать взрослый, на своем примере демонстрирующий первый шаг в овладении новыми навыками социально значимого поведения.

Под педагогическим обеспечением развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков-воспитанников детского дома понимается совокупность организационно-педагогических условий, способствующих развитию исследуемого процесса.

Под педагогическим обеспечением развития

ценностного отношения к себе и окружающим

людям у подростков-воспитанников детского

дома понимается совокупность организационно-педагогических условий, способствующих

развитию исследуемого процесса.

Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.  1. Создание в детском доме среды жизнедеятельности, направленной на безусловное принятие ребенка и ценности каждой личности. Субъектами социально-педагогического процесса в детском доме являются воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор , воспитанники.

Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

1. Создание в детском доме среды жизнедеятельности, направленной на

безусловное принятие ребенка и ценности каждой личности.

Субъектами социально-педагогического процесса в детском доме являются

  • воспитатели,
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог,
  • педагог-организатор ,
  • воспитанники.
Отношение всех взрослых участников педагогического процесса к ребенку должно быть основано на безусловном принятии (другой человек принимается в его самоценности, без учёта условий и внешних оценок, независимо от его заслуг и ошибок), на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве эмпатии, уважении личности воспитанника, его прав и свобод. Такая гуманистическая ориентация взрослых предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с подопечными. У ребенка в таких условиях формируется позитивный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости. Сложившийся образ «Я» будет способствовать развитию у ребенка ценностного отношения к окружающим людям.

Отношение всех взрослых участников

педагогического процесса к ребенку должно быть основано

  • на безусловном принятии (другой человек принимается в его самоценности, без учёта условий и внешних оценок, независимо от его заслуг и ошибок),
  • на педагогическом оптимизме и доверии,
  • на чувстве эмпатии, уважении личности воспитанника, его прав и свобод.

Такая гуманистическая ориентация взрослых предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с подопечными.

У ребенка в таких условиях формируется позитивный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости.

Сложившийся образ «Я» будет способствовать развитию у ребенка ценностного отношения к окружающим людям.

Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям 2. Психолого-педагогическое сопровождение участников процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников– должно осуществляться посредством планирования и проведения педагогических советов, создания и организации работы творческой группы воспитателей, систематического наблюдения за динамикой личностного развития подростков.

Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям

2. Психолого-педагогическое сопровождение участников процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников– должно осуществляться посредством

  • планирования и проведения педагогических советов,
  • создания и организации работы творческой группы воспитателей,
  • систематического наблюдения за динамикой личностного развития подростков.
Цель деятельности творческой группы способствовать оснащению воспитателей опытом по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников. Задачи: повысить сензитивность воспитателей к идеям общекультурных ценностей; способствовать принятию воспитателями детей-сирот такими, какие они есть (формирование терпимого отношения и принятие детей); вооружить знаниями и умениями по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников. Формы работы: семинары –тренинги для педагогов (1-2), тематическое планирование классных часов для воспитанников (3)

Цель деятельности творческой группы

способствовать оснащению воспитателей опытом по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.

Задачи:

  • повысить сензитивность воспитателей к идеям общекультурных ценностей;
  • способствовать принятию воспитателями детей-сирот такими, какие они есть (формирование терпимого отношения и принятие детей);
  • вооружить знаниями и умениями по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.

Формы работы:

  • семинары –тренинги для педагогов (1-2),
  • тематическое планирование классных часов для воспитанников (3)
Тренинг как элемент интерактивных технологий – третье организационно-педагогическое условие – представляет собой активную, эмоциональную форму, способствующую, более успешному формированию и закреплению ценностного отношения к себе и окружающим людям. Для реализации этого условия необходимо разработать и апробировать программу тренинговых занятий по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

Тренинг как элемент интерактивных

технологий – третье организационно-педагогическое условие – представляет собой активную, эмоциональную форму, способствующую, более успешному формированию и закреплению ценностного отношения к себе и окружающим людям.

Для реализации этого условия необходимо разработать и апробировать программу тренинговых занятий по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.

Следует помнить, что психолог не представляет морально-нравственные позиции, он не призван оценивать действия и мысли клиента с точки зрения «хорошо-плохо». Для этого существуют другие инстанции. Психолог призван понимать и помогать. Зачастую кабинет психолога является единственным убежищем от окружающих его людей.   (Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А. Искусство исцеления души. СПб, 319с.)
  • Следует помнить, что психолог не представляет морально-нравственные позиции, он не призван оценивать действия и мысли клиента с точки зрения «хорошо-плохо». Для этого существуют другие инстанции. Психолог призван понимать и помогать. Зачастую кабинет психолога является единственным убежищем от окружающих его людей.

(Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А. Искусство исцеления души. СПб, 319с.)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!