Формирование ценностного отношения к себе и окружающим у воспитанников детского дома
Педагог-психолог М.А. Кригер
Я делаю своё, а ты делаешь своё.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я.
И если нам случится найти друг друга-это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь
«Молитва гештальтиста» Ф. Перлз
Ценностные ориентации определяют
Ценности личности
- как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека
- как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны
- как представления о должном, принципы, нормы поведения
- как разновидность установок
- как элементы мотивации
Индивидуальные ценности обусловливают
- направленность личности,
- ее активность,
- устойчивость,
- целостность «Я»,
- мировоззрение и т.д.
Э. Фромм отмечает, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить.
К. Хорни выделила 3 группы потребностей:
1. Движение к людям (потребность в любви).
2. Движение от людей (потребность в независимости).
3. Движение против людей (потребность в силе).
Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе.
Э. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир
ТИП ЛИЧНОСТИ
ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ
Теоретический человек
Поиск истины
Экономический человек
Полезные и практичные ценности
Эстетический человек
Стиль и гармония
Социальный человек
Любовь
Политический человек
Личная власть, влияние, известность
Религиозный человек
Поиск смысла жизни, высшей духовной силы
М. Рокич выделяет два класса ценностей
Инструментальные ценности (средства)
Терминальные ценности (цели)
- Активная деятельная жизнь
- Жизненная мудрость
- Здоровье
- Интересная работа
- Красота природы и искусства
- Любовь
- Материально обеспеченная жизнь
- Наличие хороших и верных друзей
- Общественное призвание
- Познание
- Продуктивная жизнь
- Развитие
- Развлечения
- Свобода
- Счастливая семейная жизнь
- Счастье других
- Творчество
- Уверенность в себе
- Аккуратность
- Воспитанность
- Высокие запросы
- Жизнерадостность
- Исполнительность
- Независимость
- Непримиримость к недостаткам в себе и других
- Образованность
- Ответственность
- Рационализм
- Самоконтроль
- Смелость в отстаивании своего мнения
- Твёрдая воля
- Терпимость
- Широта взглядов
- Честность
- Эффективность в делах
- Чуткость
Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе».
Автор делит ценности на три категории:
- Материальные ценности - техника и материальные блага
2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость
3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности.
Принятие и освоение ценностей - сложный и длительный процесс.
- Осознание ценностей
- Ценностные представления
- Ценностные ориентации
Формирование ценностных ориентаций на разных этапах социализации
Дошкольный возраст (3-7 лет)
- по мнению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, является периодом, в котором происходит усвоение первых этических норм.
- На данном этапе в ходе игры посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение.
- Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения.
- Усвоение моральных ориентаций происходит в процессе общения в группе, где ребёнок применяет усвоенные ранее эталоны.
Поступление в школу
- Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе.
- В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей.
- Новая форма деятельности и общения (выполнение одних и тех же заданий) невольно объединяет детей и способствует формированию коллективистских черт характера.
Подростковый возраст (10-11 и 13-14 лет)
- представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации
- общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации
Юношеский возраст (15-18 лет)
- В ряде исследований отмечается (Кон И.С., Годфруа Ж., Елизарова А.Н., Крайг Г.), что юношеский возраст сенситивен, благоприятен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.
- Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит
- осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов,
- возникает стремление ощутить себя и стать взрослым,
- возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).
Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы:
- предъявление ценностей воспитаннику;
- осознание ценностных ориентаций личностью,
- принятие ценностных ориентаций,
- реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
- закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние;
- актуализация потенциальных ценностных ориентаций.
Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности:
- двусторонность,
- длительность и непрерывность,
- концентризм,
- обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника,
- осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.
Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом "должных" нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности.
На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека
- сознательно решать стоящие перед ним задачи,
- осуществлять свободный выбор решений,
- утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.
- Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы , по отношению к которым субъект определился, и определился положительно.
- Таким образом, путём принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, выбор норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора.
М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой были определены такие основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствуют об определённом уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива в этом направлении.
- Личность (в двух её проявлениях – «Я-ценность» и «Другой ценность»),
- Ответственность- ценность
- Общественно-полезная деятельность- ценность.
- Познание- ценность
«Я-ценность» обретается посредством формирования позитивного отношения к себе, целостного восприятия себя как индивидуальности,
положительной «Я-концепции».
В процессе работы с детьми должны быть созданы условия для:
- познания учащимися собственного «Я», своих индивидуальных характеристик;
- развития потребности в признании;
- осознания себя в мире как непохожего (и похожего одновременно) на других людей и выражение своего отношения к миру людей;
- возникновения интереса к своей жизни, выражения в полной мере своих чувств и переживаний;
- развитие потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.
Однако вопрос развития ценностного от-ношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома в настоящее время недостаточно изучен в теоретических и методических работах, хотя подчеркивается значение
изучения этой проблемы для теории и практики воспитания.
Е.Ю. Мосеева. Формирование ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома// Педагогика
Ценностное отношение к себе и окружающим людям представляет собой основу психического и нравственного здоровья, является одним из условий успешной самореализации и жизненного самоопределения подрастающего поколения.
Ценностное отношение к себе является
основой для развития ценностного отношения к другому человеку, так как без уважения к себе, своей целостности и уникальности, без понимания своего «Я» невозможно формирование позитивного отношения к другим.
Педагогически грамотное обеспечение процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, предполагает то, что существенную позицию будет занимать взрослый, на своем примере демонстрирующий первый шаг в овладении новыми навыками социально значимого поведения.
Под педагогическим обеспечением развития
ценностного отношения к себе и окружающим
людям у подростков-воспитанников детского
дома понимается совокупность организационно-педагогических условий, способствующих
развитию исследуемого процесса.
Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.
1. Создание в детском доме среды жизнедеятельности, направленной на
безусловное принятие ребенка и ценности каждой личности.
Субъектами социально-педагогического процесса в детском доме являются
- воспитатели,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- педагог-организатор ,
- воспитанники.
Отношение всех взрослых участников
педагогического процесса к ребенку должно быть основано
- на безусловном принятии (другой человек принимается в его самоценности, без учёта условий и внешних оценок, независимо от его заслуг и ошибок),
- на педагогическом оптимизме и доверии,
- на чувстве эмпатии, уважении личности воспитанника, его прав и свобод.
Такая гуманистическая ориентация взрослых предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с подопечными.
У ребенка в таких условиях формируется позитивный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости.
Сложившийся образ «Я» будет способствовать развитию у ребенка ценностного отношения к окружающим людям.
Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям
2. Психолого-педагогическое сопровождение участников процесса развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников– должно осуществляться посредством
- планирования и проведения педагогических советов,
- создания и организации работы творческой группы воспитателей,
- систематического наблюдения за динамикой личностного развития подростков.
Цель деятельности творческой группы
способствовать оснащению воспитателей опытом по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.
Задачи:
- повысить сензитивность воспитателей к идеям общекультурных ценностей;
- способствовать принятию воспитателями детей-сирот такими, какие они есть (формирование терпимого отношения и принятие детей);
- вооружить знаниями и умениями по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников.
Формы работы:
- семинары –тренинги для педагогов (1-2),
- тематическое планирование классных часов для воспитанников (3)
Тренинг как элемент интерактивных
технологий – третье организационно-педагогическое условие – представляет собой активную, эмоциональную форму, способствующую, более успешному формированию и закреплению ценностного отношения к себе и окружающим людям.
Для реализации этого условия необходимо разработать и апробировать программу тренинговых занятий по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста.
- Следует помнить, что психолог не представляет морально-нравственные позиции, он не призван оценивать действия и мысли клиента с точки зрения «хорошо-плохо». Для этого существуют другие инстанции. Психолог призван понимать и помогать. Зачастую кабинет психолога является единственным убежищем от окружающих его людей.
(Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А. Искусство исцеления души. СПб, 319с.)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!