СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческих способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках уроков русского языка и литературы необходимо создание условий, позволяющих развивать творческие способности учащихся, формировать у школьников опыта творческой деятельности как основы их будущего самоопределения и самосовершенствования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих способностей учащихся»

Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.


Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский


Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию творческих способностей обучающихся. Приоритетность темы связана с одной из задач образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учеников, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе XXI века – обществе стремительных социально-экономических и информационных изменений. В связи с этим возрастает потребность школьников опыта творческой деятельности как основы их будущего самоопределения и самосовершенствования. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. В соответствии с этим, необходимо обеспечивать условия для самоопределения и самореализации молодого поколения.

Успешность работы школы сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности. Но, как показывает практика, для учителя задача формирования творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой.

Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причём, чем раньше у него будет «размах» и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. С другой стороны, весь этот «свободный полёт» мысли ученика должен проходить в рамках программ образовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения.

Достижение поставленных целей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решений в проблемной ситуации и т.д.

И здесь опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включённости конкретных учащихся в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащегося и охватит всю учебную программу.

Традиционная программа обучения не предусматривает развитие целого ряда особенностей общего развития ребёнка. Речь идёт о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать её, о способности к творчеству и др. Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся находятся с задачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее, методы развития творческих способностей учащихся почти не используются. Основная причина этого заключается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной и порой единственной. Поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно. Помимо этого, необходим выбор адекватных средств организации творческой деятельности. Наибольший эффект дают такие методы, как:

  • творческое задание,

  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации,

  • дискуссия (организация обсуждения материала),

  • перевод игры на другой, более сложный уровень,

  • создание креативного поля и др.

Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания и приёмы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. На уроках звучат романсы на стихи русских поэтов, инсценируются фрагменты произведений. Такая деятельность приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.

Творческие работы требуют соответственного оформления. Так упражнение на использование глаголов повелительного наклонения можно превратить в красивые рецепты приготовления блюд. А собственные сказки ученики представляют в форме книжек. При изучении темы «Лексика» в 6 классе учащиеся готовят словарики устаревших, профессиональных слов, словарики фразеологизмов.

Дети очень любят рисовать. Созданные ими рисунки различны по исполнению и по степени самостоятельности, однако они убеждают в достаточно дифференцированном и глубоком восприятии текста. Уроки на вольную тему предусматривают для учащихся самостоятельный выбор темы. Дети рисуют не только иллюстрации. Интересен подход учащихся к созданию обложек прочитанных книг. При работе над описанием памятника (урок русского языка в 8 классе) учащиеся представляют эскизы памятников литературным героям: В.Тёркину, князю Олегу и т.д. Подобная деятельность становится для учеников основой самоопределения.

Учащимся нравится свободное сочинительство – пиши, что хочешь. Интересны формы: «Мой дневник» - пиши о том, что сейчас переживаешь, что очень волнует; «Фантазия – картина» - опиши словами картину, которой нет, которую видишь в своём воображении. Если написанное будет выразительно, слова могут воплотиться в рисунок, сценарий мультфильма по выполненным рисункам, музыкальное сочинение, 1-й вариант – опиши образы, которые возникают в твоём воображении под впечатлением прослушанного отрывка музыкального произведения. 2-й вариант – воспроизведи фрагмент из фильма, спектакля, сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

Наиболее существенной оказалась динамика развития таких творческих умений, как умение исследовать объект, умение выдвигать собственную гипотезу и степень выраженности личного «Я» автора в работе.

Поэтому перед учащимися ставится проблемная ситуация. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо известен. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создаёт у учащихся сильную мотивацию. «Нужна ли поэзия в наш технократический век?» (урок по теме «Природа и родина в стихах русских поэтов» 6 класс) или «Что может произойти с людьми, которые не любят читать?» (урок по теме «Гласные в суффиксах существительных - ек, - ик» 6 класс).

Обучающиеся вовлечены в проектную деятельность. Иногда для такой деятельности избирается только одна тема. Школьники сами решают, какой аспект для исследования им определить для себя. Метод проектов предполагает «погружение» в проект. Затем необходимо составить план деятельности. После осуществления деятельности происходит презентация результатов. Например, для учащихся 8 класса предложена тема «В чём особенности русского фольклора?» Цель: посмотреть, как функционируют жанры. Задача: определиться с традиционными жанрами (какие существуют), выяснить, почему отмирают жанры (былина, народная сказка), как функционирует жанр частушки. Способы: воспользоваться литературой, провести фольклорную экспедицию. Данный творческий проект предполагал соответственное оформление: сборник частушек, альбом, музыкальное сопровождение.

Для того чтобы создать творческую атмосферу в классе, можно использовать метод «создание креативного поля». Сам термин впервые использовался Д.Б. Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначил собой пространство возможных творческих решений. На основе непосредственной учебной деятельности предлагаеся учащимся развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей. Показать метод в действии может сочинение-эссе, так как в нём предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Автор как бы ходит кругами вокруг какой-то темы и для него главным является личностное постижение мира и отношение к нему.

Игровая деятельность – замечательная возможность развить творческие способности детей. Можно в хорошо известную и привычную для учащихся игру вводить новые элементы, дополнительные правила, задания творческого характера.

Развитие творческой деятельности способствует работа с ассоциациями. На уроке по феерии «Алые паруса» А.Грана ставится вопрос после того, как ученики послушали музыку Е.Доги: «Какие у вас возникли ассоциации с именем главной героини Ассоль?» Ответы могут быть необычными: «Имя героини тоже можно отнести к художественным особенностям повести. Ассоль – как нота в музыкальном произведении, как шум, свист морской раковины».

Формированию независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации способствует технология встречных усилий. Эта технология даёт возможность организовать комфортные условия для обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, с учителем, с окружающим миром. Педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности, хорошо известны: «Знаю/не знаю», «Кластер», «Деловая игра», «Эссе», «Синквейн» и др. Особенно учащимся нравится работать с синквейнами. Так, на уроках литературы по творчеству А.П.Чехова работа в группах способствовала созданию таких «произведений»:

Очумелов.

Лживый, неискренний.

Милует, жалует, наказывает.

Кресло власти сработано не по мерке головы.

Хамелеон!

Уже на первых уроках, связанных с творческими заданиями, нужно объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на уроке. Именно поэтому, анализируя в классе любую детскую работу, учитель спрашивает себя: «За что можно похвалить автора данной работы?» В ученических «творениях» в первую очередь отмечаем достоинства, а уж потом промахи и ошибки. Поэтому творческое задание даёт возможность даже очень слабому ученику получить хорошую отметку, почувствовать себя увереннее. Необходимо иметь в виду, что существует множество факторов, влияющих на творческий процесс. Задача педагога состоит в том, чтобы не подавлять интуицию учеников, формировать у них уверенность в себе, положительные эмоции, поощрять к риску, стимулировать самостоятельность, не допускать формирование конформного мышления. Ученик должен слушать своё «Я» и быть самим собой.

Развитие творческих способностей учащихся благоприятно сказывается на учебной деятельности. Положительна динамика качества знаний по русскому языку и литературе. Творчески работающие учащиеся участвуют в конкурсах, предметных олимпиадах, занимают призовые места.

Таким образом, для того, чтобы развитие творческой индивидуальности на уроке состоялось, нужно создать определённые педагогические условия, организовать учебную деятельность и, конечно, самому педагогу необходимо быть творческой, неординарной личностью. Результаты такой работы появятся не сразу, но так отрадно видеть, что ученики, ставящие перед собой и выполняющие творческие задания, тоже становятся неповторимыми людьми с ярко выраженной индивидуальностью. Использование средств педагогических инноваций (приёмов, стратегий реализации технологий, компьютерных обучающих средств, образовательных Интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики преподавания русского языка и литературы обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.