СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий - способность ребенка к саморазвитию.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках физической культуры.»


Формирование УУД на уроках физической культуры.


Главной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий – способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Формирование личностных УУД.

Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:

– сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня и выработка самооценки, умения ребёнка фиксировать свои изменения и понимать их (в личных тетрадях по предмету, фиксировать данные уровня развития физических качеств; учить понимать значение результатов, анализировать динамику изменений, планировать, исходя из этого физкультурную деятельность)

– создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недалёком прошлом.

Создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации с помощью:

– постановки задачи, которую можно решить лишь при изучении темы,

– сомнение в достаточности материала, подтверждающего практическую значимость предлагаемой темы,

– использования исторического ракурса в решении данной проблемы.

На операционально-познавательном этапе поддержание и создание мотивации к учебной деятельности учить:

– пониманию информации лично для себя,

– осознанию связей между целью и задачами урока, основными задачами и частными,

– самостоятельной постановке целей,

– организации деятельности по достижению цели,

– адекватно оценивать свои трудности и собственные возможности.

2. Типовые задачи по формированию регулятивных УУД.

Формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура, пожалуй, как никакой другой нацелен на познание человека во всей его целостности. Рассмотрение содержания предмета в контексте становления физической культуры личности, инициирует формирование регулятивных УУД.



Умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности, устраняют «двигательное натаскивание», «дрессировку» в учебном процессе по физической культуре.

3. Типовые задачи по формированию познавательных УУД.

Общеучебные УУД:

1) Самостоятельное выделение и формулировка учебной цели.

2) Поиск и выделение необходимой информации: постоянный показ того, что теория физической культуры находится на стыке многих наук.

3) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4) Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Учить:

– пониманию сути двигательного действия;

– учитывать личностные характеристики и показатели (от физиологических до психологических, личностных характеристик);

– находить наиболее эффективные способы решения двигательной задачи.

5) Рефлексия способов, условий, результатов деятельности.

Учить:

– на уроке физической культуры, требуется рефлексия во всём.

Логические УУД:

1) Анализ объектов с целью выделения признаков:

– обучение технике двигательного действия по частям;

– развитие физических качеств с выделением отдельных;

– обучение тактическим действиям.

2) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации:

– учить сравнивать физические упражнения по критериям;

– учить сравнивать различия техники одного и того же упражнения;

– учить сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач.

3) установление причинно-следственных связей:

– строить всю физкультурную деятельность так, чтобы установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование и т. п. не были чуждыми непонятными действиями в учебном процессе по физической культуре;

– отменить вреднейший лозунг «на урок физической культуры школьники пришли двигаться, а не рассуждать»;

– стимулировать и поощрять вопросы учащихся.

4. Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД.

Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности:

– комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами:



– учить не только показывать двигательное действие, но и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.

– учить аргументировать свою позицию.

Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

– создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему;

– учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения.

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

– учить работе в группах, парах, соперничающих командах;

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:

– создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности;

– построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные моменты соревновательной деятельности.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности:

– проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний;

– поощрение попыток делать обобщения и выводы;

– стимулирование к вскрытию причинно-следственных связей, построению доказательств.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Ссылки на источники

  1. https://novakelena.wordpress.com/2015/11/19/подвижные игры для правильной-осанки/http://qps.ru/XOZuw

  2. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/11/24/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na

  3. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st004.shtml

  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие.– Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 275 с.

  5. Л. В. Былеева, И. М. Коротков, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева. Подвижные игры. Практический материал. Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: ТВТ Дивизион,2005. – 280 с., ил.