СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных навыков как средство повышения эффективности преподавания английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью моей педагогической деятельности является: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития лингвистических способностей каждого ученика, формирование и развитие коммуникативной компетенции.

При организации занятий у учащихся формирую следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:

-приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);

- общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише;

-поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; умения самоконтроля, самооценки; умения самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера.

Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках и во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Теоретическая база опыта:  В своей работе я опираюсь на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т.е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся применяю на уроках и во внеурочной работе.

Для успешной реализации опыта необходимы:  

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.

2. Социальная активность и креативность.

3. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.

4. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).

5. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.

6. Профессиональная самореализация.

7. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных навыков как средство повышения эффективности преподавания английского языка»

Формирование коммуникативных навыков как средство повышения эффективности преподавания английского языка

Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.

Актуальность проблемы: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение АЯ как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

  • речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

  • языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;

  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

  • социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

  • компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

  • учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Главной целью моей педагогической деятельности является: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития лингвистических способностей каждого ученика, формирование и развитие коммуникативной компетенции.

При организации занятий у учащихся формирую следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:

-приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);

- общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише;

-поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; умения самоконтроля, самооценки; умения самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера.

Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках и во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Теоретическая база опыта:  В своей работе я опираюсь на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т.е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся применяю на уроках и во внеурочной работе.

Для успешной реализации опыта необходимы:  

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.

2. Социальная активность и креативность.

3. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.

4. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).

5. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.

6. Профессиональная самореализация.

7. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.

 Система работы

Мною создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

Элементы системы:

        1 Отбор дополнительного теоретического материала;

       2 Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;

        3 Использование регионального компонента;

       4 Направленность приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;

       5   Внеклассная работа как средство активизации познавательного интереса школьников.

 Отбор теоретического материала

Современные принципы коммуникативного обучения АЯ требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе руководствуюсь следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на АЯ: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).

Так в 6 классе при введении лексики по теме «Профессии» узнаю какими профессиями обладают родители учащихся и кем бы они хотели стать в будущем, а в 9 классе по теме «Моя будущая профессия» учащиеся уже готовы вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, предполагаемые позитивные и негативные стороны выбранной карьеры.

Большой дидактический материал собран по устным темам, включая региональный компонент «Мой поселок», «Сибирь в наши дни», «Экология реки Обь», «Краеведческий музей в поселке» и др. На таких уроках у школьников формируется экологическая грамотность, чувства любви к природе и ответственности за ее сохранение, любовь к родному краю, своей малой родине, казачьей культуре и традициям, патриотизм. Учащиеся обсуждают такие проблемы, как гуманное отношение к природе, к животному миру, литература и музыкальное образование, вопросы здорового образа жизни.

 Межпредметные связи

Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, биология - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС - английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера», «Степени сравнения прилагательных»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Австралии»), Литература («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»), музыкой («Окруженный звуками музыки»).

Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик), навыков использования лексико-грамматических структур в изучении видовременных глагольных форм, интеллектуальном марафоне. Интерактивный курс обучения «Английский язык в 3 приема», мультимедийные диски «Профессов Хиггинс: Английский без акцента», электронные пособия разноуровневого характера «English Gold» используются мною в начальном звене.

Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.

На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты англоязычной направленности, употребление заимствованных английских слов (саммит - встреча на высшем уровне, массмедиа - средства массовой информации, Интернет-сеть).

Развитие познавательного интереса

В основу развития познавательного интереса к экологическим проблемам были положены следующие виды работ. Использование материалов, средств и информационных ресурсов Интернета на уроках в подготовке к конференции по теме «Проблемы экологии» в 8 классе, класс делится на группы, от каждой выбирается выступающий и два-три корреспондента, представляющие различные газеты и журналы. Они задают, острые, актуальные вопросы докладчикам и берут интервью у участников конференции и вносят свои предложения по сохранению и защите окружающей среды рек Обь и Сузунка.

  • Проведение насыщенных по содержанию и видам учебной деятельности уроков с использованием различных методов и приемов развития интереса к явлениям природы.

  • Организация самостоятельной работы учащихся с учебной дополнительной литературой.

  • Использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки фразеологические обороты повышает мотивацию обучаемого, (загадках, народных приметах, легендах, поверьях, стихах, песнях).

Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к АЯ как средству международного общения. АЯ признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование АЯ в особое положение с другими языками, поэтому я, как учитель, работаю над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

  • Учитываю психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся 2-4, 5-6 классов, в учебном процессе отвожу большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.

  • Апробирую собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.

Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас - подросток, с другими привычками и увлечениями.

В 5 классе по теме «Времена года» я отвожу особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное время года они называют любимым. Учащиеся поют под фонограмму известны им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. Коллаж (соединение речи и картинок в фото) используется в теме «Внешность», учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Учащиеся составляют фотобиографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры. Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого учащегося живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.

Эмоциональное насыщенное усвоение АЯ, в целостном обучении учащегося АЯ носит деятельностный характер (особенно в начальном звене), что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Организация самостоятельной работы

В своей работе я ставлю такие задачи в организации самостоятельной деятельности учащихся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дающее возможность осуществлять самообучение АЯ с целью поддержания и совершенствования достигнутого уровня коммуникативной компетенции.

При формировании самоконтроля действуют принципы посильности и доступности:

        1) дается установка на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;

         2) затем усложняется задача включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.

  Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 9 классе учащиеся пользуются схемой: оценка учителя - взаимооценка - самооценка.

Важный аспект в работе - больше времени отводить на организацию и осуществление группового самоконтроля на примере «Communicative activities» в 7 классе. Контроль в группе мотивирует и стимулирует учащихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки.

Метод проектов на уроке АЯ: творческие проекты - сочинение на тему «Село, в котором я живу» 8 класс, уч-ся делятся на группы, выбирают совместные задания и планируют результат и форму их представления самостоятельно; по темам «Средства массовой информации», «Места отдыха нашего края», 9 класс уч-ся готовят презентацию проекта, в группах выбирается технический консультант, который отвечает за  работу, учащиеся представляют уже имеющийся материал, самостоятельно работают над сопроводительным текстом устно или письменно. Учащиеся самостоятельно вступают в диалог (письменный или устный) в переписках в проекте «Pen friend» в 4 классе, пополняют свой словарный запас как активный, так и пассивный, лексикой современного АЯ, знакомятся с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, по теме «Мой лучший друг» имеют возможность представить друга по переписке.