Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников.»
Методы и приемы обучения целеполаганию и рефлексии в начальной школе.
Одним из требований, предъявляемым к организации учебной деятельности и проведению уроков, является не только активная деятельность учащихся, но и развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательными условиями создания развивающей среды на уроке являются этапы целеполагания и рефлексии.
Но на практике многие учителя подходят формально к этому важному полноценному этапу урока, ограничиваясь банальными «смайликами» и листочками разного цвета или других картинок. Иногда учитель вообще ограничивается фразой: «Вам понравился урок?»
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
1 рефлексия настроения и эмоционального состояния
2 рефлексия деятельности
3 рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. На данном этапе применяются карточки с изображением лиц, цветовые изображения настроения. Широко распространены такие техники как «Светофор», «Букет настроения». Нужно отметить, что эмоциональная рефлексия проводиться в школе в едином ключе: карточки с изображением лиц есть у всех учащихся и учителей начальной школы, символика цвета тоже едина для всей начальной школы.
Рефлексия деятельности неразрывно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующий анализ – осознание способов достижения поставленных целей. Кандидат педагогических наук, доцент З.А. Кокарева выделяет следующие приемы принятия цели:
-опора на личный опыт учащихся
-использование занимательного игрового материала
- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания
-выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора
-постановка цели в том числе на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Стоит отметить этапы формирования навыка целеполагания и рефлексии в начальной школе:
I – беседа на L1
II – формулирование целей с помощью опорных глаголов и словосочетаний на L1
III - формулирование целей с помощью опорных глаголов и словосочетаний на L2
Переход от этапа к этапу осуществляется в зависимости от учебной ситуации, уровня обученности, степени сложности материала урока.
Подготовка этапов целеполагания и рефлексии требует времени. В школе №44 все кабинеты начальной школы оборудованы интерактивными досками, что значительно упрощает задачу. Но все же имеет смысл заранее смысл заранее приготовить карточки с опорными глаголами и фразами, которые можно использовать и на магнитной доске. Предлагается рассмотреть несколько техник и приемов обучения целеполаганию в начальной школе с последующими логически связанными техниками и приемами осуществления рефлексии.
Целеполагание | Рефлексия |
Техника «Маршрутный лист» |
В зависимости от темы урока учащимся предлагается спланировать «маршрутный лист» до намеченной цели, используя опорные слова/фразы. | В конце урока (как вариант на любом «отрезке пути», этапе урока, если это логично вписывается в план) учащимся предлагается вернуться к «маршрутному листу» и отметить галочкой станции, на которых побывали. Можно расширить рефлексию, предлагая вспомнить, что сделали на этой станции? Какую бы вы посетили еще раз? Почему? |
Техника «Поезд» |
В зависимости от темы урока учащимся предлагается собрать состав поезда из вагончиков – целей урока, выбирая из предложенных учителем. | В конце урока предлагаем проверить, все ли вагончики без проблем доехали до конечной станции, конца урока. Можно расширить рефлексию, предлагая обсудить в каком вагоне больше понравилось ехать и почему. |
«Витамин роста» |
Начать предлагается с обсуждения того, что на каждом занятии мы развиваемся, интеллектуально растем. Из предложенных опорных глаголов/фраз выбрать «витамины» на урок. | В конце урока учащиеся возвращаются к списку «витаминов» и отмечают, все ли витамины «приняты», какие оказались наиболее полезными. |
«Переправа» |
Если главной целью урока является ознакомление с новым грамматическим материалом или лексическими единицами, учащимся предлагается дополнить предложенную учителе цель в соответствии с темой урока. | В конце урока предлагается переправиться через болото по камушкам/островкам. Чтобы встать на камушек нужно сказать фразу или слово, выученное на уроке. Принимая во внимание разные психологические особенности усвоения нового материала, разрешается перепрыгивать через камни, главное – добраться до финиша. Имеет смысл использовать этот прием в сочетание с другими на этапе рефлексии в течении ряда уроков, чтобы ребенок мог видеть свой прогресс в овладении новым материалом. |
В заключении отметим, что рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор общую копилку замеченного, обдуманного. Ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые для достижения поставленной цели. Это не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.