СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы с родителями

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формах работы с родителями. Эффективность образования и воспитания ребёнка зависят от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет педагог. Требования современной реальности заставляют педагога овладевать новыми технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с родителями»

Формы работы с родителями


Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности.

Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания, через различные классные, общешкольные и областные мероприятия.

Поэтому эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет педагог. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие

ЗАДАЧИ:


  1. Оказание психолого-педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи в семье;

  2. Повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества и создание модели распространения положительного опыта семей;

  3. Создание предпосылок для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в школе.




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Познавательная сфера жизни, работа с учителями предметниками;

  2. Поддержка физического здоровья учащихся;

  3. Дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала;

  4. Поддержка одарённых детей;

  5. Социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Этапы работы с родителями:

1ЭТАП.

  1. Обследование родительского контингента

  2. Социальный паспорт класса

2 ЭТАП.


  1. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

  2. Трудности в адаптации

  3. Агрессивность

  4. Страхи

  5. Проблемы общения со сверстниками

  6. Не усвоение программы

3ЭТАП

Анализ полученных данных и составление данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.


ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Анкетирование, консультации, выставки, беседы, конкурсы, родительские собрания, экскурсии, совместные праздники.

Также традиционные и нетрадиционные.


I. Родительские собрания. Формы проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести работу по профилактике неуспеваемости учащихся. Здесь выбираются активные методы общения и взаимодействия с родителями:

  1. лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

  2. дискуссия – "круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;

  3. исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания) (приложение 2);

  4. психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

  5. диагностика, рефлексия (тесты, вопросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.

    1. Информационно-просветительская и развивающая работа через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты.

    2. Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются проводить по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители со своим ребёнком. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.

    3. Пресс – конференция с родителями. Эту форму работы можно провести в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

    4. Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов ОУ, психолога, медицинского работника.

    5. Изучение семей.

Методы:

  1. Наблюдение.

  2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОДН).

  3. Индивидуальные беседы.

  4. Тестирование.

  5. Анкетирование.

  6. Диагностика.

  7. Деловые игры.

Учим родителей справляться с агрессивностью и тревожностью детей.

  • НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ И НАЗЫВАТЬ У СЕБЯ И ДРУГИХ: РАЗДРАЖЕНИЕ – ЗЛОСТЬ – ГНЕВ – ЯРОСТЬ – БЕСПОКОЙСТВО – ИСПУГ – СТРАХ – УЖАС


Упражнение: подобрать синонимы и образные выражения:

«сердитый» - «как лев в клетке»;


Упражнение: нарисовать самый злой рисунок – перерисовать в «спокойный»;

Диагностика «Рецепт злого ребёнка»;

Ученик сам придумывает, как из хорошего ребёнка можно сделать злого. Например: поставить ему двойку, сказать, что у него большие уши, наступить ему на ногу и т.д. Таким образом педагог может определить «болевые точки» каждого ребёнка.


Упражнение «Как люди реагируют на агрессию».

Обсудить с детьми разные способы агрессии и оценить их приемлемость и неприемлемость:


Найти, где в теле и как ощущается каждое эмоциональное состояние?

Упражнение: выбрать карандаш соответствующего цвета и заштриховать на контурах тела, где и как проявляется эмоция.

Научиться расслаблять и напрягать обозначенные места.

Игра «Черепаха». Ребёнок как черепаха, лежит на ковре. Показалось солнышко, она вытянула голову, лапки из панциря. Подул ветерок – спрятала.

Игра «Морская звезда». Лёжа на ковре, дети, как морская звезда, расслабленно качаются на волнах, потом скатываются в комочек и быстро уползают незамеченными хищной рыбой. Затем опять качаются на волнах.

Освоить навыки ассертивного поведения.


«Знакомство с основными правилами этикета»

- Как мы можем проявлять своё уважительное отношение к другому?


1 ПРАВИЛО ГЛАСИТ: БУДЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ.

2 ПРАВИЛО: УВАЖАЙ СЕБЯ, ДЕРЖИСЬ УВЕРЕННО.

3 ПРАВИЛО: УВАЖАЙ ДРУГИХ, БУДЬ К НИМ ВНИМАТЕЛЕН.


Ролевые игры


Главная идея – научить школьников разнообразным способам разрешения спорных ситуаций.

  • Кооперация вместо конфронтации (играть вместе)

  • Равноценный обмен (предложить что-то другое)

  • Договориться играть по очереди

  • Авансирование (пообещать что-то взамен)

  • Жребий

  • Тайм – аут (отвлечься)


Повышать самооценку, социальный статус.


  • Упражнение «Самоуважение»

«Трон-стул, покрытый яркой красивой тканью. Каждый ученик садится на трон и называет качества, за которые он себя может уважать и уважает».


  • Упражнение «Мне в тебе нравится…»


  • Упражнение «Уверенный ведущий»

Дети делятся и образуют «паровозики». Первый – «локомотив» - это уверенный ведущий, он должен провести свои «вагончики», преодолевая препятствия. У «локомотива» открыты глаза, у «вагончиков» закрыты.


  • Упражнение «Уверенная просьба»

  • Беседа и упражнение «Уверенное извини»

В этих упражнениях учить детей ассертивному поведению.

  • «Хвасталки»

Вспомнить три своих хороших поступка и нарисовать, затем рассказать другим.

- «Копилка хороших поступков»

Записать или нарисовать свои хорошие поступки.


Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливее.


Сухомлинский со свойственной ему восторженностью и правотой утверждал:

«Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»


6