Формы работы с родителями
Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности.
Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания, через различные классные, общешкольные и областные мероприятия.
Поэтому эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет педагог. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие
ЗАДАЧИ:
Оказание психолого-педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи в семье;
Повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества и создание модели распространения положительного опыта семей;
Создание предпосылок для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в школе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ:
Познавательная сфера жизни, работа с учителями предметниками;
Поддержка физического здоровья учащихся;
Дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала;
Поддержка одарённых детей;
Социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Этапы работы с родителями:
1ЭТАП.
Обследование родительского контингента
Социальный паспорт класса
2 ЭТАП.
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
Трудности в адаптации
Агрессивность
Страхи
Проблемы общения со сверстниками
Не усвоение программы
3ЭТАП
Анализ полученных данных и составление данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование, консультации, выставки, беседы, конкурсы, родительские собрания, экскурсии, совместные праздники.
Также традиционные и нетрадиционные.
I. Родительские собрания. Формы проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести работу по профилактике неуспеваемости учащихся. Здесь выбираются активные методы общения и взаимодействия с родителями:
лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
дискуссия – "круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания) (приложение 2);
психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
диагностика, рефлексия (тесты, вопросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.
Информационно-просветительская и развивающая работа через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты.
Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются проводить по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители со своим ребёнком. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.
Пресс – конференция с родителями. Эту форму работы можно провести в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов ОУ, психолога, медицинского работника.
Изучение семей.
Методы:
Наблюдение.
Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОДН).
Индивидуальные беседы.
Тестирование.
Анкетирование.
Диагностика.
Деловые игры.
Учим родителей справляться с агрессивностью и тревожностью детей.
Упражнение: подобрать синонимы и образные выражения:
«сердитый» - «как лев в клетке»;
Упражнение: нарисовать самый злой рисунок – перерисовать в «спокойный»;
Диагностика «Рецепт злого ребёнка»;
Ученик сам придумывает, как из хорошего ребёнка можно сделать злого. Например: поставить ему двойку, сказать, что у него большие уши, наступить ему на ногу и т.д. Таким образом педагог может определить «болевые точки» каждого ребёнка.
Упражнение «Как люди реагируют на агрессию».
Обсудить с детьми разные способы агрессии и оценить их приемлемость и неприемлемость:
Найти, где в теле и как ощущается каждое эмоциональное состояние?
Упражнение: выбрать карандаш соответствующего цвета и заштриховать на контурах тела, где и как проявляется эмоция.
Научиться расслаблять и напрягать обозначенные места.
Игра «Черепаха». Ребёнок как черепаха, лежит на ковре. Показалось солнышко, она вытянула голову, лапки из панциря. Подул ветерок – спрятала.
Игра «Морская звезда». Лёжа на ковре, дети, как морская звезда, расслабленно качаются на волнах, потом скатываются в комочек и быстро уползают незамеченными хищной рыбой. Затем опять качаются на волнах.
Освоить навыки ассертивного поведения.
«Знакомство с основными правилами этикета»
- Как мы можем проявлять своё уважительное отношение к другому?
1 ПРАВИЛО ГЛАСИТ: БУДЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ.
2 ПРАВИЛО: УВАЖАЙ СЕБЯ, ДЕРЖИСЬ УВЕРЕННО.
3 ПРАВИЛО: УВАЖАЙ ДРУГИХ, БУДЬ К НИМ ВНИМАТЕЛЕН.
Ролевые игры
Главная идея – научить школьников разнообразным способам разрешения спорных ситуаций.
Кооперация вместо конфронтации (играть вместе)
Равноценный обмен (предложить что-то другое)
Договориться играть по очереди
Авансирование (пообещать что-то взамен)
Жребий
Тайм – аут (отвлечься)
Повышать самооценку, социальный статус.
«Трон-стул, покрытый яркой красивой тканью. Каждый ученик садится на трон и называет качества, за которые он себя может уважать и уважает».
Дети делятся и образуют «паровозики». Первый – «локомотив» - это уверенный ведущий, он должен провести свои «вагончики», преодолевая препятствия. У «локомотива» открыты глаза, у «вагончиков» закрыты.
В этих упражнениях учить детей ассертивному поведению.
Вспомнить три своих хороших поступка и нарисовать, затем рассказать другим.
- «Копилка хороших поступков»
Записать или нарисовать свои хорошие поступки.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливее.
Сухомлинский со свойственной ему восторженностью и правотой утверждал:
«Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»
6