«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи
у детей дошкольного возраста
В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание и выражать свои мысли.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Работа по формированию связной речи является одним из важных этапов работы не только учителей-логопедов, воспитателей в детском саду, но и родителей. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка, а также оказывает влияние на эстетическое воспитание ( пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи).
Для формирования связной речи в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
Фразовая речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания. При этом «единицами» фразовой речи выступают словосочетания, предложения и даже тексты.
В своей работе по развитию связной речи у детей, я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу.
«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.).
Фразовый конструктор необходим как для запуска речи на этапе становления фразы, так и для развития уже имеющейся фразовой речи у ребёнка, полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.
Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу.
Пособие ФК направлено на решение следующих задач:
• Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
• Обучение построению однословных, двухсловных и трехсловных предложений;
• Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
• Формирование связности и четкости высказывания;
• Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
• Работа над пониманием сказанного.
Прежде, чем перейти к фразе, мы с детьми учимся соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учимся понимать смысл глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений.
ФК помогает детям учится составлять предложения, пересказывать тексты, составлять сюжетные рассказы с опорой на картинки. Он формирует лексико-грамматические представления. Развивает внимание, память, мышление, воображение, связную речь.