Формирование функциональной грамотности в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
Капкова Татьяна Григорьевна,
учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории, педагог-наставник, дважды победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя».
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность – способность
- использовать естественнонаучные знания,
- выявлять проблемы ,
- делать обоснованные выводы , необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Это требует от естественнонаучно-грамотного человека
следующих компетентностей :
- научно объяснять явления,
- оценивать и планировать научные исследования,
- научно интерпретировать данные и доказательства
Как организовать учебный процесс?
Учебный процесс должен способствовать формированию
таких умений, как
- объяснение явлений,
- выдвижение и проверка гипотез,
- прогнозирование событий,
- постановка вопросов и планирование основных этапов исследования,
- анализ данных, представленных в разной форме,
- обоснование и обсуждение результатов экспериментов.
Методический инструментарий должен содержать:
- компетентностные задания,
- экспериментальные работы исследовательского типа,
- анализ первичных научных данных,
- задания на объяснение явлений и фактов - « Что будет, если …?»,
«Попробуй объяснить»
- задания на применение методов познания - «Как узнать?»
- задания на формирование умений делать выводы на основе данных
«Сделай вывод»
Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?
Задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения :
- объяснять явления с научной точки зрения;
- разрабатывать путь научного исследования;
- интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы
Пример 1 компетентностного задания
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Ф. Зусманович разработал метод лечения закупоривающих заболеваний артерий. Выяснилось, что у людей, сломавших, к примеру, ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось.
При переломе срабатывала защита, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные кровеносные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция.
Нужно ломать ногу еще? Как быть?
Какие компетенции компетенции развивает :
Какие компетенции компетенции развивает :
- критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
- креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения
- координация – умение определить общую цель и оценить результат
- критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
- креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения
- координация – умение определить общую цель и оценить результат
- Формирующиеся умения: объяснить реальное явление на основе имеющихся знаний, аргументированно спрогнозировать развитие какого-либо процесса
К данной задаче можно применить метод ТРИЗ
Основные понятия :
Ресурсы – кровеносная система, питательные вещества, нарушение кости
Противоречие – ногу нельзя ломать и ногу нужно ломать, чтобы обеспечить восстановление кровообращения
Пример 2 компетентностного задания
- Рыба в мелких прудах может зимой погибнуть от недостатка кислорода. Предложите решения проблемы. Одно из решений — делать проруби, но они постоянно замерзают. Как быть?
Какие компетенции компетенции развивает :
- критическое мышление
- креативность
- координация
Задача на: - умение прогнозировать события;
- выдвигать гипотезу для решения проблемы;
- понимать ресурсы живой системы
- Формирующиеся умения : постановка задачи исследования, выдвижение научных гипотез, предложение способов их проверки,, интерпретация его результатов.
Пример 3 компетентностного задания
- Почему высоко в горах действие суставов человека нарушается, особо часты вывихи ?
Задача на умение научно
объяснить явление, используя
знания о живом организме
Ресурсы:
Строение суставов
Атмосферное давление в горах
Пример 4 компетентностного задания
Кот может безошибочно определить, где у хозяина больное место.
Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное «чутье» и «лекарские» способности у котов?
Компетенции :
- критическое мышление
- креативность
Формирующиеся умения:
- объяснить реальное явление на основе имеющихся знаний
- аргументированно спрогнозировать развитие какого-либо процесса
Пример 5 компетентностного задания
- Какое из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризует полученные закономерности:
- 1) температура влияет на и на процесс фотосинтеза, и на дыхание;
- 2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при более высокой — дыхание;
- 3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
- 4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
Задача на умение
научно интерпретировать данные
Пример 6 компетентностного задания
Текст № 1
- Изменение климата является одним из основных вызовов нашего времени.
- Непредсказуемость погодных условий, рост температуры воздуха, повышение уровня моря, которое увеличивает риск природных катастроф, являются последствиями изменения климата и имеют глобальный характер и беспрецедентные масштабы.
- Виной тому стремительный рост содержания в атмосфере парниковых газов: углекислого газа, метана, закиси азота, фреонов и других.
- Главной причиной этого роста является деятельность человека. Наибольший парниковый эффект вызывает сжигание ископаемого топлива, тепловые электростанции; автомобильный транспорт, лесные пожары, вырубка леса.
- С начала индустриальной эпохи содержание углекислого газа и метана возросло примерно в 1,3 и 2,5 раза, соответственно. Модельные расчеты показывают, что доля этих газов в усилении парникового эффекта приблизительно 80% (углекислого газа — 60%, метана — 20%).
Текст № 2
Рост народонаселения и развитие экономики сопряжены с увеличением объемов выбросов парниковых газов. Ниже приводится ряд научно установленных закономерностей:
- средняя глобальная температура непосредственно зависит от концентрации парниковых газов в атмосфере Земли;
- с начала индустриальной эпохи концентрация парниковых газов постоянно увеличивается, и вместе с ней растет среднемировая температура;
- одним из основных парниковых газов в атмосфере Земли является углекислый газ — продукт сжигания ископаемого топлива.
Рис. 1
Концентрации важных долгоживущих парниковых газов в атмосфере за последние 2000 лет. Рост после 1750 года вызван деятельностью человека в индустриальную эпоху. Единицы концентрации – частей на миллион (ppm) или частей на миллиард (ppb)
Рис.2
Связь между увеличением уровня углекислого газа в атмосфере (синяя линия) и увеличением средней температуры (красная линия).
- Прочитайте текст №1 и № 2, рассмотрите рис.1 и рис. 2
и ответьте на вопросы
- Назовите причины изменения климата.
- Каковы причины парникового эффекта?
- Каковы последствия парникового эффекта?
- Какой из парниковых газов является наиболее распространенным в атмосфере?
- Какова зависимость между концентрацией парниковых газов и температурой воздуха?
- Какие источники энергии лучше использовать для снижения риска изменения климата?
Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
Какие компетенции компетенции развивает :
- критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
- креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения
- координация – умение определить общую цель и оценить результат
- коммуникативность - умение работать согласованно в группе, слушать,доносить свою точку зрения
Пример 7 компетентностного задания
- Метеорологи констатируют глобальное изменение климата на Земле. Отражается оно и на качестве воздуха. Современная аппаратура способна достаточно точно определять колебания в его химическом составе. Однако такие исследования ученые начали производить относительно недавно. Чтобы определить, насколько изменилось качество воздуха на протяжении нескольких столетий, нужно иметь «пробы» воздуха двух-трех вековой давности.
- Но где их взять сегодня?
Какие компетенции компетенции развивает :
- критическое мышление
- креативность