СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функциональная грамотность на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показаны приемы для формирования функциональной грамотности на уроках биологии. Приведены примеры компетентностных заданий

Просмотр содержимого документа
«"Функциональная грамотность на уроках биологии"»

Формирование функциональной грамотности в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках Формирование функциональной грамотности на уроках биологии  Капкова Татьяна Григорьевна, учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории, педагог-наставник, дважды победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя».

Формирование функциональной грамотности в процессе исследовательской деятельности школьников на уроках

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Капкова Татьяна Григорьевна,

учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории, педагог-наставник, дважды победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя».

Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность – способность  использовать естественнонаучные знания,  выявлять проблемы ,  делать обоснованные выводы , необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.   Это требует от естественнонаучно-грамотного человека  следующих компетентностей :  научно объяснять явления,  оценивать и планировать научные исследования,  научно интерпретировать данные и доказательства

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность – способность

  • использовать естественнонаучные знания,
  • выявлять проблемы ,
  • делать обоснованные выводы , необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений,

которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Это требует от естественнонаучно-грамотного человека

следующих компетентностей :

  • научно объяснять явления,
  • оценивать и планировать научные исследования,
  • научно интерпретировать данные и доказательства

Как организовать учебный процесс? Учебный процесс должен способствовать формированию таких умений, как - объяснение явлений, - выдвижение и проверка гипотез, - прогнозирование событий, - постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, - анализ данных, представленных в разной форме, - обоснование и обсуждение результатов экспериментов.  Методический инструментарий должен содержать:  компетентностные задания,  экспериментальные работы исследовательского типа,  анализ первичных научных данных,  задания на объяснение явлений и фактов  - « Что будет, если …?»,  «Попробуй объяснить»  задания на применение методов познания - «Как узнать?»  задания на формирование умений делать выводы на основе данных   «Сделай вывод»

Как организовать учебный процесс?

Учебный процесс должен способствовать формированию

таких умений, как

- объяснение явлений,

- выдвижение и проверка гипотез,

- прогнозирование событий,

- постановка вопросов и планирование основных этапов исследования,

- анализ данных, представленных в разной форме,

- обоснование и обсуждение результатов экспериментов.

Методический инструментарий должен содержать:

  • компетентностные задания,
  • экспериментальные работы исследовательского типа,
  • анализ первичных научных данных,
  • задания на объяснение явлений и фактов - « Что будет, если …?»,

«Попробуй объяснить»

  • задания на применение методов познания - «Как узнать?»
  • задания на формирование умений делать выводы на основе данных

«Сделай вывод»

 Какими должны быть учебные задания,  формирующие «грамотность»?    Задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения :  объяснять явления с научной точки зрения; разрабатывать путь научного исследования; интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы

Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?

Задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения :

  • объяснять явления с научной точки зрения;
  • разрабатывать путь научного исследования;
  • интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы
Пример 1 компетентностного задания  Прочитайте текст и ответьте на вопросы   Ф. Зусманович разработал метод лечения закупоривающих заболеваний артерий. Выяснилось, что у людей, сломавших, к примеру, ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось.  При переломе срабатывала защита, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные кровеносные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу еще? Как быть?

Пример 1 компетентностного задания

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Ф. Зусманович разработал метод лечения закупоривающих заболеваний артерий. Выяснилось, что у людей, сломавших, к примеру, ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось.

При переломе срабатывала защита, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные кровеносные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция.

Нужно ломать ногу еще? Как быть?

Какие компетенции компетенции развивает :

Какие компетенции компетенции развивает :

  • критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
  • креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения
  • координация – умение   определить общую цель и оценить результат
  • критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
  • креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения
  • координация – умение   определить общую цель и оценить результат
  • Формирующиеся умения: объяснить реальное явление на основе имеющихся знаний, аргументированно спрогнозировать развитие какого-либо процесса

К данной задаче можно применить метод ТРИЗ

Основные понятия :

Ресурсы – кровеносная система, питательные вещества, нарушение кости

Противоречие – ногу нельзя ломать и ногу нужно ломать, чтобы обеспечить восстановление кровообращения

Пример 2 компетентностного задания Рыба в мелких прудах может зимой погибнуть от недостатка кислорода. Предложите решения проблемы. Одно из решений — делать проруби, но они постоянно замерзают. Как быть?

Пример 2 компетентностного задания

  • Рыба в мелких прудах может зимой погибнуть от недостатка кислорода. Предложите решения проблемы. Одно из решений — делать проруби, но они постоянно замерзают. Как быть?
Какие компетенции компетенции развивает :  критическое мышление  креативность  координация  Задача на: - умение прогнозировать события;  - выдвигать гипотезу для решения проблемы;  - понимать ресурсы живой системы Формирующиеся умения : постановка задачи исследования, выдвижение научных гипотез, предложение способов их проверки,, интерпретация его результатов.

Какие компетенции компетенции развивает :

  • критическое мышление
  • креативность
  • координация

Задача на: - умение прогнозировать события;

- выдвигать гипотезу для решения проблемы;

- понимать ресурсы живой системы

  • Формирующиеся умения : постановка задачи исследования, выдвижение научных гипотез, предложение способов их проверки,, интерпретация его результатов.
Пример 3 компетентностного задания Почему высоко в горах действие суставов человека нарушается, особо часты вывихи ?  Задача на умение научно объяснить явление, используя знания о живом организме  Ресурсы:   Строение суставов Атмосферное давление в горах

Пример 3 компетентностного задания

  • Почему высоко в горах действие суставов человека нарушается, особо часты вывихи ?

Задача на умение научно

объяснить явление, используя

знания о живом организме

Ресурсы:

Строение суставов

Атмосферное давление в горах

Пример 4 компетентностного задания Кот может безошибочно определить, где у хозяина больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное «чутье» и «лекарские» способности у котов? Компетенции : критическое мышление креативность  Формирующиеся умения: - объяснить реальное явление на основе имеющихся знаний - аргументированно спрогнозировать развитие какого-либо процесса

Пример 4 компетентностного задания

Кот может безошибочно определить, где у хозяина больное место.

Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное «чутье» и «лекарские» способности у котов?

Компетенции :

  • критическое мышление
  • креативность

Формирующиеся умения:

- объяснить реальное явление на основе имеющихся знаний

- аргументированно спрогнозировать развитие какого-либо процесса

Пример 5 компетентностного задания Какое из данных утверждений анализа графика  ошибочно характеризует полученные  закономерности: 1) температура  влияет на и на процесс фотосинтеза,  и на дыхание; 2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при  более высокой —  дыхание; 3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются; 4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;  Задача на умение научно интерпретировать данные

Пример 5 компетентностного задания

  • Какое из данных утверждений анализа графика  ошибочно характеризует полученные  закономерности:
  • 1) температура  влияет на и на процесс фотосинтеза,  и на дыхание;
  • 2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при  более высокой —  дыхание;
  • 3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
  • 4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;

Задача на умение

научно интерпретировать данные

Пример 6 компетентностного задания Текст № 1 Изменение климата является одним из основных вызовов нашего времени. Непредсказуемость погодных условий, рост температуры воздуха, повышение уровня моря, которое увеличивает риск природных катастроф, являются последствиями изменения климата и имеют глобальный характер и беспрецедентные масштабы. Виной тому стремительный рост содержания в атмосфере парниковых газов: углекислого газа, метана, закиси азота, фреонов и других. Главной причиной этого роста является деятельность человека. Наибольший парниковый эффект вызывает сжигание ископаемого топлива, тепловые электростанции; автомобильный транспорт, лесные пожары, вырубка леса. С начала индустриальной эпохи содержание углекислого газа и метана возросло примерно в 1,3 и 2,5 раза, соответственно. Модельные расчеты показывают, что доля этих газов в усилении парникового эффекта приблизительно 80% (углекислого газа — 60%, метана — 20%). 

Пример 6 компетентностного задания

Текст № 1

  • Изменение климата является одним из основных вызовов нашего времени.
  • Непредсказуемость погодных условий, рост температуры воздуха, повышение уровня моря, которое увеличивает риск природных катастроф, являются последствиями изменения климата и имеют глобальный характер и беспрецедентные масштабы.
  • Виной тому стремительный рост содержания в атмосфере парниковых газов: углекислого газа, метана, закиси азота, фреонов и других.
  • Главной причиной этого роста является деятельность человека. Наибольший парниковый эффект вызывает сжигание ископаемого топлива, тепловые электростанции; автомобильный транспорт, лесные пожары, вырубка леса.
  • С начала индустриальной эпохи содержание углекислого газа и метана возросло примерно в 1,3 и 2,5 раза, соответственно. Модельные расчеты показывают, что доля этих газов в усилении парникового эффекта приблизительно 80% (углекислого газа — 60%, метана — 20%). 

Текст № 2 Рост народонаселения и развитие экономики сопряжены с увеличением объемов выбросов парниковых газов. Ниже приводится ряд научно установленных закономерностей: средняя глобальная температура непосредственно зависит от концентрации парниковых газов в атмосфере Земли; с начала индустриальной эпохи концентрация парниковых газов постоянно увеличивается, и вместе с ней растет среднемировая температура; одним из основных парниковых газов в атмосфере Земли является углекислый газ — продукт сжигания ископаемого топлива.

Текст № 2

Рост народонаселения и развитие экономики сопряжены с увеличением объемов выбросов парниковых газов. Ниже приводится ряд научно установленных закономерностей:

  • средняя глобальная температура непосредственно зависит от концентрации парниковых газов в атмосфере Земли;
  • с начала индустриальной эпохи концентрация парниковых газов постоянно увеличивается, и вместе с ней растет среднемировая температура;
  • одним из основных парниковых газов в атмосфере Земли является углекислый газ — продукт сжигания ископаемого топлива.

Рис. 1 Концентрации важных долгоживущих парниковых газов в атмосфере за последние 2000 лет. Рост после 1750 года вызван деятельностью человека в индустриальную эпоху. Единицы концентрации – частей на миллион (ppm) или частей на миллиард (ppb) Рис.2 Связь между увеличением уровня углекислого газа в атмосфере (синяя линия) и увеличением средней температуры (красная линия).

Рис. 1

Концентрации важных долгоживущих парниковых газов в атмосфере за последние 2000 лет. Рост после 1750 года вызван деятельностью человека в индустриальную эпоху. Единицы концентрации – частей на миллион (ppm) или частей на миллиард (ppb)

Рис.2

Связь между увеличением уровня углекислого газа в атмосфере (синяя линия) и увеличением средней температуры (красная линия).

Прочитайте текст №1 и № 2, рассмотрите рис.1 и рис. 2 и ответьте на вопросы  Назовите причины изменения климата. Каковы причины парникового эффекта? Каковы последствия парникового эффекта? Какой из парниковых газов является наиболее распространенным в атмосфере? Какова зависимость между концентрацией парниковых газов и температурой воздуха? Какие источники энергии лучше использовать для снижения риска изменения климата? Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Какие компетенции компетенции развивает :  критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.  креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения  координация – умение   определить общую цель и оценить результат  коммуникативность - умение работать согласованно в группе, слушать,доносить свою точку зрения
  • Прочитайте текст №1 и № 2, рассмотрите рис.1 и рис. 2

и ответьте на вопросы

  • Назовите причины изменения климата.
  • Каковы причины парникового эффекта?
  • Каковы последствия парникового эффекта?
  • Какой из парниковых газов является наиболее распространенным в атмосфере?
  • Какова зависимость между концентрацией парниковых газов и температурой воздуха?
  • Какие источники энергии лучше использовать для снижения риска изменения климата?

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Какие компетенции компетенции развивает :

  • критическое мышление - умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
  • креативность - позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения
  • координация – умение   определить общую цель и оценить результат
  • коммуникативность - умение работать согласованно в группе, слушать,доносить свою точку зрения
Пример 7 компетентностного задания Метеорологи констатируют глобальное изменение климата на Земле. Отражается оно и на качестве воздуха. Современная аппаратура способна достаточно точно определять колебания в его химическом составе. Однако такие исследования ученые начали производить относительно недавно. Чтобы определить, насколько изменилось качество воздуха на протяжении нескольких столетий, нужно иметь «пробы» воздуха двух-трех вековой давности. Но где их взять сегодня? Какие компетенции компетенции развивает :  критическое мышление  креативность

Пример 7 компетентностного задания

  • Метеорологи констатируют глобальное изменение климата на Земле. Отражается оно и на качестве воздуха. Современная аппаратура способна достаточно точно определять колебания в его химическом составе. Однако такие исследования ученые начали производить относительно недавно. Чтобы определить, насколько изменилось качество воздуха на протяжении нескольких столетий, нужно иметь «пробы» воздуха двух-трех вековой давности.
  • Но где их взять сегодня?

Какие компетенции компетенции развивает :

  • критическое мышление
  • креативность