Просмотр содержимого документа
«Применение функциональной грамотности на уроках биологии в 5-8 классах»
Применение функциональной грамотности на уроках биологии среди учащихся 5-8 классов
Выполнила:
Учитель биологии и химии
Минина Оксана Валерьевна
МБОУ ООШ №12
Х.Казенно-Кужорский
Функциональная грамотность
- Функциональная грамотность предполагает умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Для биологии это означает, что учащиеся должны быть способны применять свои знания о живых организмах и их функциях для решения различных задач и проблем. Одним из основных способов развития функциональной грамотности на уроках биологии является использование практических заданий.
Практические работы
- Тема: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
- Цель работы: распознавать органы на таблицах, определять систему органов, к которой относится данный орган.
- Ход работы:
- 1. рассмотреть органы
- 2. определить, какие органы отмечены на рисунке
- 3. заполнить таблицу
- 4. сделать вывод.
Практическая работа играет важную роль в изучении биологии. Она способствует лучшему усвоению знаний и умений учащихся, развитию биологических, образовательных, практических и исследовательских умений.
Лабораторные работы
- Тема: «Клетки и ткани под микроскопом»
- Ход работы:
- 1. рассмотреть под микроскопом строение клетки
- 2. зарисовать клетку и подписать основные части клетки
- 3. рассмотреть готовые микропрепараты клетки.
- Оформление результатов: зарисовать рассмотренные клетки и заполнить таблицу.
- Сделать вывод проведенной работы.
Лабораторный эксперимент позволяет сделать процесс обучения для
учащихся интересным, способным вовлечь их в активное освоение знаний, научиться транслировать знания в новых проблемных ситуациях.
Тестирование
- Тест является основной частью методики
- Тесты способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа.
- Задания на выявления последовательности происходящих в живой природе событий позволяет проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами.
кроссворд
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
- Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
- При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.
- В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Задания в формате ОГЭ
- Выберите один или несколько правильных ответов. Известно, что картофель клубненосный — это растение с видоизменёнными подземными побегами, ценная овощная и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
- Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
- 1) В России картофель появился в XVIII веке. 2) Растение картофеля образует компактный куст высотой 30–150 см. 3) На подземных стеблевых побегах формируются клубни различных размеров, форм и окрасок. 4) Клубни картофеля содержат крахмал, белки, в которых имеются все незаменимые аминокислоты, минеральные соли, витамины. 5) Клубни и засилосованная ботва — корм для сельскохозяйственных животных. 6) Во всех органах растения накапливается алкалоид – соланин.
Задание в формате ОГЭ
- Установите последовательность. Расположите в правильном порядке уровни организации дыхательной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) лёгкое 2) митохондрия 3) альвеола 4) дыхательная система 5) эпителиальная клетка
Развитие функциональной грамотности.
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Финансовая грамотность
Функциональная грамотность
Ествественно-научная грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Формированию логического мышления
Формированию креативного мышления
Задачи функциональной грамотности способствуют
Получению навыков работы с текстом
Применению различных навыков для решения реальных проблем
Систематизация знаний и умений
- Отличительные признаки функциональной грамотности:
- направленность на решение социальных и бытовых проблем
- ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах
- связь с решением стандартных, стереотипных задач
- Систематизация знаний, умений и навыков – это упорядочение уже изученного и уже усвоенного в единую систему. Она осуществляется на основе деятельности по включению части в целое.
- В основе логики обобщения и систематизации знаний, умений и навыков лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний, умений и навыков.
Задание на развитие функциональной грамотности
- Большая берцовая кость человека в вертикальном положении может выдержать груз до 1500 кг, иногда до 1800 кг. Объясните, почему кость столь прочна и тверда?
Ответ: прочность и твердость костей зависят от относительно большого содержания минеральных веществ.
Спасибо за внимание!