СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение функциональной грамотности на уроках биологии в 5-8 классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение функциональной грамотности на уроках биологии в 5-8 классах. Влияние и развитие при помощи функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Применение функциональной грамотности на уроках биологии в 5-8 классах»

Применение функциональной грамотности на уроках биологии среди учащихся 5-8 классов Выполнила: Учитель биологии и химии Минина Оксана Валерьевна МБОУ ООШ №12 Х.Казенно-Кужорский

Применение функциональной грамотности на уроках биологии среди учащихся 5-8 классов

Выполнила:

Учитель биологии и химии

Минина Оксана Валерьевна

МБОУ ООШ №12

Х.Казенно-Кужорский

Функциональная грамотность Функциональная   грамотность  предполагает умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Для  биологии  это означает, что учащиеся должны быть способны применять свои знания о живых организмах и их функциях для решения различных задач и проблем. Одним из основных способов развития  функциональной   грамотности  на уроках  биологии  является использование практических заданий.

Функциональная грамотность

  • Функциональная   грамотность  предполагает умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Для  биологии  это означает, что учащиеся должны быть способны применять свои знания о живых организмах и их функциях для решения различных задач и проблем. Одним из основных способов развития  функциональной   грамотности  на уроках  биологии  является использование практических заданий.
Практические работы Тема: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». Цель работы: распознавать органы на таблицах, определять систему органов, к которой относится данный орган. Ход работы: 1. рассмотреть органы 2. определить, какие органы отмечены на рисунке 3. заполнить таблицу 4. сделать вывод.

Практические работы

  • Тема: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
  • Цель работы: распознавать органы на таблицах, определять систему органов, к которой относится данный орган.
  • Ход работы:
  • 1. рассмотреть органы
  • 2. определить, какие органы отмечены на рисунке
  • 3. заполнить таблицу
  • 4. сделать вывод.
 Практическая работа играет важную роль в изучении биологии. Она  способствует лучшему усвоению знаний и умений учащихся, развитию биологических, образовательных, практических и исследовательских умений.

Практическая работа играет важную роль в изучении биологии. Она способствует лучшему усвоению знаний и умений учащихся, развитию биологических, образовательных, практических и исследовательских умений.

Лабораторные работы Тема: «Клетки и ткани под микроскопом» Ход работы: 1. рассмотреть под микроскопом строение клетки 2. зарисовать клетку и подписать основные части клетки 3. рассмотреть готовые микропрепараты клетки. Оформление результатов: зарисовать рассмотренные клетки и заполнить таблицу. Сделать вывод проведенной работы.

Лабораторные работы

  • Тема: «Клетки и ткани под микроскопом»
  • Ход работы:
  • 1. рассмотреть под микроскопом строение клетки
  • 2. зарисовать клетку и подписать основные части клетки
  • 3. рассмотреть готовые микропрепараты клетки.
  • Оформление результатов: зарисовать рассмотренные клетки и заполнить таблицу.
  • Сделать вывод проведенной работы.
Лабораторный эксперимент позволяет сделать процесс обучения для учащихся интересным, способным вовлечь их в активное освоение знаний, научиться транслировать знания в новых проблемных ситуациях.

Лабораторный эксперимент позволяет сделать процесс обучения для

учащихся интересным, способным вовлечь их в активное освоение знаний, научиться транслировать знания в новых проблемных ситуациях.

Тестирование Тест является основной частью методики Тесты способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Задания на выявления последовательности происходящих в живой природе событий позволяет проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами.

Тестирование

  • Тест является основной частью методики
  • Тесты способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа.
  • Задания на выявления последовательности происходящих в живой природе событий позволяет проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами.
кроссворд

кроссворд

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

  • Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
  • При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.
  • В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Задания в формате ОГЭ Выберите один или несколько правильных ответов.  Известно, что картофель клубненосный — это растение с видоизменёнными подземными побегами, ценная овощная и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) В России картофель появился в XVIII веке.  2) Растение картофеля образует компактный куст высотой 30–150 см.  3) На подземных стеблевых побегах формируются клубни различных размеров, форм и окрасок.  4) Клубни картофеля содержат крахмал, белки, в которых имеются все незаменимые аминокислоты, минеральные соли, витамины.  5) Клубни и засилосованная ботва — корм для сельскохозяйственных животных.  6) Во всех органах растения накапливается алкалоид – соланин.

Задания в формате ОГЭ

  • Выберите один или несколько правильных ответов. Известно, что картофель клубненосный — это растение с видоизменёнными подземными побегами, ценная овощная и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.
  • Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
  • 1) В России картофель появился в XVIII веке. 2) Растение картофеля образует компактный куст высотой 30–150 см. 3) На подземных стеблевых побегах формируются клубни различных размеров, форм и окрасок. 4) Клубни картофеля содержат крахмал, белки, в которых имеются все незаменимые аминокислоты, минеральные соли, витамины. 5) Клубни и засилосованная ботва — корм для сельскохозяйственных животных. 6) Во всех органах растения накапливается алкалоид – соланин.
Задание в формате ОГЭ Установите последовательность.  Расположите в правильном порядке уровни организации дыхательной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) лёгкое  2) митохондрия  3) альвеола  4) дыхательная система  5) эпителиальная клетка

Задание в формате ОГЭ

  • Установите последовательность. Расположите в правильном порядке уровни организации дыхательной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) лёгкое 2) митохондрия 3) альвеола 4) дыхательная система 5) эпителиальная клетка
Развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность Читательская грамотность Финансовая грамотность Функциональная грамотность Ествественно-научная грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Развитие функциональной грамотности.

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Финансовая грамотность

Функциональная грамотность

Ествественно-научная грамотность

Креативное мышление

Глобальные компетенции

Формированию логического мышления Формированию креативного мышления Задачи функциональной грамотности способствуют Получению навыков работы с текстом Применению различных навыков для решения реальных проблем

Формированию логического мышления

Формированию креативного мышления

Задачи функциональной грамотности способствуют

Получению навыков работы с текстом

Применению различных навыков для решения реальных проблем

Систематизация знаний и умений Отличительные признаки функциональной грамотности: направленность на решение социальных и бытовых проблем ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах связь с решением стандартных, стереотипных задач Систематизация знаний, умений и навыков – это упорядочение уже изученного и уже усвоенного в единую систему. Она осуществляется на основе деятельности по включению части в целое. В основе логики обобщения и систематизации знаний, умений и навыков лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний, умений и навыков.

Систематизация знаний и умений

  • Отличительные признаки функциональной грамотности:
  • направленность на решение социальных и бытовых проблем
  • ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах
  • связь с решением стандартных, стереотипных задач
  • Систематизация знаний, умений и навыков – это упорядочение уже изученного и уже усвоенного в единую систему. Она осуществляется на основе деятельности по включению части в целое.
  • В основе логики обобщения и систематизации знаний, умений и навыков лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний, умений и навыков.
Задание на развитие функциональной грамотности Большая берцовая кость человека в вертикальном положении может выдержать груз до 1500 кг, иногда до 1800 кг. Объясните, почему кость столь прочна и тверда? Ответ: прочность и твердость костей зависят от относительно большого содержания минеральных веществ.

Задание на развитие функциональной грамотности

  • Большая берцовая кость человека в вертикальном положении может выдержать груз до 1500 кг, иногда до 1800 кг. Объясните, почему кость столь прочна и тверда?

Ответ: прочность и твердость костей зависят от относительно большого содержания минеральных веществ.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!