Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Гимназия № 12»
Приказ № __92__от 31.08. 2016 г.
___________________ Л.И. Шемелина
Календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
по учебному предмету
Геометрия
Класс 8 «А»
Составитель:
Слотюк Мария Викторовна
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 12»
Рассмотрено на методическом
объединении учителей естественно-математического цикла
Протокол № ___4___ от 26.08. 2016 г.
Рассмотрено на заседании Научно-методического
совета гимназии
Протокол № 3 от 29.08. 2016 г.
Ленинск-Кузнецкий
2016
1. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Математика. Алгебра. Геометрия» (составитель: Алексеева И.А., Вейс Н.В., Кожина Н.В., Слотюк М.В.), утверждена приказом № 144 от 27.08. 2015 года, в редакции приказа №19 от 20.02. 2016 года.
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия № 12» в предметной области «Математика и информатика» на изучение учебного предмета «Геометрия» в 2016-2017 учебном году отводится:
в обязательной части __2__ часа неделю,
в части, формируемой участниками образовательных отношений - __1__ час.
Всего: ___3___ часов в неделю, за год – __102___ часа.
Плановых контрольных работ ___6____.
2. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Геометрия»
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | Формы контр. |
Повторение изученного в 7 классе. 3 ч |
1.1 | Треугольники. | 1 | 05.09 | | |
1.2 | Параллельные прямые. | 1 | 06.09 | | |
1.3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 06.09 | | |
Четырехугольники. 21 ч |
2.1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. | 1 | 12.09 | | |
2.2 | Четырехугольник. | 1 | 13.09 | | |
2.3 | Параллелограмм. | 1 | 13.09 | | |
2.4 | Признаки параллелограмма. | 1 | 19.09 | | |
2.5 | Признаки параллелограмма. | 1 | 20.09 | | |
2.6 | Признаки параллелограмма. | 1 | 20.09 | | |
2.7 | Признаки параллелограмма. Самостоятельная работа. | 1 | 26.09 | | СР |
2.8 | Трапеция. | 1 | 27.09 | | |
2.9 | Трапеция. | 1 | 27.09 | | |
2.10 | Трапеция. | 1 | 03.10 | | |
2.11 | Трапеция. Самостоятельная работа. | 1 | 04.10 | | СР |
2.12 | Прямоугольник. | 1 | 04.10 | | |
2.13 | Прямоугольник. | 1 | 10.10 | | |
2.14 | Ромб и квадрат. | 1 | 11.10 | | |
2.15 | Ромб и квадрат. Самостоятельная работа | 1 | 11.10 | | СР |
2.16 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | 17.10. | | |
2.17 | Решение задач по теме “Четырехугольники”. | 1 | 18.10 | | |
2.18 | Решение задач по теме “Четырехугольники”. Самостоятельная работа. | 1 | 18.10 | | СР |
2.19 | Решение задач по теме “Четырехугольники”. | 1 | 24.10 | | |
2.20 | Контрольная работа № 1 по теме: “Четырехугольники”. | 1 | 25.10 | | КР |
2.21 | Работа над ошибками. | 1 | 25.10 | | |
Площади фигур. 21 ч |
3.1 | Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата. | 1 | 07.11 | | |
3.2 | Площадь прямоугольника. | 1 | 08.11 | | |
3.3 | Площадь прямоугольника. Самостоятельная работа. | 1 | 08.11 | | СР |
3.4 | Площадь параллелограмма. | 1 | 14.11 | | |
3.5 | Площадь параллелограмма. Самостоятельная работа | 1 | 15.11 | | СР |
3.6 | Площадь треугольника. | 1 | 15.11 | | |
3.7 | Площадь треугольника. Самостоятельная работа | 1 | 21.11 | | СР |
3.8 | Площадь трапеции. | 1 | 22.11 | | |
3.9 | Площадь трапеции. Самостоятельная работа | 1 | 22.11 | | СР |
3.10. | Решение задач по теме “Площади фигур”. | 1 | 28.11 | | |
3.11 | Решение задач по теме “Площади фигур”. | 1 | 29.11 | | |
3.12 | Решение задач по теме “Площади фигур”. Самостоятельная работа. | 1 | 29.11 | | СР |
3.13 | Теорема Пифагора | 1 | 05.12 | | |
3.14 | Теорема Пифагора | 1 | 06.12 | | |
3.15 | Теорема Пифагора. Самостоятельная работа. | 1 | 06.12 | | СР |
3.16 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | 12.12 | | |
3.17 | Решение задач по теме “Теорема Пифагора”. | 1 | 13.12 | | |
3.18 | Решение задач по теме “Теорема Пифагора”. Самостоятельная работа. | 1 | 13.12 | | СР |
3.19 | Решение задач по теме “Теорема Пифагора”. | 1 | 19.12 | | |
3.20 | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь». | 1 | 20.12 | | КР |
3.21 | Работа над ошибками. | 1 | 20.12 | | |
Подобные треугольники. 27 ч |
4.1 | Пропорциональные отрезки. | 1 | 26.12 | | |
4.2 | Пропорциональные отрезки. | 1 | 27.12 | | |
4.3 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 27.12 | | |
4.4 | Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников Самостоятельная работа. | 1 | 16.01 | | СР |
4.5 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | 17.01 | | |
4.6 | Первый признак подобия треугольников. Самостоятельная работа. | 1 | 17.01 | | СР |
4.7 | Второй признак подобия треугольников. | 1 | 23.01 | | |
4.8 | Второй признак подобия треугольников. Самостоятельная работа. | 1 | 24.01 | | СР |
4.9 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | 24.01 | | |
4.10 | Третий признак подобия треугольников. Самостоятельная работа. | 1 | 30.01 | | СР |
4.11 | Решение задач по теме “Признаки подобия треугольников”. | 1 | 31.01 | | |
4.12 | Решение задач по теме “Признаки подобия треугольников”. | 1 | 31.01 | | |
4.13 | Контрольная работа № 3 по теме “Признаки подобия треугольников”. | 1 | 06.02 | | КР |
4.14 | Работа над ошибками. | 1 | 07.02 | | |
4.15 | Средняя линия треугольника. | 1 | 07.02 | | |
4.16 | Средняя линия треугольника. Самостоятельная работа. | 1 | 13.02 | | СР |
4.17 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | 14.02 | | |
4.18 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | 14.02 | | |
4.19 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Самостоятельная работа. | 1 | 20.02 | | СР |
4.20 | Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур. | 1 | 21.02 | | |
4.21 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | 21.02 | | |
4.22 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | 27.02 | | |
4.23 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Самостоятельная работа. | 1 | 28.02 | | СР |
4.24 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. | 1 | 28.02 | | |
4.25 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. | 1 | 06.03 | | |
4.26 | Контрольная работа № 4 по теме “Применение подобия к решению задач». | 1 | 07.03 | | КР |
4.27 | Работа над ошибками. | 1 | 07.03 | | |
Окружность. 23 ч |
5.1 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | 13.03 | | |
5.2 | Касательная к окружности. | 1 | 14.03 | | |
5.3 | Касательная к окружности. | 1 | 14.03 | | |
5.4 | Решение задач то теме “Касательная к окружности”. | 1 | 20.03 | | |
5.5 | Решение задач то теме “Касательная к окружности”. Самостоятельная работа. | 1 | 21.03 | | СР |
5.6 | Градусная мера дуги окружности. | 1 | 21.03 | | |
5.7 | Теорема о вписанном угле. | 1 | 03.04 | | |
5.8 | Теорема о вписанном угле. | 1 | 04.04 | | |
5.9 | Решение задач по теме “Центральные и вписанные углы”. | 1 | 04.04 | | |
5.10 | Решение задач по теме “Центральные и вписанные углы”. Самостоятельная работа. | 1 | 10.04 | | СР |
5.11 | Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. | 1 | 11.04 | | |
5.12 | Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. | 1 | 11.04 | | |
5.13 | Теорема о пересечении высот треугольника. | 1 | 17.04 | | |
5.14 | Вписанная окружность. | 1 | 18.04 | | |
5.15 | Вписанная окружность. | 1 | 18.04 | | |
5.16 | Вписанная окружность. Самостоятельная работа. | 1 | 24.04 | | СР |
5.17 | Описанная окружность. | 1 | 25.04 | | |
5.18 | Описанная окружность. | 1 | 25.04 | | |
5.19 | Описанная окружность | 1 | 02.05 | | |
5.20 | Решение задач по теме “Вписанная и описанная окружности”. Самостоятельная работа. | 1 | 02.05 | | СР |
5.21 | Решение задач по теме “Вписанная и описанная окружности”. | 1 | 08.05 | | |
5.22 | Контрольная работа № 5 по теме “Окружность”. | 1 | 15.05 | | КР |
5.23 | Работа над ошибками. | 1 | 16.05 | | |
Повторение. 7 ч |
5.1 | Повторение. Решение задач. | 1 | 16.05 | | |
5.2 | Повторение. Решение задач. | 1 | 22.05 | | |
5.3 | Повторение. Решение задач. | 1 | 23.05 | | |
5.4 | Итоговая контрольная работа №6. | 1 | 23.05 | | КР |
5.5 | Работа над ошибками. | 1 | 29.05 | | |
5.6 | Итоговое повторение. | 1 | 30.05 | | |
5.7 | Итоговое повторение. | 1 | 30.05 | | |
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета в 8 «А» классе.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- осознание значения математики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметными результатами учебного предмета «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
– Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
– Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
– Независимость и критичность мышления.
– Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Геометрия» являются следующие умения.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
- определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках;
- определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции;
- определении окружности, круга и их элементов;
- теореме об измерении углов, связанных с окружностью;
- определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки;
- определении вписанной и описанной окружностей, их свойствах;
- определении тригонометрические функции острого угла, основных соотношений между ними;
- приёмах решения прямоугольных треугольников;
- тригонометрических функциях углов от 0 до 180°;
- теореме косинусов и теореме синусов;
- приёмах решения произвольных треугольников;
- формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
- теореме Пифагора.
- Применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач;
- решать простейшие задачи на трапецию;
- находить градусную меру углов, связанных с окружностью; устанавливать их равенство;
- применять свойства касательных к окружности при решении задач;
- решать задачи на вписанную и описанную окружность;
- выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки;
- находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
- применять соотношения между тригонометрическими функциями при решении задач; в частности, по значению одной из функций находить значения всех остальных;
- решать прямоугольные треугольники;
- сводить работу с тригонометрическими функциями углов от 0 до 180° к случаю острых углов;
- применять теорему косинусов и теорему синусов при решении задач;
- решать произвольные треугольники;
- находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
- применять теорему Пифагора при решении задач;
- находить простейшие геометрические вероятности;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.