СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гиперактивный ребёнок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гиперактивный ребёнок»

Игры на развитие внимания

На сегодняшний день существует масса игр для развития внимания ребенка. В частности педагоги и родители могут пользоваться следующими:

- «Последний из могикан», когда ребенку предлагается поиграть в индейца. Для того чтобы не пострадать от рук неприятеля или хорошо поохотиться, индеец должен быть очень внимательным к звукам, окружающим его. Пусть малыш закроет глаза и постарается услышать все звуки в помещении и за его пределами. Взрослый может специально создавать шумы и звуки.

- «Корректор». Такая игра дает ребенку возможность почувствовать себя взрослым. Расскажите ему о работе корректора, о том, как важно, чтобы в тексте не было ошибок. Затем выберите страницу из книги, договоритесь, какая буква будет считаться «ошибкой» и пусть малыш последовательно вычеркивает эту букву в каждой строчке. Главное, чтобы эта игра длилась не более 10 минут. Если ребенок хорошо справился с заданием, обязательно нужно его похвалить.


Игры на расслабление

Причиной повышенной импульсивности и двигательной активности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является их неспособность расслабляться. Поэтому взрослые обязательно должны научить детей приемам релаксации. Для этого можно использовать следующие игры:

- «Прикосновение». Для проведения игры необходимы предметы из разных материалов: кусочки ткани и меха, деревянные вещи, вата, мятая бумага. Взрослый раскладывает их на столе перед ребенком, чтобы тот мог их хорошо рассмотреть. После этого, малыш должен закрыть глаза и попробовать догадаться, каким из этих предметов взрослый до него дотронулся. Касания должны быть приятными и ласковыми.

- «Солдат и тряпичная кукла». Суть данной игры заключается в попеременном сильном напряжении мышц и последующем расслаблении. Сначала ребенок должен представить, что он солдат, стоящий на плацу, вытянувшись в струнку. Пусть ребенок изображает военнослужащего, когда услышит слово «солдат». После того, как малыш постоял в напряженной позе, скажите «тряпичная кукла». Ребенок при этом должен наклониться вперед, так чтобы руки висели как тряпичные, и постараться максимально расслабиться. Чередуйте команды несколько раз, завершая игру фазой расслабления.


Игры для развития волевой регуляции поведения

Поскольку отсутствие достаточного контроля над собственным поведением является еще одной характерной особенностью гиперактивных детей, взрослым стоит заниматься коррекционной работой, направленной на развитие волевой регуляции. С этой целью можно предложить поиграть с такие игры:

- «Молчу – шепчу – кричу». Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с трудом могут контролировать свою речь. Эта игра позволяет научить ребенка осознанно регулировать громкость своей речи. Взрослый показывает ребенку специальный знак, ориентируясь на который он должен говорить то громко, то тихо, то молчать. Необходимо заранее оговорить, какой знак что означает. Лучше всего заканчивать игру на молчании, чтобы избежать излишнего возбуждения нервной системы.

- «Говори по сигналу». Общаясь с ребенком, взрослый задает ему вопросы. Однако отвечать малыш может только тогда, когда увидит специальный знак, например, когда взрослый примет определенную позу. Если же вопрос задан, но условного знака нет, ребенок должен молчать, как будто ничего не слышал.


Отработка конкретных способов взаимодействия с окружающими людьми

На первом этапе работы стоит заниматься с ребенком индивидуально. Взрослый должен сначала научить ребенка слушать инструкции, понимать их. Для этого может потребоваться, чтобы малыш проговаривал их вслух. Кроме того, важно сформулировать систему правил поведения во время общения с другими людьми и во время выполнения задания. Важно добиться, чтобы ребенок усвоил эти правила. Затем скажите ему, за выполнение каких правил он получит поощрение. Система поощрения может быть следующей: ребенок получает жетоны за соблюдение правил каждые 15 – 20 минут. Полученные жетоны затем можно обменять на какие-либо награды. Инструкции, которые взрослый дает ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, должны быть предельно понятными и короткими, не более 10 слов. Педагог должен быть готов к тому, что такие дети могут попытаться манипулировать им, и сохранять спокойствие. Большое число людей вокруг может привести к перевозбуждению таких детей, поэтому желательно, чтобы они сидели на первой парте, видели перед собой только учителя.

После того, как первый этап преодолен, можно вовлекать ребенка в групповые виды деятельности. Для начала подойдут малые группы детей по 2 – 4 человека. Освоившись в малой группе, отработав правила поведения в коллективе, малыш способен участвовать в общих групповых играх. Если такую последовательность не соблюдать, то ребенок перевозбудится и переутомится, в конечном итоге потеряет контроль над собственным поведением.


Работа с негативными эмоциями

У детей, страдающих синдромом гиперактивности, при выполнении любой деятельности ведущим является эмоциональный компонент. И поскольку эмоции стимулируют деятельность, то волевой компонент уходит на второй план. Получается, что именно эмоции определяют поведение гиперактивного ребенка. Малыш может переживать целый спектр неприятных переживаний, и задача взрослого научить его справляться с ними. Для начала обсудите с малышом такие вопросы:

- Что тебя может разозлить?

- Как ты ведешь себя, когда злишься?

- Что ты переживаешь в состоянии гнева?

- Какие слова ты говоришь, когда ты злишься?

Чтобы преодолеть злость или гнев, взрослый может предложить ребенку использовать специальные психологические методики:

- Нарисуйте знак «СТОП» и скажите ребенку, что как только он начнет сердиться, пусть достает знак и сам себе вслух говорит «Стоп!». Тренироваться нужно в течение нескольких дней, чтобы закрепить навык.

- Чтобы научить ребенка спокойно общаться с другими людьми, можно поиграть в такую игру: взрослый берет интересный для ребенка предмет в руки. Задача ребенка спокойно уговорить взрослого отдать ему вещь. При этом взрослый это сделает тогда, когда захочет, а не по первому требованию. Ребенок может просить шепотом, одними жестами, ласковыми словами.

- Важно научить ребенка выражать гнев в приемлемой форме. Для этого научите его выражать гнев в словесной форме, используя такие фразы, как «Я расстроен, это меня обижает и т.д.». Для того, чтобы выплеснуть негативные эмоции, научите ребенка следующим приемам: кричать в пустую чашку, бросать резиновые игрушки в ванную с водой, лепить из пластилина неприятные переживания и разрушать их.


Что нужно знать родителям гиперактивного ребенка

Родители детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, испытывают трудности при общении с ними. Одни из них борются с непослушанием ребенка при помощи строгих наказаний и увеличения запретов. Другие просто машут рукой на своего беспокойного ребенка, не обращают на него внимания, тем самым лишая его поддержки. Поэтому такие дети часто страдают от:

- Недостатка родительского внимания. Родители не стремятся вникать в проблемы ребенка, а лишь водят его по врачам, пытаясь решить проблему его поведения при помощи медицинских препаратов.

- Отсутствия достаточного контроля над поведением со стороны родителей. Взрослые должны составить список запретов и строго следовать ему.

- Отсутствия навыков управления гневом.

Педагог может помочь родителям, объяснив им, что:

- Ужесточение дисциплины не даст положительных результатов.

- С такими детьми необходимо спокойно и мягко общаться.

- Ни в коем случае не стоит кричать на такого ребенка и приказывать ему. Как, впрочем, использовать восторженный тон. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень чувствителен к эмоциям окружающих его людей и быстро присоединяется к ним.

- Увеличение нагрузок ведет к переутомлению и капризам.

- Гиперактивные дети, как и любые другие, нуждаются в похвале и одобрении. Но похвала должна быть искренней.

- Ребенку нужно давать простые и четкие инструкции. Не стоит поручать ему несколько дел одновременно.

- Если есть система запретов, то их должно быть не очень много. При этом ребенок четко должен понимать, что будет в случае нарушения запрета. А взрослые не должны закрывать глаза на нарушения правил, оговоренных заранее. Не стоит начинать запрет со слов «Нет» или «Нельзя». Из-за своей импульсивности такой ребенок, скорее всего сразу отреагирует на него негативно. Лучше предлагать ему альтернативные варианты деятельности взамен той, которая нежелательна.

- Если ребенку предстоит переключиться с одного вида деятельности на другой, то стоит предупредить его об этом заранее.

- Можно ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, чтобы не допускать его перевозбуждения.

- У такого ребенка должен быть четкий режим дня.

- Стоит ограничить занятия на компьютере и просмотр телевизионных передач.

В заключение хотелось бы добавить, что, несмотря на то, что гиперактивные дети доставляют взрослым много беспокойства, грамотный и здравый подход к коррекции их поведения может помочь свести к минимуму негативные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности и успешно социализировать этих детей.