СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Бунин " Кавказ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.А. Бунин " Кавказ"

Просмотр содержимого документа
«И.А. Бунин " Кавказ"»

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика".


Цели и задачи урока:

познакомиться с основными этапами жизни великого писателя; закрепить умение работать с художественной и справочной литературой; развивать филологическое мышление.

Эпиграф к уроку

Всякая любовь – великое счастье,

даже если она не разделена”, – писал И.А. Бунин.



Ход урока

    1. Активизация учащихся.

– Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни.

2. -- Действительно, тема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина.

3. Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство. Запишите эпиграф урока в тетрадь.

– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)

– Как я вас поняла, любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье.

4.Какова же цель нашего урока? (В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).



Детство Вани Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера.



В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, он оставляет её.



Дальнейшее образование Ване даёт старший брат – Юлий Алексеевич. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.



Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов.



Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”.



Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.



Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь:

– первая мучительная любовь к Варваре Владимировне Пащенко, длившаяся 5 лет, но не закончившаяся браком, потому что родители невесты не хотели этого союза,



–женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Но брак распался, а любимый сын Коленька умер от скарлатины в 5 лет. Больше детей у Бунина никогда не было. Осталась только фотография сына, с которой он не расставался до конца своих дней,



– встреча с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая до конца будет для него верным и преданным другом.

Иван Алексеевич Бунин категорично не принял Октябрьскую революцию и 1920 году Бунин вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной.

33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности.



И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже.



Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.



Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

Обсуждение рассказа.



Вы читали рассказ дома. Ответьте на вопрос:

-- Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). Рассказ написан 12 ноября 1937 года. Обратите внимание на слайды – это Москва, Арбат начала 20 века.



-- Прочитаем первые два абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)

-- Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

-- Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

-- Перескажите сжато сюжет рассказа.

-- В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини….

Итог: счастье в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

-- В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

-- Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

-- Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». Вспомните рассказ Бунина «Лапти». Какой звук там оказался самым главным? (Звук метели, предвещавший беду).

К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».



Художественно-выразительные средства в рассказе.

Какие ИВС языка использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды?

– Верно, эпитеты, метафоры, сравнения, синтаксис – всё помогает автору «просто, точно», как писал К.Г. Паустовский выразить свои ощущения.



ВЫВОД:

Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей деталей и оттенков.

После дискуссии:

-- Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.



-- Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)



-- Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

-- Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал)

-- Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

-- Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)



--- Что противопоставлено у Бунина? (жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

Вывод урока.

-- Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль).



– Спасибо за работу, ребята. Всем с большой радостью ставлю оценку «5». А на память оставлю вам плоды ваших наблюдений . Вклейте их в тетрадь.



Рефлексия.

– Оцените свою работу и работу класса на уроке символическим сердцем: красный цвет: очень понравилось, более светлый: могло быть лучше, розовый: не понравилось. Поднимите сердечки. Спасибо. Выходя, наклейте своё сердечко на ватман-сердце: пусть у нас будет огромное счастье.

  1. Домашнее задание.

Бунин и я. Что нового открыл для себя?

Прочитать биографию А.И. Куприна и рассказ «Куст сирени».