Сопровождение к презентации
Слайд 1: Я-учитель здоровья.
Завьялова Ирина Сергеевна -учитель начальных классов
Филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н. М. Фролова» в п. Чакино
Слайд 2: Актуальное высказывание
Слайд 3: Цель и задачи
Цель работы: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Задачи:
-учить ценить, беречь и укреплять своё здоровье
-способствовать овладению умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
-воспитывать культуру здоровья
Слайд 4: Что такое здоровье?
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей.
Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Что мы понимаем под физическим и социальным здоровьем?
Физическое здоровье – это высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма.
В понятие «социальное здоровье» входит: стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения следует, что человек здоров только тогда, когда все эти три фактора присутствуют в жизни человека в совокупности.
Остановимся на физическом здоровье детей.
В настоящее время многие родители огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей. Как показывает практика, очень часто родители недооценивают роль движений в жизни своего ребёнка. А ведь двигательная активность является жизненно необходимой, биологической потребностью детского организма. Исследования показали, что движения благотворно влияют на развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и др. Движение - основное проявление жизни и, в то же время, средство гармоничного развития личности.
Мы живем в век научно-технического прогресса. Нам не надо носить воду, колоть дрова, как нашим бабушкам и дедушкам, белье стирают машины-автоматы, у нас появилось больше свободного времени, и многие из нас устремили свои взгляды к мониторам телевизоров и компьютеров, забывая о том, что движение – это предупреждение разного рода болезней. А дети – это наше отражение, они поступают так же как взрослые. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Ребёнку, особенно в дошкольном возрасте, необходимо много двигаться. А заботливые мамы стараются усадить своё чадо в коляску или санки вместо прогулки пешком. По дороге в детский сад стараются подъехать на автобусе одну – две остановки или везут ребёнка на машине, тем самым, сокращая количество движений себе и ребёнку. Часто за делами родители забывают поиграть с ребёнком, а, может быть, просто не придают значения движениям в жизни ребёнка или не умеют играть в подвижные игры.
Необходимо создать условия ребенку для развития движений:
1) правильно подбирать одежду и обувь;
2) больше гулять, давать детям возможность играть и заниматься на детских площадках;
3) больше ходить пешком;
4) организовывать движения дома;
5) следить за осанкой - залогом здоровья;
6) обратите внимание на стопу, не успокаивайтесь, если врач-ортопед сказал вам,
что у вашего ребенка все в порядке. Следуйте следующим правилам: Правильно подбирайте обувь (должен быть низкий каблучок). Реже надевайте ребенку резиновые сапоги, (ноги потеют, мышцы стопы расслаблены). Сделайте стельки с супинаторами (2-3 пары) Научите ребенка мыть ноги перед сном теплой водой с мылом и обливать прохладной или холодной.
7) не наказывайте детей углом. Это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку вперёд и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений. Это займет не более 10 минут. После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует это во всех мышцах. Ребенок, поставленный в угол, через 5 минут, а слабые дети и раньше, начинает переминаться с ноги на ногу или прижмется к стене. Отсюда и нарушения осанки!
8) Воспитывайте привычку к здоровому образу жизни!
Эмоциональная и интеллектуальная линии - две разные линии развития. Даже умный взрослый человек может оставаться на раннем уровне функционирования своих чувств. Развитие обеих обязательно приведет к расцвету и той и другой. Отставание по линии эмоционального развития неизбежно влечет за собой обеднение и интеллектуальных функций.
Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное здоровье ребенка:
1. Факторы социально-культурного характера:
· Ускорение темпа жизни;
· Дефицит времени родителей;
· Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
· Загруженность родителей и невротизация взрослых;
· Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
2. Социально-экономические факторы:
· Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
· Ранний выход матери на работу.
3. Социально-психологические факторы:
· Дисгармония в семейных отношениях;
· Дисгармония в семейном воспитании;
· Нарушение детско-родительских отношений.
Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии.
Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.
Слайд 5: Здоровый образ жизни.
1.Под социальным окружением (средой) понимается система отношений, идей и ценностей, которые
способствуют развитию ребенка и формированию его личности. Общаясь в социальной среде, ребенок
изучает нормы и ценности общества, вырабатывает личные цели и модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей.
Положительные факторы социального окружения:
-благополучие семьи (материальное, психологическое), уважение к ребенку, наличие положительных
стереотипов поведения, избегание авторитарных стилей воспитания, проведение совместного отдыха, помощь в обучении.
-положительные стереотипы поведения в школе:
-уважительное отношение стороны учителей и учеников;
-использование демократических стилей воспитания пропаганда положительных героев фильмах, теле- и радиопередачах формирование друзьями и родственниками ребенка положительного стереотипа
поведения собственным примером, демонстрация таких общечеловеческие качеств, как доброта, уважение, честность, порядочность.
2.Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
3. Закаливание – это система профилактических мероприятий. Направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.
Методики закаливания детей дошкольного возраста предполагают намеренное воздействие на организм малыша холодом. При этом устойчивость организма развивается и к другим воздействиям. Важно понимать, что закаливание – это целая система. Организм нужно подготавливать постепенно, чтобы исключить возникновение тяжелых заболеваний, например, воспаление легких.
Принципы закаливания детей дошкольного возраста.
Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий (при закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры).
• Систематичность закаливания (регулярное повторение закаливающих процедур).
• Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка.
• Многофакторность закаливания - использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания) .
• Процедуры должны быть комплексными (обливание водой можно соединять с последующей прогулкой на свежем воздухе или плаванием).
• Все процедуры должны вызывать только положительные эмоции.
4. Рациональное питание — это физиологически полноценное питание Здоровых детей с учетом их пола, возраста, характера их деятельности и других факторов. Основными Принципами рационально питания являются:
- соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма
- удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах в определенных количествах и соотношениях
- соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи.
5. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
• К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;
• Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т. к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;
• Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;
• Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;
• Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;
• После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.
Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.
6. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Слайд 6: Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации детей.
Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача - помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболезненно адаптироваться ему .
II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа воспитателя. На данном этапе происходит становление доверительных отношений (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать ДОУ.
Для того чтобы адаптация ребенка прошла легко, педагоги делают следующее:
создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;
правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включают игры и упражнения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности).
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.
Чтобы беречь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению ДОУ . Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими помощниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Ведь родители являются главными воспитателями своих детей. От того как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома или не находить, и тогда закрепляться, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Медико – профилактические:
1.Организация мониторинга здоровья дошкольников
Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста
Закаливание
Организация профилактических мероприятий в детском саду
Организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии:
Развитие физических качеств, двигательной активности
Становление физической культуры дошкольников
Дыхательная гимнастика
Массаж и самомассаж
Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Слайд 7: Система здоровьесберегающих технологий в группе.
Система здоровьесбережения в ДОУ включает:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- физкультурные занятия всех типов;
-оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика);
- организация рационального питания;
-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
-соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
-комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
- направления работы по здоровьесбережению в ДОУ –
- интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности; - внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; - разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
- формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей; - совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в ДОУ.
Слайд 8: Традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, проведение подвижных игр, прогулки,)
Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.
Виды утренней гимнастики:
Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида,переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе.
Широко применяться ОРУ с пособиями.
Гимнастика игрового характера построенная на основе подвижных,народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с
музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети в группе сами выбирают и проводят понравившиеся игры.
Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей.
Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и доставляет радость детям.
Гимнастика на тренажерах дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения.
Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие детей.
Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.
Содержание двигательной активности на прогулке
Основным средством организации двигательной активности является подвижная игра. Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий). Во время прогулки также необходимо отводить значительное место спортивным упражнениям и играм. А также для поддержания интереса к физической культуре необходимо проводить развлечения (досуги, праздники, игры-соревнования, эстафеты).
Подвижные игры и физические упражнения планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов и тематически.
Во всех возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малой, средней, большой).
В старшей и подготовительной группе активно используются эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
В любом возрасте подвижные игры заканчиваются ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Факторы, влияющие на содержание прогулки:
При подборе и организации игр физических упражнений на прогулке необходимо:
• Учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню физической подготовленности детей;
• Подбирать игры и упражнения, содержание которых соответствует времени года, состоянию погоды;
• Подбирать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
• Использовать разные способы организации детей;
• Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
• Стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.
В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанные с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.
В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства (игры-хороводы, на удержание равновесия и др.).
В теплый (летний) период - хорошо бы оборудовать дорожки для езды на самокатах, велосипедах. Игры «Не задень», «Змейка», «Восьмерка», «Заезд парами» вызывают значительный интерес у детей.
Слайд 9: Организация рационального питания:
Принципы питания дошкольников
Здоровье детей в ДОУ невозможно обеспечить без рационального питания. Питание является необходимым условием гармоничного роста дошкольников, их физического и нервно-психического развития, устойчивости организма к воздействиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему питательными веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией.
Вариативность пищевых рационов.
Достигается путѐм использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов: мясо, рыба, яйца, молоко, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
Универсальность пищевых рационов.
Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья детей с хроническими заболеваниями.
Учёт индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими
отдельных продуктов и блюд).
Меню в каждой группе вывешивается (кроме прочего) ещѐ и для того, чтобы родители ознакомились с содержанием блюд и предупредили воспитателей об особенностях пищевых привычек ребёнка.
Санитарно-эпидемиологическая безопасность питания.
Обеспечение этого принципа включает соблюдение всех требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Питание в нашем ДОУ 2-х разовое.
Приготовление пищи проводится в соответствии сбалансированным учѐтом калорийности блюд.
Слайд 10: Соблюдение режима двигательной активности во всех видах деятельности:
Двигательная активность детей-дошкольников может включать в себя различные виды деятельности, в частности: физкультуру; утреннюю зарядку; физкультминутки; подвижные игры; соревнования и весёлые старты; конкурсы; закаливание и физические упражнения; самостоятельную двигательную активность; занятия спортом с родителями. Каждый из перечисленных видов деятельности не взаимоисключает, а дополняет друг друга. То есть, в режиме дня ребёнка должно присутствовать большинство из перечисленных видов двигательной деятельности. Двигательная активность дошкольников Двигательная активность должна занимать примерно 50% времени в период бодрствования детей дошкольного возраста. Но так как у каждого ребёнка существуют разные потребности в физической активности, подходить к данному вопросу нужно индивидуально. Задача воспитателей сформировать такую двигательную деятельность, которая подходила бы конкретно каждому ребёнку. Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста подразумевает: распознавание интересов дошкольника в двигательной деятельности, а также реализацию его пожеланий посредством физкультурных мероприятий; развитие различных умений в соответствии с конкретными особенностями каждого малыша, а также, исходя из состояния здоровья ребёнка; формирование заинтересованности у детей к физкультуре, также выносливости и силы воли; воспитание понимания того, что нужно уважать и беречь собственное здоровье. Двигательная активность младенца С самого рождения моторика младенца достаточно сложно организована. Часто у детей проявляется высокая двигательная активность конечностей, что положительно влияет на развитие правильной координации движений у ребёнка в будущем. Так как младенцы быстро развиваются, необходимо помогать им, организовывая дополнительные мероприятия, увеличивающие двигательную активность. К ним относится специальный массаж, плавание, гимнастика для грудничков.
Организация двигательной активности проводится в несколько этапов. Все мероприятия выполняются в соответствии с организованным режимом дня ребёнка. Например, утром дети делают зарядку, затем идут на прогулку, где играют в подвижные игры, после дневного сна проводят гимнастику и т. д. Регуляция двигательной деятельности – основа нормального развития малыша. Помните об этом.
Слайд 11: Медико-профилактическая работа с детьми и родителями
Воспитание здорового ребенка возможно лишь при осуществлении единых требований воспитания в семье и в дошкольном учреждении. Пропагандистами здорового образа жизни ребенка в семье являются медицинский персонал дошкольного учреждения, воспитатели и заведующий. Цель санитарного просвещения родителей -- создание в семье оптимального режима жизни ребенка.
Еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение врач, медицинская сестра и воспитатель проводят инструктаж и знакомят родителей с правилами и требованиями, которые необходимо выполнять по уходу за ребенком, с основами рационального питания в соответствии с его возрастом, средствами закаливания, мерами профилактики инфекционных заболеваний, с режимом жизни в яслях и садах. В беседе следует подчеркнуть обязательность соблюдения такого же режима и дома, указывать на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении.
Санитарное просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении {по содержанию и по времени сообщения знаний детям). Такой параллелизм в действиях семьи и дошкольного учреждения поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.
Формы и методы санитарно-просветительной работы с родителями многообразны.
Организуются школы матерей, отцов, где занятия проводятся ежемесячно, а также очно-заочные школы, в которых часть материала изучается самостоятельно. Усвоение материала проверяется на очных занятиях. Работу в этих школах проводят врач, медицинская сестра, которая оформляет помещение наглядным материалом, подбирает литературу, а также воспитатели.
С родителями проводят беседы в течение 25-30 мин, используя конкретные примеры из жизни ребят данного коллектива. Следует избегать публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это всегда вызывает негативную реакцию и прерывает контакт с персоналом, что существенно вредит делу.
Широко используются и индивидуальные собеседования с родителями, на которых с учетом особенностей развития конкретного ребенка, состояния его здоровья даются рекомендации, разработанные врачом.
Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания.
Эффективность санитарно-просветительной работы с родителями повысится, если в вестибюле дошкольного учреждения оформить «Уголок для родителей», где помещают тематические бюллетени, плакаты, стенные газеты, доски вопросов и ответов, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребенка дома, в саду: игры, занятия, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещают советы педагога, врача по физическому умственному, трудовому, эстетическому, нравственному и гигиеническому воспитанию детей. Можно подготовить и фотовитрину на материке данного дошкольного учреждения, разделив доску на 2 части: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации должны рассказать о гигиеническом поведении ребенка дома и в детском саду. Полезно организовывать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, буклетов, предоставив родителям возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития, воспитания и подготовки детей к школе.
Слайд 12: Формы оздоровительной работы:
Прогулки
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Физминутки, пальчиковые игры, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз
Физкультурные досуги
Подвижные и хороводные игры
Спортивные праздники
Слайд 13: Формы взаимодействия с семьей:
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Создать социальную ситуацию развития, которая:
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Активное участие родителей в жизни детей необходимо. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и ДОУ.
Цели работы ДОО по взаимодействию с родителями:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы взаимодействия детского сада и семьи:
1) Традиционные.
1. Посещение семьи ребёнка.
2. Наглядная пропаганда.
3. День открытых дверей.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Также в день открытых дверей приглашают родителей принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДОУ.
4. Беседы.
5. Консультации.
6. Семинары практикумы.
7. Родительские собрания. Являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Очень важно чтобы тему и вид собрания педагоги определили вместе с родителями. Они проводятся групповые . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.
2) Нетрадиционные.
1. Семейные клубы
2. Интерактивная игра
3. “Родительская почта”
4. “Телефон доверия”
5. Вечера вопросов и ответов
6. Встреча за круглым столом
7. Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.
Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т. д.
8. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
9. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.
Слайд 14: Ожидаемый результат:
1.Созданы условия для полноценного проживания ребенком детства за счет применения современных образовательных технологий.
2.Каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными особенностями и способностями, чувствует себя успешным человеком.
3. Сохранено и укрепляется в процессе образовательной деятельности интеллектуальное, нравственное, психологическое, физическое здоровье дошкольников.
Слайд 15: Вместо заключения
Таким образом, организация сотрудничества с семьей, социумом, специалистами ДОУ через выбор методов, средств и форм обучения и воспитания, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ.
Позитивные мысли, духовная стабильность, чистый разум полноценное питание и физические упражнения ЗАЛОГ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!!!
Будьте здоровы!