Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Петрова МВ, я работаю учителем начальных классов в МАОУ СОШ №8. Очень часто можно услышать, что в школе дети приобретают целый букет болезней, начиная со сколиоза до различных нервных заболеваний. А вот о здоровье учителя говорят единицы. Как принято называть первую учительницу? Вторая мама. А если здорова мама, то здоровы дети. Вот это утверждение и взяла за основу свой деятельности, чтобы работа с детьми приносила не только удовлетворение от успехов и достижений учеников, но доставляла удовольствие от общения с ними, что, конечно же, положительно сказывается и на моем здоровье, и здоровье моих учеников..
2 слайд
Известно, что здоровье - это состояние психологического и физического благополучия, а для этого необходимо, чтобы в школе были комфортные условия для работы и обучения. А это доброжелательная атмосфера в классном коллективе, отсутствие стрессовых ситуаций. Чтобы к ученику, по возможности, предъявлялись адекватные требования, тем более, что сейчас почти в каждом классе есть по несколько человек с особыми возможностями здоровья. Чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту ребенка. Нельзя забывать и про организацию достаточной двигательной активности. Это и есть основы здоровьесбережения.
С чего же я начинаю работу с детьми? Думаю, что забота о сохранении здоровья начинается именно с умения организовать досуг ребенка, научить его правильно отдыхать, а не носиться по этажам и орать.
Этот этап я называю «Детки в клетке» и считаю его самым важным. На этом этапе важна помощь родителей. Не секрет, что почти все школы переполнены, и детям нет места в коридоре для отдыха. Поэтому на первом родительском собрании я предупреждаю родителей, что из-за того, что большую часть перемены дети будут проводить в классе, нужно решить какие настольные игры предложим им для отдыха, какие раскраски приобретем для класса и рассматриваем все предложения по решению этого вопроса.
А как же проветривание? А это делаем во время динамической паузы и уроков физкультуры. Кроме того, кабинет находится с солнечной стороны и одно -два окна постоянно в режиме проветривания .
Слайд 3
Кроме того, на переменах учимся общаться, играть, ухаживать за цветами, поддерживать порядок в классе. Ведь санитарно-гигиеническое состояние кабинета тоже влияет на здоровье детей и учителя. Самое трудное в этот период не поддержание чистоты и свежести воздуха, а научить детей разговаривать друг с другом спокойным тоном. В этом помогает спокойная музыка- классическая, звуки природы- которая звучит на перемене и на уроках рисования и технологии. С детьми договариваемся, что разговариваем так, чтобы было слышно мелодию. Если начинали ребята громко разговаривать, спрашивала, например, голос какой птицы сейчас звучал. Если становилось шумно, то учились «ловить» шум и отпускать его на улицу. Именно такие взаимоотношения способствуют созданию комфорта для работы и учебы в классе.
Слайд 4
Исследования гигиенистов показали, что построение учебного дня без учета возрастных особенностей приводит к утомлению детей в течение учебного дня. У первоклассников еще не сформирована четкая мотивация к обучению, поэтому особое внимание уделяю смене деятельности на уроке, например, устная работа сменяет письменную, использую разные формы работы : в парах, группах, когда надо пересесть, поменяться местами, учитываю все каналы восприятия учебного материала учениками. Эти формы и методы не только предупреждают утомляемость, но способствуют повышению интереса учеников.
На уроках детям нравиться по цепочке выходить к доске. Это может быть произвольно -игра «в горошек» - когда одноклассник называет следующего, кто пойдет к доске, или по вариантам и рядам. Но здесь как раз надо учесть способности и возможности ребенка, который идет к доске, особенно, если он с особыми возможностями здоровья. Надо так подобрать задание для ученика, чтобы оно было по силам и он не испытывал стресса. Использование такой игровой ситуации способствует созданию комфорта и заинтересованности ребят на уроке.
Слайд 5
Удержать внимание детей на уроке помогают физминутки. Они незаменимы на уроке для предупреждения утомляемости детей. Мы делаем движения под музыку, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз или на внимание. Выбор физминутки зависит от того, какая работа ждет нас дальше на уроке и от состояния детей: надо собраться или наоборот, можно расслабиться.
Для учеников младших классов нужен наглядный пример, поэтому беседы о здоровье провожу по ситуации: текст в учебнике , случай в классе или на прогулке, в столовой, - чтобы это было ненавязчиво, связано с жизнью.
Мне очень нравиться релаксация, она помогает успокоить и «ревушку», и «забияку». Релаксация вместе с дыхательной гимнастикой перед изучением новой темы или написанием самостоятельной работы помогает настроиться на работу и поверить в свои силы даже самому неуверенному в своих силах ученику.
Отдохнуть и повторить учебный материал помогают игры. Игры помогают снять напряжение и заинтересовать детей не только на перемене, но и на уроке.
Слайд 6
Мои ученики любят играть в школу. В первом и втором классе – это подготовить задание по предмету на урок, помочь однокласснику с трудным заданием. Сколько гордости у ребенка , когда на уроке решаем его задачу или уравнение.
С третьего класса в каждый последний учебный день четверти играем в школу, где ученики уже выполняют роль учителя. Мне, во-первых, интересно увидеть себя со стороны, а во - вторых, дети чувствуют себя уверенно, им интересно работать на уроке. Игра, в данном случае, помогает детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
Слайд №7
В начале выступления я затронула вопрос здоровья учителя. Как приятно идти на работу, когда ученики тебя слышат и слушают. . Для меня важно обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Когда ребенок, получивших неважную отметку, уходя домой, говорит тебе «До завтра» и не уходит, пока ты не ответишь ему. Когда «слабенький» ученик радуется полученной «тройке» и говорит, что завтра он постарается еще лучше написать, вот тогда понимаешь, что ребенку комфортно в классе, он чувствует себя защищенным, а это, я надеюсь позволяет ему учиться с удовольствием. А , значит, и мне, как учителю, хорошо и комфортно в школе. Здоровый учитель- здоровые дети.
Слайд 8
Спасибо за внимание