Учитель Осетрова Татьяна Михайловна.
Русский язык. 11 класс.
Развитие речи. Язык и речь. Речевое общение.
Цели:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению
Познавательные: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации. Понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок за счет включения в нее новых понятий по достижению предметных результатов.
Оборудование: раздаточный материал, «Толковый словарь С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова», приложения, схемы.
Цитата на доске: «Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока, определение темы урока.
1.Фронтальный опрос.
-Что мы понимаем под умением слушать собеседника? Назовите типичные ошибки слушания. Какие навыки и умения необходимы, чтобы правильно воспринимать информацию?
- Обычно тему урока (определяет) называет учитель. Сегодня я вам предлагаю самим определиться с темой.
2. Инсценированное по ролям чтение поэмы Р. Рождественского “Поэма о разных точках зрения” (Приложение №1)
3. Инсценированное чтение диалога “Отец и сын” (Приложение №2)
- Вы были зрителями и слушателями. Чем сходны две ситуации? Почему общение не состоялось?
-Вы были в подобных ситуациях, когда вас не слышали? Как вы чувствовали себя? Что делали?
III. Работа над темой урока
1. Определяют тему урока, записывают в тетрадь, формулируют проблему в виде вопросов, соотносят тему и задачи.
2. Подбор наиболее созвучных теме урока высказываний знаменитых людей, зачитывание, комментирование и записывание их в тетрадь (см. Приложение №3)
- Назовите средства общения. Какое основное? А вот ученые-лингвисты провели исследование и выяснили, что слова занимают только 7% в коммуникативных актах, звуки и интонации 38%, а 55% - др. (сделать рисунки, представить в схемах, диаграммах, выполняют у доски и в тетрадях).
3. Слово учителя.
- Общение - главный источник богатства внутреннего мира человека Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается.
Потребность в новых знаниях о мире, о том, что интересного произошло сегодня и вчера, потребность в новой информации существует у каждого из нас. А значит, существует и потребность в общении! Итак, общение и речь — что это такое?
4. Знакомство со словарем темы, определение функций общения по толковому словарю:
1)Информационная, 2)интерактивная, 3)экспрессивная.
- Привести примеры речевых ситуаций, в которые реализуется 1 или 3 функции.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Составление схемы речевой ситуации по Аристотелю.
- Началом речевого высказывания служит речевая ситуация, которая побуждает к действию: задать вопрос, приветствовать, прощаться, ответить. Дайте определение речевой ситуации (Приложение №4).
2. Сравнение аристотелевской схемы с современной.
Объяснить, почему для описания речевой ситуации нужны дополнительные характеристики (прежде чем говорить, необходимо представить себе своего слушателя (собеседника), его социальный статус, образовательный и культурно-речевой уровень, особенности его личности).
3. Слово учителя.
- В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, за то, что не услышали. “Счастье – это когда тебя понимают”, - так говорила героиня фильма “Доживём до понедельника”. А ведь все очень просто: взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умение по малейшим движениям лица, жестам – понимать душевное состояние человека, его мысли. Выстраивать модели поведения.
4. Коммуникативно – психологический тренинг.
“Хорошо ли мы знаем друг друга?”
А) “О чем говорят глаза?”
(Посмотреть на соседа в глаза, почувствовать и ощутить, что чувствует он, чем озабочен).
Б) Ваш товарищ делится радостью или печальным известием. Отреагируйте на это, используя (формулы) правила этикета.
5. Формулировка основных правил общения (сравнивать с памяткой). (Приложение №5).
6. Запись под диктовку у доски и в тетрадях. Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
– Подберите синонимы к словам «Отчизна», «прекрасные».
– Приведите пример мужества, героизма людей, беззаветного служения своей Родине.
– 9 мая сотни людей идут к Парку Победы, чтобы воздать дань памяти погибшим. У нас в школе также будет проходить большое мероприятие, посвященное Дню Победы.
– Используя опорные слова, обращения, составьте текст приглашения для родителей (в парах).
Родители, уважаемые, приглашаем, торжество, посвященное.
7. Работа в группах (задания по уровням сложности). Выбрать для себя уровень сложности.
1 задание – оформить “Вопросник абитуриента”
2 задание – оформить памятку “Советы выступающим”
3 задание – проанализировать свою речь по отношению к товарищам, близким, учителям с точки зрения правил успешного общения. Какие промахи вы допускаете?
Y. Подведение итогов.
Слово учителя:
- Мы на уроке развивали разные компетенции:
А) коммуникативную (толковали афоризмы);
Б) информационную (составляли схемы, работа с текстом);
В) творческую (составляли диалоги).
- Мы реализовывали цели и задачи во всех видах речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, слушание.
YI. Рефлексия (самооценка, оценка товарищами, учителем).
- Вернемся к цели и заданиям. Всех ли целей достигли? Оправдались надежды? Верите, что достигнете успеха? Что для этого необходимо? Где можете применить приобретенные на уроке знания?
- Хочу закончить словами Я.А. Каменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего нового”
(Приложение №1)
“Поэма о разных точках зрения” Роберт Рождественский
— Смотри, как дышит эта ночь,
звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
— Чо?
— Смотри, как вкрадчивый туман
прижался к молодой воде…
— Где?
— Он полночью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!
— Ну?!
— Они сейчас уйдут в песок,
туда, где не видать ни зги…
— Гы!..
— И, ощутив побег реки,
в беспамятстве забьется ерш
— Врешь!..
— Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха…
— Ха!..
— А сколько музыки в степях.
В предутреннем дрожаньи рос.
— Брось!..
— Да погоди! Почувствуй ночь,
крадущийся полет совы, сопенье медленных лосих…
— Псих!..
— Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
прожить и не понять снега…
— Ага!..
(Приложение №2)
Сын-двоечник спрашивает у папы - ученого:
- Папа, а почему когда яблоко кусаешь, оно становится коричневым?
- Понимаешь, сынок, когда ты надкусываешь яблоко и тем самым нарушаешь
его защитную оболочку, именуемую кожурой, то кислород, содержащийся в
воздухе, вступает в химическую реакцию с атомами железа, содержащимися в
яблоке, и окисляет их. А окисел железа - это обыкновенная ржавчина, а
она, как ты сам знаешь, коричневого цвета.
- Папа, а с кем это ты сейчас так долго говорил?
(Приложение №3)
Цитаты о общении |
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзепюри Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнений позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними. Люк де Клапье де Вовенарг Будь осторожен в обращении с людьми, главное — никаких смешных заискиваний. Фердинанд Виктор Эжен Делакруа Часто в общении с людьми необходимо из благожелательности симулировать, будто нам неясны мотивы их действий. Всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз, и наоборот... Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, — и сейчас же забываем об этом. Фридрих Ницше Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться. Иммануил Кант В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями. Пифагор Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. Антуан Ривароль Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми. Теодор Рузвельт Ограничения в пище возвращают нам телесное здоровье, а ограничение в общении с людьми - душевный покой. Б. Сен-Пьер Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ |
(Приложение №4)
(Приложение №5)
Прежде чем говорить, необходимо представить себе своего слушателя
Не перебивайте собеседника
Будьте вежливы и открыты
Прежде чем говорить, необходимо знать социальный статус собеседника
Говорите о том, что интересует вашего собеседника
Во время разговора говори спокойным голосом
Убеждайте собеседника в его важности и делайте это искренне
Постарайтесь понять позицию другого человека
Будьте максимально конкретны
При окончании разговора лучше всего сделать некий вывод, правильно ли собеседники поняли мысли и слова друг друга.