СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и речь. Речевое общение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок занимает важное место в теме, так как он способствует формированию у обучающихся навыков эффективного общения и понимания различных способов передачи информации. Для достижения целей  применяются различные виды деятельности, такие как: фронтальный опрос,  самостоятельная работа с раздаточным материалом, работа со словарными словами, цитатами о русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Речевое общение.»

Учитель Осетрова Татьяна Михайловна.

Русский язык. 11 класс.

Развитие речи. Язык и речь. Речевое общение.

Цели: 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

Познавательные:  формировать представления о важности общения в жиз­ни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации. Понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, ком­понентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые яв­ления, работать в группах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок за счет включения в  нее новых понятий по достижению предметных результатов.  

Оборудование: раздаточный материал, «Толковый словарь С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова», приложения, схемы.

Цитата на доске: «Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести». В. Шефнер



Тип урока:  комбинированный урок 

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока, определение темы урока.

1.Фронтальный опрос.

-Что мы понимаем под умением слушать собеседника? Назовите типичные ошибки слушания. Какие навыки и умения необходимы, чтобы правильно воспринимать информацию?

- Обычно тему урока (определяет) называет учитель. Сегодня я вам предлагаю самим определиться с темой.

2. Инсценированное по ролям чтение поэмы Р. Рождественского “Поэма о разных точках зрения” (Приложение №1)

3. Инсценированное чтение диалога “Отец и сын” (Приложение №2)

- Вы были зрителями и слушателями. Чем сходны две ситуации? Почему общение не состоялось?

-Вы были в подобных ситуациях, когда вас не слышали? Как вы чувствовали себя? Что делали?

III. Работа над темой урока

1. Определяют тему урока, записывают в тетрадь, формулируют проблему в виде вопросов, соотносят тему и задачи.

2. Подбор наиболее созвучных теме урока высказываний знаменитых людей, зачитывание, комментирование и записывание их в тетрадь (см. Приложение №3)

- Назовите средства общения. Какое основное? А вот ученые-лингвисты провели исследование и выяснили, что слова занимают только 7% в коммуникативных актах, звуки и интонации 38%, а 55% - др. (сделать рисунки, представить в схемах, диаграммах, выполняют у доски и в тетрадях).

3. Слово учителя.

- Общение - главный источник богатства внутреннего мира человека Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается.

Потребность в новых знаниях о мире, о том, что интересного произошло сегодня и вчера, потребность в новой информации существует у каждого из нас. А значит, существует и потребность в общении! Итак, общение и речь — что это такое?


4. Знакомство со словарем темы, определение функций общения по толковому словарю:

1)Информационная, 2)интерактивная, 3)экспрессивная.

- Привести примеры речевых ситуаций, в которые реализуется 1 или 3 функции.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся


1. Составление схемы речевой ситуации по Аристотелю.

- Началом речевого высказывания служит речевая ситуация, которая побуждает к действию: задать вопрос, приветствовать, прощаться, ответить. Дайте определение речевой ситуации (Приложение №4).

2. Сравнение аристотелевской схемы с современной.

Объяснить, почему для описания речевой ситуации нужны дополнительные характеристики (прежде чем говорить, необходимо представить себе своего слушателя (собеседника), его социальный статус, образовательный и культурно-речевой уровень, особенности его личности).

3. Слово учителя.

- В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, за то, что не услышали. “Счастье – это когда тебя понимают”, - так говорила героиня фильма “Доживём до понедельника”. А ведь все очень просто: взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умение по малейшим движениям лица, жестам – понимать душевное состояние человека, его мысли. Выстраивать модели поведения.

4. Коммуникативно – психологический тренинг.

“Хорошо ли мы знаем друг друга?”

А) “О чем говорят глаза?”

(Посмотреть на соседа в глаза, почувствовать и ощутить, что чувствует он, чем озабочен).

Б) Ваш товарищ делится радостью или печальным известием. Отреагируйте на это, используя (формулы) правила этикета.

5. Формулировка основных правил общения (сравнивать с памяткой). (Приложение №5).

6. Запись под диктовку у доски и в тетрадях. Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

– Подберите синонимы к словам «Отчизна», «прекрасные».
– Приведите пример мужества, героизма людей, беззаветного служения своей Родине.
– 9 мая сотни людей идут к Парку Победы, чтобы воздать дань памяти погибшим. У нас в школе также будет проходить большое мероприятие, посвященное Дню Победы.
– Используя опорные слова, обращения, составьте текст приглашения для родителей (в парах).
Родители, уважаемые, приглашаем, торжество, посвященное.

7. Работа в группах (задания по уровням сложности). Выбрать для себя уровень сложности.

1 задание – оформить “Вопросник абитуриента”

2 задание – оформить памятку “Советы выступающим”

3 задание – проанализировать свою речь по отношению к товарищам, близким, учителям с точки зрения правил успешного общения. Какие промахи вы допускаете?

Y. Подведение итогов.

Слово учителя:

- Мы на уроке развивали разные компетенции:

А) коммуникативную (толковали афоризмы);

Б) информационную (составляли схемы, работа с текстом);

В) творческую (составляли диалоги).

- Мы реализовывали цели и задачи во всех видах речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, слушание.

YI. Рефлексия (самооценка, оценка товарищами, учителем).

- Вернемся к цели и заданиям. Всех ли целей достигли? Оправдались надежды? Верите, что достигнете успеха? Что для этого необходимо? Где можете применить приобретенные на уроке знания?

- Хочу закончить словами Я.А. Каменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего нового







(Приложение №1)

Поэма о разных точках зрения” Роберт Рождественский

— Смотри, как дышит эта ночь,
звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
— Чо?
— Смотри, как вкрадчивый туман
прижался к молодой воде…
— Где?
— Он полночью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!
— Ну?!
— Они сейчас уйдут в песок,
туда, где не видать ни зги…
— Гы!..
— И, ощутив побег реки,
в беспамятстве забьется ерш
— Врешь!..
— Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха…
— Ха!..
— А сколько музыки в степях.
В предутреннем дрожаньи рос.
— Брось!..
— Да погоди! Почувствуй ночь,
крадущийся полет совы, сопенье медленных лосих…
— Псих!..
— Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
прожить и не понять снега…
— Ага!..



(Приложение №2)

Сын-двоечник спрашивает у папы - ученого:

- Папа, а почему когда яблоко кусаешь, оно становится коричневым?

- Понимаешь, сынок, когда ты надкусываешь яблоко и тем самым нарушаешь
его защитную оболочку, именуемую кожурой, то кислород, содержащийся в
воздухе, вступает в химическую реакцию с атомами железа, содержащимися в
яблоке, и окисляет их. А окисел железа - это обыкновенная ржавчина, а
она, как ты сам знаешь, коричневого цвета.

- Папа, а с кем это ты сейчас так долго говорил?



(Приложение №3)

Цитаты о общении


Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзепюри

Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнений позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними.

Люк де Клапье де Вовенарг

Будь осторожен в обращении с людьми, главное — никаких смешных заискиваний.

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Часто в общении с людьми необходимо из благожелательности симулировать, будто нам неясны мотивы их действий.

Всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз, и наоборот...

Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, — и сейчас же забываем об этом.

Фридрих Ницше

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Иммануил Кант



В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.

Пифагор

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

Антуан Ривароль

Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт

Ограничения в пище возвращают нам телесное здоровье, а ограничение в общении с людьми - душевный покой.

Б. Сен-Пьер

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Сократ





(Приложение №4)





(Приложение №5)

  • Прежде чем говорить, необходимо представить себе своего слушателя

  • Не перебивайте собеседника

  • Будьте вежливы и открыты

  • Прежде чем говорить, необходимо знать социальный статус собеседника

  • Говорите о том, что интересует вашего собеседника

  • Во время разговора говори спокойным голосом

  • Убеждайте собеседника в его важности и делайте это искренне

  • Постарайтесь понять позицию другого человека

  • Будьте максимально конкретны

  • При окончании разговора лучше всего сделать некий вывод, правильно ли собеседники поняли мысли и слова друг друга.