СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Тайны русской словесности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игровой форме проводится контроль знаний учеников восьмых классов по русскому языку и литературе. 

Просмотр содержимого документа
«Игра "Тайны русской словесности"»

Здравствуйте! На сегодняшнем уроке мы проведем игру-соревнование «Тайны русской словесности» между восьмыми классами. Вашему вниманию предлагаю групповые и индивидуальные задания по русскому языку и литературе.



Задание 1. Расставьте ударения. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения: 30 секунд.



  1. дешеви́зна, краси́вее, вручи́т, сли́вовое (варенье), кла́ла, балу́ясь, включе́нный, креме́нь

  2. мозаи́чный, включи́т, сверли́т, мусоропрово́д, кра́лась, заку́порив, кровоточа́щий, со́гнутый



Задание 2. Узнай писателя по портрету. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения: 1 минута.





Л.Н. Толстой А.П. Чехов

М. Горький В.В. Маяковский



И.С. Тургенев Н.М. Карамзин







Задание 3. Что означают диалектизмы? За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения: 3 минуты.

1. Бурак – свёкла, курень – дом, обабок – подберёзовик.

2. Серники – спички, ко́ты – лапти, красноголовик – подосиновик.



Задание 4. Расставьте знаки препинания. Работа по фрагменту из романа Гузели Яхиной «Дети мои».

За все правильно расставленные знаки – 5 баллов. 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл, 5 ошибок и больше – 0 баллов.

Время выполнения: 3 минуты.

1. Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать: вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал дымоход, давно не чищенный, изредка посвистывала откуда-то из-под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью: спеть что-нибудь задорное, или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.

2. Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начало урока – устные упражнения: проговаривание фраз, перевод, чтение. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: учитель перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу след в след. Действительно, копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи, свободно сочинённые, лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.


Задание 5. Конкурс капитанов. Поставьте числительное в родительный, творительный падежи и предложные падежи. За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 3. Время выполнения: 3 минуты.

1 команда: 2592

2 команда: 4743



Задание 6. Разбери слово по составу. Каждому ученику выдается одно слово. За каждое верное – 1 балл. Время выполнения: 30 секунд.

1. за-плы-ва-ть, авто-пре-образ-ова-тель, желе, не-у-рож-ай, авто-мобил-е-о-про-кид-ыва-тель, какаду, за-документ-ирова-нн-ый.

2. за-ши-ва-ть, асфальт-о-с-мес-и-тель, шимпанзе, дн-евн-ич-ок, авто-мобил-е-о-мы-ва-тель, мыльница, какао.



Задание 7. Определи произведение и автора по иллюстрации. За произведение – 1 балл, за автора – 2 балла. Время выполнения: 2 мин.





А .С. Пушкин «Капитанская дочка»















А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»













Гомер «Илиада»

Овидий «Метаморфозы». Филемон и Бавкида









Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»















В. Распутин «Уроки французского»











Задание 8. Определи художественный троп. За один правильный ответ – 1 балл.

Время выполнения: 2 мин.



Но церковь на крутой вершине

Видна меж туч еще поныне,

И у ворот ее стоят

На страже черные граниты,

Плащами снежными прикрыты,

И на груди их, вместо лат

Льды вековечные горят.  

(М.Ю. Лермонтов)


Метафора

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом

(А.С. Пушкин)


Олицетворение

В сто сорок солнц закат пылал.

(В. Маяковский)

Гипербола

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой.

(А.С. Пушкин)

Метафора

...Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь…

(А.С. Пушкин)

Олицетворение

Редкая птица долетит до середины Днепра.

Гипербола



Задание 9. Найдите грамматические ошибки. За все найденные ошибки – 5 баллов. Пропуск 1 ошибки – 4 балла, пропуск 2 ошибок – 3 балла, пропуск 3 ошибок – 2 балла, пропуск 4 ошибок – 1 балл, пропуск 5 ошибок и больше – 0 баллов. Время выполнения: 4 мин.

1. С шестистами учениками мы ходили в морские порты, где хорошие тренера выдавали каждому по несколько килограмм абрикос и по банке шпротов. По обеим берегам моря затаились меткие снайпера. «Поклади на стол сдачу от пятиста рублей» – сказала мне группа армян. Последнее, что я увидел, были белые кители военных.

2. Мама велела мне пойти в магазин и купить несколько килограмм апельсин, чтобы умелые повары приготовили сладкие кренделя. В обоих руках я держал около четырёхста рублей. Апельсинов не оказалось, и я купил пару валенков, килограмм макаронов, банку сардинов, пачку чипсов, пару носок, и две пары чулок.