СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предоставленные игры подходят для широкой возрастной аудитории и могут быть проведены и в помещении, и на улице, во время семейного праздника, и в школе.
Хорошо организованная игра позволяет развивать эмоционально - волевую сферу, интеллектуальная игра в форме викторин, КВН, логических эстафет - корректировать недостатки познавательной деятельности, спортивные праздники, соревнования и другие виды деятельности - сглаживать и корректировать недостатки психофизического развития воспитанников.
Игра - как метод организации, сплочения коллектива, формирования эмоционального состояния, способа общения, фактора, формирующего внутренний мир человека, средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков имеет несомненную ценность.
96 ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Как курица лапой. В игре участвуют 2 и больше человек. Каждому участнику дают лист бумаги, фломастер и предлагают написать какое-то слово (чем оно длиннее, тем интереснее игра). Только условие – писать надо ногой (можно взять фломастер пальцами ноги или же зафиксировать с помощью скотча). Победит тот, кто напишет слово быстро и разборчиво.
Мушкетеры. В игре принимают участие 2 человека, в руки им выдаются длинные узкие куски поролона (шпаги), а на расстоянии около 2 метров ставят стулья с коробками из-под сока (кубики, пластиковые бутылки). Задача — по команде ведущего сделать выпад вперед и повергнуть врага (сдвинуть с места коробку). Кто быстрее сделает, тот и победитель.
Запомни нас. Игра групповая в количестве от 5 человек. Водящий должен хорошо запомнить одежду, украшения остальных, затем выходит в другую комнату. За время его отсутствия игроки меняются одеждой, меняют прически. Вернувшись, водящий должен вспомнить, как было раньше.
Лучший мастер-механик. Чтобы увлечь детей на продолжительное время, можно предложить им модели сборные — машины, самолеты, танки, корабли. Но сделать это в виде игры. Разделить на 2 команды, и каждой предложить на выбор(лучше, конечно, если модели одинаковые) модель. По сигналу каждая команда мастеров-механиков пытается быстрее и качественнее собрать свою модель.
Части тела. Игроки садятся в круг, так как игра идет по цепочке. Первый игрок, обращаясь к соседу, говорит: «Это мой рот!», в то самое время показывая на нос. Следующий игрок называет нос, а показывает другую часть тела. Задача играющих назвать ту часть тела, которую показывал предыдущий игрок, и при этом показать что-то иное. Кто ошибается, выбывает из игры.
Ветер, ветер, ты могуч! Принимают участие несколько человек. Они становятся в ряд, напротив каждого игрока на расстоянии 20 см на пол кладутся крышечки от бутылок или спичечные коробки. По сигналу ведущего игроки начинают дуть на крышечки, пытаясь сдвинуть их с места. Кто дальше сдвинет (расстояние можно проверить с помощью линейки), тот и выиграл и получил доблестное имя «Могучий ветер».
Пройдись по дорожке. На полу стелют длинную полосу из туалетной бумаги. Задание выполняют по очереди. Каждый из участников кружится, сделав около 10 оборотов, и пытается пройти по дорожке. Кому удастся это сделать лучше всех, тот и победитель.
Кто быстрей оденется? Для каждого игрока стоит стул с одинаковым количеством одежды – майка, кепка, футболка, штаны и т.д. Игрокам закрывают глаза платком и раскручивают. Необходимо найти свой стул (болельщики могут помогать криками-подсказками) и быстро одеться. Кто быстрее, тот и выиграл.
Найди горошину. Соревнуются 2 пары. Каждая стоит возле своего стола (или участка стола). Одному из участников завязывают глаза и он должен найти на столе горошину. В это время другой игрок из пары помогает ему подсказками. Побеждает та пара, какая быстрее отыщет горошину.
Малоподвижные игры на все случаи жизни
Великий кулинар
Добровольцу вручают две ложки (или вилки) и завязывают глаза. Ведущий предлагает «опознать» разные предметы на ощупь при помощи ложек . Можно предлагать продукты (картофелина, морковка, лук, груша и т.д.), а можно дать задание посложнее — определить такие несъедобные предметы, как кассета, книга, монетка, мягкая игрушка, дистанционка и т.п.
Булку в рот
Очень смешная игра. Играют несколько человек. Добровольцу дают 3 (5 в зависимости от размера) мандарин. Он должен запихнуть все 3 (5) мандарин в рот, но не прожевывать их, потом проверьте!!! Затем ему дают в руки напечатанный текст, который он должен прочитать, не пережёвывая мандарин. Все остальные должны его понять. Кто поймёт чтеца правильнее всего, получает приз. Можно повторить эту игру несколько раз (с разным текстом и новыми!!! мандаринами).
Отдай честь!
Поставьте игроков команд в ряд. Эта игра эстафета. После того, как первый игрок правильно выполнит задание, его может выполнять следующий игрок. Задание следующее: правой рукой взять себя за нос, левую руку продеть сквозь полученную петлю, вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
Мумия
Выбирается 2-3 пары. В паре первый игрок — мумия. Второй — мумитатор.
Каждой паре дается рулон туалетной бумаги. Мумитатор должен, как можно быстрее, полностью замотать мумию бумагой. Игра оценивается по качеству и скорости.
В игру можно играть группой. В данном случаи группа людей совместно заматывает свою мумию!
Угадай песню
В игре участвует неограниченное кол-во человек. Ведущий выводит добровольца. Оставшиеся игроки выбирают всем известную песню. Затем трём добровольцам даётся по одному слову из трёх первых слов песни, например: «Я вам даю!». Выведенный человек возвращается в комнату и начинает задавать трём добровольцам каверзные вопросы. Добровольцы должны полностью ответить на заданные вопросы, используя загаданные слова. Задача выведенного человека отгадать загаданную песню.
Испорченный телефон
Из комнаты выводят несколько человек. Ведущий читает историю первому человеку. Первый человек пересказывает услышанное второму человеку, второй третьему, третий четвёртому. Сравните полученное с написанным.
Ужас
Игрокам предлагается попробовать нарисовать или раскрасить что-то, но левой рукой, а кто левша — правой.
Спасаем вещи
Участники получают по два листка бумаги. Ведущий предлагает представить, что у каждого из них случился дома пожар и им нужно спасти из огня только одну вещь. На одном листе игроки пишут вещь, а на другом — почему он спас именно ее. Затем те и другие листки собираются и перемешиваются в отдельных коробках. Ведущий тянет сначала один лист с одной коробки, затем другой — с другой и читает. Например:
Телевизор — потому что по нему приятно ходить.
Сказка
Когда у вас собрались не менее 5-10 гостей (возраст значения не имеет), предложите им эту игру. Возьмите детскую книжку со сказкой (чем проще — тем лучше, идеально подходят — «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д). Выберите ведущего (он будет чтецом). Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, вёдра и т.д. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои «оживают»!
Цвета
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.
Рифма
Разделитесь на группы. Каждой группе дайте одинаковый список слов. Каждая группа должна составить приветствие всем остальным, включив в приветствие обязательные слова. Игру можно использовать, как вступление к любой теме молодёжного, только дайте ключевые слова вашей темы.
Общее письмо
Всем присутствующим раздаются листики с бумагой. Ведущий задаёт вопросы, все записывают ответы и загибают свой ответ, пряча его от других. Вопросы могут быть: кто, кем работавший, когда, где, что делал, зачем, и что случилось?
Вот пример того, что может выйти: Миша, уборщик, три дня назад, пошёл в кино, ну просто так, он потерялся.
Пятнашки.
Играющие разбегаются по площадке, а «пятнашка» (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». В эту игру можно внести ряд дополнительных правил и осложнений, тогда она станет еще интереснее. Вот некоторые из них:
1. Если «пятнашка» гонится за кем-либо из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за тем, кто пересек дорогу.
2. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть – и он в безопасности.
3. Играющий может спастись от «пятнашки», если встанет около дерева и обнимет его руками.
4. «Пятнашка» не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим.
5. Все играющие, кроме «пятнашки» имеют за поясом по ленточке. «Пятнашка» догоняя убегающего, вытягивает у него ленту и затыкает её себе за пояс. Оставшийся без ленты становится «пятнашкой», поднимает руку и кричит «Я «пятнашка!»
6. «Пятнашка» получает мяч и бросает его в убегающего. Тот в кого он попадет становится «пятнашкой».
Коршун и наседка.
В игре участвуют 10-15 ребят. Один из играющих выбирается коршуном, другой наседкой. Все остальные – цыплята. Они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. Коршун становится в 3 – 4 шагах от колонны. По сигналу руководителя он старается схватить цыпленка, стоящего последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, т. к. наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а вся колонна отклоняется в противоположную сторону.
Игра продолжается несколько минут. Если за это время коршуну не удается схватить цыпленка, выбирают нового коршуна, и игра повторяется.
Охотник и сторож.
Из числа играющих выбирается охотник и сторож. Сторож становится посредине площадки. Возле него чертят круг диаметром 2 – 3 шага. Остальные играющие – звери разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнает выручающего, он сам отправляется в круг.
Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.
Воробьи – попрыгунчики.
На полу или на площадке чертят круг такой величины. Чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие – воробышки, становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот – воробышком, и игра повторяется. В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.
кричит «Есть!», бежит вдоль своей колонны, выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки его спицы (и водящий) бегут за ним, стараясь, обогнать друг друга и тоже становятся за первым игроком. Игрок, оказавшийся в спице последним, становится водящим.
Колесо.
Играющие делятся на несколько групп по 6-8 человек в каждой и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 2 метра. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группы становятся лучеобразно, как спицы в колесе, лицом к центру круга, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок в каждой цепочке стоит на линии круга. Водящий становится в стороне.
Водящий бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку в какой-нибудь спице и салит его.
Быстро шагай.
Водящий становится на одной стороне площадки, зала, комнаты. Все остальные группируются на другой стороне в своем «доме», отмеченном чертой. Водящий поворачивается к играющим спиной, закрывает лицо руками и говорит:
Быстро шагай, смори не зевай,
Раз, два, три! Стой!
Пока водящий произносит эти слова, все играющие выходят из своего «дома» и идут вперед в сторону водящего. Каждый старается быстрее приблизиться к нему, но не бегом, а шагом. Как только водящий скажет слово «стой!», все останавливаются, а он поворачивается к играющим лицом. Если водящий заметит кого-нибудь в движении, посылает его обратно в «дом» за черту. Затем он снова произносит слова, а играющие продвигаются дальше и замирают при слове «стой!».
Игра продолжается до тех пор, пока кому-либо из играющих не удается приблизиться к водящему и дотронуться до него рукой.
После этого все играющие бегут в свой «дом», а водящий старается их догнать и осалить. Кого осалит, тот меняется с ним ролью. Если никого не осалил, водит снова.
Играют несколько раз.
Перетягивание по кругу.
Играющие делятся на две равные команды и располагаются одна снаружи, а другая внутри линии круга лицом друг к другу. Задача игроков, находящихся в круге – втащить в круг своих соперников, а игроков, стоящих вне круга – вытянуть противника за его пределы. Игра проводится в виде коротких схваток, продолжительностью 1-2 минуты. Втянутые в круг и вытянутые из круга игроки выходят из игры. Тянуть можно только захватив партнера за руки или пояс. Побеждает команда, в которой после 4 – 5 схваток останется больше игроков.
Кот идет.
В углу зала, комнаты, площадки очерчивается «дом кота». Роль «кота» выполняет ведущий, его выбирают с помощью считалки. Он занимает свое место в «доме», а все остальные играющие – «мышки» - разбегаются по своим «норкам»: становятся вдоль боковых линий площадки, стен комнаты.
Вожатый начинает игру присказкой:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот – злодей!
«Мышки» вылезают из своих «норок» и, приплясывая, бегают по площадке, повторяя хором слова:
Тра-та-та, тра-та-та,
Нет усатого кота!
Но вот вожатый подает сигнал: «Кот идет!». Все «мышки» тут же должны замереть на месте и не двигаться. «Кот» крадется к «мышкам», обходит их и ту, которая шевельнется, забирает к себе в «дом».
Смелые «мышки» за спиной «кота» могут двигаться, но если «кот» неожиданно повернется и заметит это, «мышка» отправляется в его «дом».
Вожатый говорит: «Кот ушел» – и «мышки» снова оживают, начинают бегать и плясать, повторяя уже известные слова.
Игра продолжается до тех пор, пока непойманной останется только одна «мышка». Она становится «котом» – игра повторяется.
Игра имеет еще один вариант – «Совушка». Ведущая «совушка» ловит «мышек». Но вместо присказки ведущий объявляет: «День!» или «Ночь!».
Рыбачок.
На полу (земле) чертится небольшой круг, диаметром два – три шага. В центре круга становится водящий – «рыбачок». По команде вожатого начинается игра. «Рыбачок» приседает, а все остальные – «рыбки», окружив «рыбачка», но не переступая за черту его круга, говорят ему: «Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок!» при последнем слове «рыбачок» вскакивает, выбегает из своего круга и пытается поймать «рыбку» – осалить кого-нибудь из играющих, а те разбегаются по площадке и стараются увернуться от «рыбачка». Осаленного игрока «рыбачок» ведет в свой круг.
Игра продолжается пока «рыбачок» не поймает трех – четырех рыбок. Последняя непойманная «рыбка» становится «рыбачком», и игра продолжается.
Выбегать за пределы площадки «рыбки» не имеют права. Та, которая нарушит это правило, считается пойманной.
Вьюны.
В командах по 6-7 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, потом второй берет его за пояс, и они вращаются вдвоем, затем втроем и т. д. Игра заканчивается, когда последний участник одной из команд присоединится к колонне и все ребята повернутся вокруг оси.
Когда идет дождь.
Загадочный предмет.
Один из играющих выходит из комнаты, остальные решают, какой предмет задумать для отгадывания. К примеру, задумали красную розу, которая среди множества других предметов находится в комнате. Отгадчик возвращается и начинает задавать вопросы, стараясь по признакам определить этот предмет. Остальные отвечают «Да» или «Нет». Любые другие объяснения запрещены. Отгадчик должен правильно и четко сформулировать вопросы, чтобы на него можно было ответить, согласно правилу игры, «да» или «нет». Например, отгадчик спрашивает: «Этот предмет одушевленный?», «Это одежда?», «Предмет имеет запах?» и т. д. Выигрывает тот отгадчик, который сумеет отгадать предмет, задав меньшее число вопросов.
Приглашение.
Все играющие становятся в круг. Водящий идет внутри круга под музыку. Внезапно останавливается перед кем либо из играющих и, сделав в его строну поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут по кругу уже вдвоем. Водящий снова останавливается пред кем-либо и приглашает третьего, потом таким же образом приглашает еще несколько человек , стоящих в разных местах круга. Водящий может передвигаться танцевальным шагом и на ходу под музыку делать всевозможные движения, которые все идущие за ним должны в точности повторять. Неожиданно руководитель дает сигнал (или музыка обрывается). Водящий и играющие разбегаются и должны занять свободные места, которые образовались в круге, независимо от того, кто где стоял раньше. Тот, кто запоздает и не найдет свободного места, становится водящим.
Без пары.
Взявшись за руки, играющие образуют два круга, один внутри другого. При этом во внешнем круге должно быть на одного человека больше, чем во внутреннем. Играет музыка и играющие начинают движение: внутренний круг движется по часовой стрелке, внешний – против. По сигналу руководителя музыка обрывается. Участники игры, произвольно разбиваясь по парам, берут друг друга за руки, причем, стараясь сделать это как можно быстрее. Тому, кто останется без пары, руководитель предлагает выполнить какое-либо задание (сплясать, отгадать загадку, исполнить скороговорку) После этого игра продолжается.
Ничего не вижу.
В середине комнаты, зала расставляют в беспорядке 8 – 10 кеглей на расстоянии 1 – 2 шагов одну от другой. Играющим завязывают глаза. Они должны пройти на другую сторону комнаты между кеглями, не задевая их. Тот, кто заденет кеглю и уронит её – получает штрафное очко.
К концу игры через комнату должны пройти несколько игроков. Победит тот, у кого будет меньше штрафных очков.
Игру можно инсценировать: комната – это лес, кегли – деревья.
На одну букву.
Для игры требуется мяч любого размера. Ребята становятся в круг. У одного из них в руках мяч.
Играющие договариваются, на какую букву будут называть слова. После этого игрок с мячом бросает его кому-либо из стоящих в кругу. Поймавший мяч должен сказать слово на условленную букву. Не ответивший быстро или повторивший уже сказанное слово принимает любое гимнастическое положение (ставит руки на бедра, вытягивает руки вверх) и стоит так, пока не поймает брошенного ему мяча в следующий раз и не скажет слова на заданную букву.
Интерес игры заключает в том, чтобы быстро подобрать слово на букву, выбранную играющими, и тотчас же передать мяч дальше.
Можно условиться называть только птиц, города, предметы домашнего обихода, одежду и т. д.
Цепочка слов.
Все усаживаются в кружок. Один из играющих называет какое либо слово, его сосед слева должен сказать другое слово, начинающееся на последнюю букву заданного слова, затем третий говорит свое слово, начинающееся с той буквы, какой кончалось предыдущее, например: ледокол – лодка – алмаз – забор – рисунок – кошка и т. д.
Повторять ранее произнесенные слова нельзя. Если слово заканчивается на «ь», «й», то следующее слово должно начинаться с предпоследней буквы предыдущего, например: зелень – ноль – лай – арбуз и т. п.
Если играющий задержался с ответом (допустим, по счету до пяти) или неправильно назвал слово, ему засчитывается проигрышное очко и «цепочку слов» продолжает следующий. Тот, кто скажет слово вне очереди, тоже получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто не имел ни одного штрафного очка.
Фанты.
Фантами называют мелкие предметы (карандаш, ручка, пуговица и т. п.), который отдает играющий, нарушивший какое-либо правило в игре. Разыгрываются фанты так: одному из ребят завязывают глаза, а фанты –предметы кладут в шапку, корзинку, мешочек.
Затем, поочередно вынимая фанты, предлагают играющему с завязанными глазами сказать, что делать тому, чей этот фант. Задания надо давать такие, которые были бы посильны играющим, например: спеть, сплясать, рассказать стихотворение, сказать скороговорку, изобразить какое –либо животное и т. д.
Стой спокойно.
Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит «Руки!». Тот к кому он обратился должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа – левую, сосед слева – правую. Кто ошибется, поднимет не ту руку или зазевается, тот сменяет водящего.
Счет по кругу.
Ребята встают в плотный круг, а ведущий (кто-нибудь из взрослых) – в его середину. Ведущий указывает на одного из игроков. С него начинается счет вправо, против часовой стрелки.
Ребята без остановок вслух считают от 1 до 30, никто не пропускает свою очередь. Однако правила игры запрещают называть цифры, которые делятся или оканчиваются на 3 (3, 6, 9, 12, 13, 15 и т. д.) Вместо этого участник произносит слово «мимо», и счет продолжается. Кто ошибся, быстро покидает круг. Счет продолжает его сосед справа.
Выигрывают те, кто после счета 30 останется в кругу. Затем игра повторяется. Все снова встают в круг, но теперь считают до 70, и нельзя произносить цифры, которые делятся или оканчиваются на 7. Побеждаю те, кто более внимателен и лучше помнит таблицу умножения. Они сохраняют до конца свое место в кругу.
Карлики и великаны.
Играющие становятся в круг. Руководитель договаривается с детьми, что если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и вытянуть обе руки вверх, если же он скажет «карлики» – все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала руководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. Потом, проводя игру, руководитель может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибется – получает штрафное очко.
ИГРЫ С ЗАЛОМ.
«У оленя дом большой».
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит.
«Стук – стук!» Дверь открой!
Там в лесу охотник злой.»
«Заяц, Заяц, забегай!
Лапу мне давай.»
Ведущий сопровождает слова движениями, дети их повторяют. Затем темп ускоряется и ведущий следит за правильным выполнением движением. Ребята не допустившие ошибки получают приз.
«Гол! Штанга!»
Ведущий определяет: когда он показывает правую руку – ребята кричат «Гол!», когда левую руку – «Штанга!» Ведущий старается путать движения. Самые внимательные участники игры получают приз.
«Возьми приз»
Руководитель объясняет, что при слове три надо взять приз и начинает свой рассказ:
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри,
Рыбешек мелки увидали,
Да не одну а целых … пять!
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: «раз, два, … марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, а лучше … пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришло прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять!
Ведущий разучивает с ребятами слова, а потом предлагает поиграть.
«Ну-ка, повтори!»
Два прихлопа (хлопки)
Два притопа (топает ногами)
Ежики, ежики (руками показывает клубочки)
Бег на месте – 2 раза (движения рук вперед, назад)
Ножницы, ножницы (движение скрещенных рук)
Наковальня, наковальня
(ударяем кулаком об кулак)
Зайчики, зайчики (показываем ушки зайчат)
Ну-ка, дружно, (кричат девочки)
Ну-ка, вместе (кричат мальчики)
Девочки, мальчики (все вместе)
«Три фразы».
Ведущий обращается в зал с вопросом: «Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?» Ведущий предлагает проверить себя и произносит фразы:
- Сегодня хорошая погода… (все повторяют)
- У нас прекрасное настроение… (все повторяют)
- А вот вы уже и проиграли… (ребята спрашивают «Почему?»)
В этом их ошибка, т. к. это была третья фраза.
«Покупки бабушки»
(Слова ведущего выделены)
Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку.
Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывает руками, как плывет уточка).
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (слова сопровождаются движениями).
Купила бабушка себе индюшонка.
Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды (на слова фалды – рука вправо, на слова балды – рука влево).
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кисоньку.
Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуня – мяу-мяу (кистью руки показывает как умывается кошка).
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются соответствующими движениями).
Купила бабушка себе собачонку.
Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав (кистями рук показывает как лает собака).
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются соответствующими движениями).
Купила бабушка себе коровенку.
Купила бабушка себе коровенку.
Коровенку муки-муки (руками показывает какие рога у коровы).
Коровенка муки-муки.
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются соответствующими движениями).
Купила бабушка себе поросенка.
Купила бабушка себе поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки (рукой показывает, какой пятачок у поросенка).
Поросенок хрюки-хрюки.
Коровенка муки-муки.
Собачонка гав-гав.
А кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок фалды-балды.
Уточка тюрюх-тюх-тюх.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
(слова сопровождаются соответствующими движениями)
Купила бабушка себе телевизор.
Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время – факты (руками показывает экран телевизора).
Дикторша ля-ля-ля-ля-ля.
Эхо.
Ведущий спрашивает: в игре можно стать пожарником, космонавтом, охотником… А можно ли стать эхом? А как? Скажите, как отвечает эхо? Если я спрошу: «Сколько времени сейчас?» Что оно мне ответит? «Час! Час!» – правильно. А может ли ответить эхо: «Одиннадцать часов пятнадцать минут»? Конечно нет. Итак, правила игры вам понятны? Начинаем играть.
Собирайся детвора! - Ра! – Ра!
Начинается игра! - Ра! – Ра!
Да ладошек не жалей! - Лей! – Лей!
Бей в ладоши веселей! - Лей! – Лей!
Сколько времени сейчас? - Час! – Час!
Сколько будет через час? - Час! – Час!
И неправда: будет два! - Два! – Два!
Думай, думай, голова! - Ва! – Ва!
Как поет в селе петух? - Ух! – Ух!
Да не филин, а петух! - Ух! – Ух!
Вы уверены, что так? - Так! – Так!
А на самом деле как? - Как! – Как!
Если дети закукарекают – штраф и игра продолжается
Сколько будет дважды два? - Два! - Два!
Ходит кругом голова! - Ва! – Ва!
Это ухо или нос? - Нос! – Нос!
Ведущий держится за ухо
Или может сена воз? - Воз! – Воз!
Это локоть и глаз? - Глаз! – Глаз!
Ведущий показывает на локоть
А вот это, что у нас? - Нас! – Нас!
Ведущий показывает на нос. За ошибку – штраф.
Вы хорошие всегда? - Да! – Да!
Или только иногда? - Да! – Да!
Не устали отвечать? - Чать! – Чать!
При ответе «нет» – штраф.
Разрешаю помолчать
Тот, у кого во время игры взяли фант, после игры выполняет какое-либо задание. Можно спеть, сплясать, три раза проговорить скороговорку, проскакать на одной ножке – придумайте задание поинтересней!
Паровозик
Ведущий делит зал на две команды. Правило одно: когда ведущий поднимает руку, показывая на одну из команд, все должны громко произнести: «Чух». Темп игры увеличивается и получается такое впечатление, что движется паровоз. Затем постепенно скорость (темп) движения уменьшается и в зале наступает тишина.
ПЕСНИ-ПОИГРАЙКИ
Землю обмотали тоненькие нити
Землю обмотали - землю обмотали
Тоненькие нити - тоненькие нити
Нити параллели - нити параллели
Из озер и рек - из озер и рек
Это так чудесно - это так чудесно
Если с вами рядом - если с вами рядом
Станет добрым и веселым
Грустный человек
Мы не зря мечтаем - мы не зря мечтаем
О волшебном чуде - о волшебном чуде
Пусть планету кружит - пусть планету кружит
Всемогущий век - всемогущий век
Совершите чудо - совершите чудо
Руку протяните - руку протяните
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек!
Если весело живется.
Слова | Движения |
Если весело живется, хлопай так Если весело живется, хлопай так Если весело живется, мы друг другу улыбнемся Если весело живется, хлопай так Если весело живется, щелкай так Если весело живется, щелкай так Если весело живется, мы друг другу улыбнемся Если весело живется, щелкай так Если весело живется, топай так Если весело живется, топай так Если весело живется, мы друг другу улыбнемся Если весело живется, топай так Если весело живется – хорошо! Если весело живется – хорошо! Если весело живется мы друг другу улыбнемся Если весело живется – хорошо! Если весело живется, делай все! Если весело живется, делай все! Если весело живется, мы друг другу улыбнемся Если весело живется, делай все! | 2 хлопка 2 хлопка 2 хлопка 2 щелчка 2 щелчка 2 щелчка 2 притопа 2 притопа 2 притопа (хором) Хорошо! Хорошо! Хорошо! 2 хлопка 2 щелчка 2 притопа |
Лавата.
Играющие берутся за руки, образуя круг. В середине круга находится ведущий, он напевает:
Дружно танцуем мы,
Тра – та – та, тра – та – та,
Танец любимый наш,
Лавата, лавата.
Все двигаются вправо по кругу приставными шагами. Когда ведущий прекращает петь играющие останавливаются. Он говорит: «Мои локти хороши, а у соседа лучше. Ребята берут друг друга за локти и повторяют танец.
Затем ведущий говорит: «Моя шея хороша», «Мои плечи хороши», «Мои уши хороши», «Моя голова хороша», «Мои колени хороши», «Мои пятки хороши» и т. д., а ребята выполняют соответствующие движения.
Эту игру можно проводить и с детьми, сидящими в зале.
Имя-растение-животное-река
Наверняка у этой игры есть и другое название, но я его не знаю.
Для игры каждому игроку нужен карандаш и листок бумаги. Делим лист на 5 столбцов (их может быть больше или меньше, как договоритесь). Первый столбик - имя, второй - растение, третий - животное, четвертый - река, пятый - город. Выбираем букву алфавита и вперед, по команде "Старт!" нужно написать в каждом столбике слово, начинающееся на эту букву. Кто успел первый, кричит "Стоп!". Дальше нужно сверить все слова. Слова, которые встретились у нескольких игроков, вычеркиваются и не считаются. Например, на букву "м" выгоднее написать "мангуст", а не "медведь", "Мельбурн", а не "Москва". Остальные слова используются для подсчета очков, каждое уникальное слово - 1 очко. Кто набрал больше всех очков, тот выиграл этот раунд. Выбираем другую букву и начинаем следующий!
Шляпа
Эта игра для большой компании, должно быть четное количество участников, так как играют парами. Можно играть и вчетвером, но это не так интересно. На маленьких листочках пишутся слова. Сложность может быть любая, в зависимости от возраста и пожеланий. Дальше листочки изнанкой наверх кладутся в "шляпу" и премешиваются. Можно использовать настоящую шляпу, а можно любую подходящую посудину. Игра состоит из трех раундов. В первом раунде смысл слова из "шляпы" нужно объяснить своему напарнику при помощи других слов. Однокоренные слова использовать нельзя. Обычно на одно слово дается 20 секунд, с детьми играем дольше. И так до тех пор, пока слова не кончатся. Дальше начинается второй раунд: те же самые слова нужно объяснить при помощи всего одного слова и жестов. Третий раунд - только жесты. Это очень веселая и смешная игра! Попробуйте объяснить жестами слово "поребрик"! Сложно? А с третьего раза у Вас получится! Есть отличная настольная версия этой игры.
А есть настольная игра Алиас, похожая по смыслу.
Контакт
Играть нужно хотя бы втроем, но интереснее в большой компании. Один из игроков загадывает слово и называет первую букву. Другие игроки придумывают любое слово с этой буквы и задают вопрос, начинающийся со слов "А это не...?", далее нужно так описать придуманное слово, чтобы догадался хотя бы один из играющих, но не догадался ведущий. Если ведущий догадался или подобрал другое подходящее по смыслу слово, то он кричит "Нет, это не...!" А если ведущий не понял, о чем речь, зато понял другой игрок, он кричит "Контакт!" и дальше начинается счет: "10, 9, 8, 7....1" и игроки хором произносят слово. Если они произнесли одно и то же, то ведущий говорит еще одну букву, и теперь нужно придумывать слова, начинающиеся с двух букв. И так далее. Цель игры - отгадать первоначальное слово, загаданное ведущим.
Например, загадано слово "лампа". Ведущий называет первую букву - "л".
-Это не место, где растут деревья? - спрашивает первый игрок.
-Контакт! - говорит второй игрок.
-Нет, это не лес! - отвечает ведущий.
-А это не то, что бывает в небе? - спрашивает второй игрок.
-Контакт! - говорят первый и третий. Они догадались, что загадано слово "луна". Ведущий не может сообразить, игроки 1 и 3 считают до 10 и хором говорят:
- Луна!
Ведущий:
- Вторая буква - "а"!
- Это не то, что есть у медведя?
- Это не лапа!
И так далее.
А с маленькими можно играть по-другому: попросить просто загадать слово и объяснить его, не называя само слово. Можно придумывать любые слова, можно играть в "что я вижу в окно", а можно взять любые карточки с картинками, смотреть и загадывать.
- Это то, на чем можно сидеть, но без спинки.
- Табуретка?
- Да!
Крокодил
Старый добрый "Крокодил". Кто теперь вспомнит, откуда такое название? Должно быть, в эту игру хотя бы раз в жизни играл каждый взрослый. Это игра-пантомима, когда, не произнося ни звука, нужно показать слова, цитаты из фильмов или просто выдуманные фразы. Тут все зависит от уровня подготовки участников и их готовности расслабиться. В одной компании слово "петрушка" будет сложным, а кто-то легко покажет как "Понт шумит за черной изгородью пиний". Играть в "Крокодила" можно даже с самыми маленькими детьми. Они с удовольствием покажут вам "собачку", "медведя" или "лягушку". Только не забывайте, что произносить ничего нельзя!
А вы знаете, что существует Всероссийская ассоциация игры Крокодил и проходят междугородние турниры?
Крокодил также существует в настольной версии. А элементы Крокодила используются в играх Активити и Активити для малышей .
Отгадай животное или персонажа
Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ "Нет", ход переходит к следующему игроку.
-Это хищник?
- Да!
- Он из семейства кошачьих?
- Нет!
- У него серая шерсть?
- Да!
- Это волк!
- Точно!
Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что угодно!
Интересная разновидность игры, когда игроки пишут на листочках имя персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами "Да-нет". Это бывает очень смешно.
Чепуха
Игра "Чепуха" точно из детства, помните? Каждому игроку выдается листок бумаги и ручка. Ведущий задает вопрос: "Кто?" и каждый игрок пишет на верхней части листочка ответ на этот вопрос. Потом эта часть листка подгибается, игроки меняются местами и ведущий задает следующий вопрос: "Когда?". Все пишут ответ. Потом снова подгибают, снова меняются и так далее. "Где?" "Что делали?" "Что из этого получилось?" Когда все ответы написаны, разворачиваем листочки и читаем. Иногда получается просто забавная "чепуха", а иногда все покатываются от смеха!
Мы с сыном играли в эту игру на листках из тетрадки с линейку, чтобы потренироваться в письме. Поверьте, это гораздо интереснее, чем скучные прописи!
А какие словесные игры любите вы?
словесные игры для тех, кто постарше (большинство этих игр легко адаптируются для детей помладше. Также, как и игры, которые мы опишем ниже для маленьких, тоже легко усложнить для старших дошкольников и младших школьников).
1. Угадай-ка
Очень простая и веселая игра. Кто-то один загадывает слово и дает его описание. Задача остальных, задавая разные вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет», отгадать слово.
Причем интересно отгадывать не просто перебором, а задавать вопрос, которые исключают многие варианты.
Например, я загадываю слово «якорь» и говорю «это есть на каждом корабле». Конечно, можно было бы отгадывать перебирая все возможные варианты, но интереснее задавать вопросы по типу «это всегда на одном месте или это можно опускать и поднимать», «это деревянное» и т.п.
Для начинающих игроков можно давать совсем простые «прямые» описания.
Например,
жёлтый, кислый, сочный – что?
Серый, хищный, лесной – кто?
По такому же принципу можно загадывать героев книг, мультфильмов и т.п.
А можно таким образом пересказать известную сказку, но так, чтобы ответ был не слишком очевидным.
2. Я знаю 5…
Перечисляем 5 наименований чего угодно – имен мальчиков, девочек, фруктов, овощей, зверей, птиц, ягод, марок машин, круглых предметов, мягких вещей и т.д.
3. Слова
В эту игру мы с сыном начали играть, когда ему было около 5 лет. Я говорила слово, а он пытался на последнюю букву слова придумать свое. Надо сказать, что для 5-летки эта игра оказалась довольно сложная, но зато она ему очень помогла запомнить буквы. Иногда я ему помогала – он определял нужную букву и если самостоятельно не получалось придумать слово на нее, я говорила вслух несколько слов, ОДНО из которых начиналось на нужную букву. Сыну оставалось только услышать это слово и повторить его.
А когда ребенок освоит эту игру, можно усложнить правила и называть не любые слова, а на заданную тему – города, животные, транспорт и т.п.
4. Сказочники
Это только так кажется, что легко сходу придумать сказочную историю. На самом же деле оказывается задача не из самых легких. Но тут нам на помощь приходят разные вопросы. Например, придумывая сказочную страну, сперва нужно придумать жителей. Какого они роста, какими волшебными качествами обладают и т.д. Чем больше деталей описывается, тем проще и интереснее получается. А может придумать сказочное животное, ведь наверняка Тяни-Толкай был придуман именно так.
После нескольких заходов таких игр во время прогулок, мне сын сам начал придумывать и рассказывать сказки.
А еще мы с сыном любим одушевлять предметы и сочинять истории про них.
5. Старая сказка на новый лад
Можно сочинить сказку, например, Ниф-нифа, Нуф-нуфа, Волка или любого другого героя любимой сказки. Или же полностью переделать известную сказку.
6. Угадай сказку. Из какой сказки эта вещь
Я говорю слова (например, какие-то вещи) и нужно по этим приметам угадать сказку (ключик-Буратино, горошина – принцесса на горошине, зонтик – Оле-Лукойе, крапива – дикие лебеди и т.д)
А можно вместе вспоминать все сказки, где встречается заяц, лиса, волк и т.д.
7. Чем похожи
«Чем ворон похож на письменный стол»?
Что общего между арбузом и яблоком, между машиной и велосипедом?
Очень смешная игра, находятся общие признаки у совершенно непохожих вещей.
8. Хорошо и плохо
Игра учит находить хорошее в плохом. Например, на улице идет дождь – это плохо. Но зато мы вместе можем почитать книжку – это хорошо
9. Придумать новое назначение предметам
Чтобы было проще придумывать, можно моделировать всякие ситуации. Например, вам необходимо забить гвоздь, но молотка нет. Как еще это можно сделать?
10. Да и нет не говорите, черный с белым не берите
Эту игру многие помнят из своего детства. Выбирается ведущий - он будет задавать вопросы. Задача остальных отвечать на них, НО нельзя в ответах использовать слова «да», «нет», «белый», черный».
11. Я вижу
В этой игре масса вариантов. Например, я вижу что-то красное и круглое (проходя мимо палатки с фруктами). А если ребенок любит изучать буквы, то можно говорить, «я вижу что-то на букву В….»
Можно искать, например, 3 предмета, которые имеют общий признак
И еще один вариант игры - считаем по дороге – сколько грузовиков увидим или сколько муравейников встретится на пути.
12. Игра с числами
Ведущий загадывает число до 100 или до 10 – зависит от возраста. Игроки стараются отгадать число, перебором чисел, а ведущий говорит больше или меньше названное число, чем загаданное.
13. Слова из трех букв
Один человек называет слово, например, "кот". Дальше по очереди, заменяя только одну букву или меняя буквы местами, придумываем новые слова
14. Подбери по признаку
Мягкое, мокрое, липкое… Ведущий называет какой-то признак и нужно назвать как можно больше соответствующих вещей.
И вот еще несколько игр посложнее. Взято у Жени Кац тут
15. Контакт
Играет несколько человек (лучше больше четырех). Ведущий загадывает слово и сообщает остальным первую букву этого слова. Все остальные игроки пытаются отгадать это слово, задавая ведущему вопросы. При этом они называют определения каких-либо слов, начинающихся с этой буквы. Определения должны быть понятны еще хотя бы одному игроку. Ведущий должен быстро понять, что загадали игроки - или придумать свой вариант слова на эту букву, подходящего под высказанное определение. Если кто-то из игроков говорит определение, то остальные должны постараться понять, что он имеет в виду, и, если у них есть вариант ответа, сказать "Контакт!"
После этого ведущий должен за минуту придумать свой вариант ответа - иначе он говорит :"Сдаюсь!" Тогда те, у кого был "контакт", говорят вслух свои варианты. Если хотя бы один из этих вариантов совпадает с тем, что имел в виду автор определения, то ведущий должен сказать следующую букву своего слова. После этого все придумывают определения слов, начинающихся с этих двух букв - и так далее, пока не будет отгадано все слово. Тот, кто первым назовет загаданное слово, становится ведущим и загадывает следующее слово.
ПРИМЕР: Загадано слово "свирель". Ведущий сообщает первую букву - "С".
-А это не такое домашнее животное? - спрашивает А.
-Контакт! - говорит игрок Б.
-Нет, это не свинья! - отвечает ведущий.
-А это не то, что дают сосать маленьким детям? - спрашивает игрок Б.
-Контакт! - говорят игроки А и Г. Это значит, они поняли объяснение игрока Б, и могут назвать ответ вслух после счета 10.
-Нет, это не соска! - говорит ведущий. Он «отбился» - вспомнил нужное слово, подходящее под определение.
-А это не такое дерево? - спрашивает игрок Г.
-Контакт! -говорят игроки А,Б.
-Нет, это не сосна!
-А это такой большой камень? - спрашивает игрок А.
-Контакт - говорит игрок Б.
-Сдаюсь!
-Скала! - Б.
-Скала - чем не камень?! - объясняет свою логику игрок А. Если б его объяснение никто не понял, ему пришлось бы переформулировать свой вопрос. Если есть «Контакт» - значит, определение было дано хорошее.
Если игрок, загадавший слово, не смог угадать, то он выдает следующую букву загаданного слова.
-Ладно, тогда "СВ".
-А это не противоположность тьме?
-Контакт.
-Нет, это не свет.
-А это не тот, кто приходит к невесте?
-Контакт.
Игроки хором считают до 10, потом хором называют свои версии. Если версии не совпали, то водящий может и не говорить следующую букву — контакта не было!
-Сват!
-Ну тогда "СВИ".
-А это не такое толстое и грязное?
-Контакт!
-Нет, это не свинья!
-А это не такое толстое и теплое?
-Контакт.
-Сдаюсь!
-Свитер!
-Ну хорошо, "СВИР".
-Ой, я и слов-то таких не знаю!
-А это не такой музыкальный инструмент?
-Да, это свирель. Задумывай слово!
Следующим водящим становится тот игрок, который придумал последнее удачное определение, и отгадал слово.
16. Грузим вагон на букву К
Определяем первые буквы в разных словах на слух. Придумываем слова, которые начинаются на нужную букву. Подсказки выдаём в виде загадок, постепенно дополняя – до тех пор, пока ребёнок не догадается: «Это такой домашний зверь. Он умеет втягивать когти. А ещё он ловит мышей. И мяукает.» «Это такое большое животное, которое плавает в море и выпускает фонтан». «Это такой овощ, он большой как мяч. Можно с него снимать по одному листочку. Его кладут в суп и в салат». «Это такая фигура без уголков.» «Это такая фигура с одинаковыми сторонами и с четырьмя углами.» «Это то, что на ногах у лошади»
«Это такая домашняя птица, она не умеет летать. Она мама цыплёнка»
17. Загаданная буква
Предположим, вы загадали букву А. Дети спрашивают:
-Мяч?
-Нет.
-Кот?
-Нет.
-Дым?
-Нет.
-Кошка?
-Одна.
-Собака?
-Две!
-Ананас!
-Три!
-Я знаю, я знаю, «А!»
18. Тройная чепуха
Каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтоб каждое слово начиналось с выбранной буквы.
Например,
Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек крутя крабовое коллекционное колечко .
Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца сушеную , солёную сову словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу
А теперь игры со словами для тех, кто помладше
1. Папа-мама-малыш
Например, корова-бык-теленок
2. Кто как говорит
Звукоподражания ребенок запоминает довольно быстро, но далко не каждый 3-летка скажет, что собака лает, корова мычит
3. Кто где живет
Лиса в норе, птица в гнезде, медведь в берлоге
4. Кто что ест
Мишка любит мед, заяц - капусту, корова - травку
5. Съедобное-несъедобное
Эту игру, наверное, каждый помнит с детства. Обычно, в нее играют с мячом, но ведь мяч это не самый обязательный атрибут этой игры. Быстро называем слова, если съедобное, то отвечаем «ням-ням», если нет – «фу»
6. Что для чего нужно
Чем можно копать, чем можно пилить и т.д. На чем можно кататься, летать?
Что нужно, чтобы сварить суп, вскопать огород.
7. Что? Кто?
Что летает, кто прыгает, что плавает, а что тонет?
Мячик можно катить, бросать, пинать… солнышко, светит, греет, сияет…. Машина едет, гудит, сигналит, поворачивает…
8. Что из чего сделано
Стол из дерева, велосипед из железа
9. Кто кем был и кто кем станет
Курица была цыпленком, лягушка головастиком
10. Профессии
Что делает учитель? А портниха? Повар?
А можно загадывать загадки: он работает на улице и у него есть метла
11. Что лишнее
Называем ряд из (для начала) трех предметов - например яблоко, банан, машина. Когда с тремя словами играть становится просто, количество слов можно постепенно увеличивать.
12. Продолжи логический ряд
Например, говорю машина, велосипед, грузовик… (назвала транспорт, который ездит по дороге. Продолжить можно словом мотоцикл)
13. Скажи одним словом
Игра прекрасно развивает понятийное мышление. Умение обобщать предметы по общему признаку (посуда, овощи, фрукты, транспорт)
14. Один-много
В такого рода игры сын начал играть с логопедом. Они е у настолько понравились, что мы стали играть в них на прогулках
Лимон-лимоны, огурец-огурцы, муравей-муравьи…. И тут коварное: а ножницы? Сын хитро посмотрел и сказал, что ножницы – их всегда одинаково и когда много и когда одни
15. Скажи ласково
Река-речка, лодка-лодочка
16. Увеличитель-уменьшитель
Например, дом-домик-домище
17. Какой-какая?
Какой по вкусу лимон?
Какая на ощупь земля?
И игра, наоборот
Что бывает - холодным, горячим, острым и т.д. или что можно жарить, варить, катить?
18. Рассказать все о…
Рассказать все, например, о кошке, цыпленке, столе, кровати и т.д.
19. Чей?
Один из самых коварных вопросов. У белки хвост? Чей хвост? Сын очень долго отвечал белкин.
20. Противоположности
Холодное-горячее, длинный-широкий, высокий-низкий.
Не могу сказать, что сын очень любил эту игру (не всегда получалось подобрать нужную пару), но зато результат был виден почти мгновенно. Все эти слова внезапно появились в активной речи.
21. Омонимы
Идеи этих игр взяла из книжки Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Например, какие бывают иголки:
Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
- Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие)
- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной)
- Что делают медицинской иглой? (Укол)
А еще иголки есть у ежика и дикобраза
- Для чего ему нужны иголки? (Защищаться)
Еще слова-омонимы ключ, коса, лук, гусеница (та, которая ползает и на тракторе), вилка (то, чем едят и на велосипеде)
22. Мы едем-едем-едем или «я беру с собой» снежный ком
Мы собираемся в поход и берем с собой… Тот, кто начинает говорит, например, рюкзак. Следующий говорит, рюкзак, палатку (обязательно повторять то, что сказали предыдущие участники) И так далее, «багаж» растет как снежный ком и каждый раз перед тем, как сказать что-то новое, надо повторить все ранее перечисленное
"Яблоко лежит на столе" Можно по очереди добавлять по слову.
"красное яблоко лежит на столе", «красное спелое яблоко лежит на столе», «красное спелое вкусное яблоко лежит на столе», «красное спелое вкусное яблоко лежит на столе у окна» ....
При составлении этой подборки, помимо тех игр, в которые мы играли и играем с сыном и друзьями, использовались материалы из блога Юлии Луговской и блога Жени Кац
Не обязательно бросать все дела, чтобы уделить время ребенку и провести с ним время очень весело и творчески! Попробуйте поиграть «между делом», пока стоите в очереди, едете в транспорте, ведете ребенка утром в школу!
Совместное творчество и веселые выдумки очень сближают! Не бойтесь быть смешной и фантазировать вместе с ребенком!
ИГРЫ НА ОСАНКУ
А давайте прямо здесь, в очереди, поработаем над осанкой! Расправляем плечи, приподнимаем подбородок. И как будто у нас из темечка тянется веревочка вверх, вверх — как из новогоднего шарика. А теперь мы поднимаемся на носочки выше, выше, выше, как будто нас тянут, чтобы повесить на елку. Тянемся, тянемся, в самой высокой точке замерли… И резко опустились. Еще несколько раз повторить — и вы сами взбодритесь и заулыбаетесь! Для осанки еще полезно встать спиной к стене, чтобы ее касались 4 точки — затылок, лопатки, попа и икры. И так постоять хотя бы минуту. Выпрямленный позвоночник дает правильную циркуляцию крови и как следствие этого — улучшение самочувствия. Не говоря уже о том, что ребенку полезно помнить об осанке и расти с прямым позвоночником.
Если есть где развернуться, то очень полезно встать к стене лицом, упереться в нее руками и отодвинуть ноги на максимально далекое от нее расстояние. Получится, что детка — как лучик — под острым углом упирается в стену. Теперь надо встать на носочки и отойти еще подальше.
А теперь в максимально «натянутом» состоянии замереть секунд на 10—20, как получится у малыша. И затем повторять это упражнение раза 3—4. Прекрасная работа всех внешних и внутренних мышц. Кстати, о внутренних мышцах. Есть очень веселая «тайная» игра, тайная — потому что ее никто не видит, а работа кипит! На счет «раз» вы начинаете надувать животик — и надуваете его медленно на 1, 2, 3, 4, 5, 6 — остановка. Теперь на счет 6, 5, 4, 3, 2, 1 вы его не просто сдуваете, а втягиваете так, чтобы штанишки болтались. Втянули? Задержите дыхание и проверьте — не спадают ли штанишки и юбочки.
А теперь обратно. Весело и радостно, потому что это секретик от всех! Полезно, потому что тренирует пресс! И потому что учит управлению дыханием и мышцами. (А заодно — прямому и обратному счету.) Кстати, это называется «статическая гимнастика», и многие ученые считают ее даже полезнее, чем обычная, динамическая, когда вы бегаете или наклоняетесь. Так же можно тренировать все мышцы. Ногу подняли медленно — и задержали в этом положении. Руку подняли — задержали. Пока по всему телу прошлись — и очередь подошла. Или в автобусе успели доехать до нужной остановки
ПОТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ?
А почему бы в очереди не заняться развитием памяти? Выберите в толпе какого ни будь человека и минуту смотрите на него, стараясь запомнить как можно больше его примет. А теперь отворачивайтесь и вспоминайте. Кто больше перечислит деталей? Какого цвета у него одежда, кто стоит рядом, что он держит в руках? А теперь повернулись и сверяем — что из этого есть на самом деле, а что мы присочинили. Наблюдательность и умение схватывать картинку в целом — прекрасная тренировка интеллекта.
Если играть так регулярно, то скоро можно будет добавить и такой вопрос: «А как ты думаешь, какое у человека сегодня настроение?» Или: «Какой у него характер?» Не беда, если ребенок не делает выводы логически, а сочиняет — это нормально, у детей логика еще не развита. А вот умение вглядываться в людей и стараться понять, кто перед тобой, — очень ценный навык в жизни. А чтобы стало веселее, и уж тем более развить внимательность к людям, давайте представим, на кого похож ваш сосед. На какую птицу или животное? Или рыбу. Спросите у малыша — почему он так думает? У детей иногда бывают потрясающе точные и яркие наблюдения, которые взрослые не могут увидеть своими «зашоренными» глазами.
Что можно предложить особо хмурым людям? Например, попробуйте мысленно «пририсовать» им большие розовые слоновьи уши — и похихикать. А солидного дядьку, который на всех бурчит и ругается, мысленно одеть в девчоночье платьице — и этот человек сразу перестанет казаться страшным или вредным. Кстати, обратите внимание, какие звери в первую очередь приходят на ум вашему малышу. Если «плохие» — тараканы, макаки, змеи, то либо его что-то тревожит и пугает, либо в вашем мировоззрении (и как закономерное следствие — в детском) окружающие люди не слишком хороши и мир в целом — не самое приятное местечко. С этим надо что-то делать!
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
А еще можно просто поболтать. И не просто так, а весело и полезно, творчески! А почему бы нам не рассказать друг другу сказки?! «С головы того дяди слетела шапка-ушанка и превратилась в птицу. Только никак не может понять, какая же она птица и где ей найти свою стаю». Что было дальше — спросите у ребенка, с него — следующее предложение. Для того чтобы вам просто было придумывать истории, подобные нашей, даем подсказку. Любая сказка или история — это всегда ответы на 6 вопросов: Кто это был? Где находился? Что сделал? (как именно набедокурил?) Что сказал? (объяснялся, выкручивался, как пытался решить ситуацию) Что сказали и сделали другие? (люди, звери, другие участники ситуации) Чем все кончилось? Держите в голове этот план — и у вас придумаются прекрасные и по-настоящему увлекательные истории о чем угодно. Просто когда уже описали, кто это был, — задавайте себе и своему непоседе следующий по списку вопрос. Например, шапкаушанка превратилась в птицу и полетела — куда? На юг? И кого она по дороге встретила? Пусть фантазирует! Еще проще придумывать сказки по сюжету уже известных историй. Попробуйте один раз, и скоро это станет самым любимым времяпровождением малыша. Потому что это не просто игра или общение — это Творчество.
А совместное творчество очень сближает: Новые герои волей фантазии переселяются в любимые сказки. А что будет, если в «Гуси-лебеди» прилетит Карлсон? Разве даст он маленьких детей в обиду? Еще и Бабу Ягу прогонит! Новые сказочные предметы меняют уже знакомую сказку. Что, если Кот в сапогах получит в свое полное распоряжение шапку-невидимку?! Он же намного больше интересного наворотить успеет! А если Гарри Поттер со своей волшебной палочкой прилетит к Золушке? Ваш малыш — герой сказки. Например, как ваш Сашенька выгнал лису из заячьей избушки. Самый лучший трюк для привлечения внимания ребенка — о себе он всегда любит поговорить. Так вообще можно множество сказок насочинять — и они обязательно станут настоящими бестселлерами. Что волшебного может таиться в самом обычном предмете или человеке? Продавщица способна оказаться феей? И тогда она вместе с хлебом продаст вам — что именно? Волшебный пакет, который станет как шапканевидимка? И что вы тогда сделаете? Попробуйте! Мир глазами малыша
Источник: https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/igry-na-vse-sluchai-zhizni/
1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все
очень быстро удирают. От 2 лет.
11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.
16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.
21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
24. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
25. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
26. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
27. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
28. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
29. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
30. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна
за другой. От 2 лет.
31. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
32. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
33. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
34. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
35.Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
36. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
37. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
38. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
39. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.
40. Омлет. Из желтой цветной бумаги вырезаем круг размером с тарелку, складываем пополам. Это омлет. Наполняем его разнообразными мелочами (например, старыми фотографиями, неожиданными картинками, ароматными лепестками цветов, изюмом или монетками на счастье). Омлет подаем на тарелке и предлагаем собравшимся членам семьи в виде закуски перед едой. От 3 лет.
41. Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол и сортируем. От 3 лет.
42. Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену. От 3 лет.
43. Подбрасываем воздушный шарик. Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть. От 4 лет.
44. Ползаем на спине. Ложимся на спину и передвигаемся по комнате, стараясь ничего не задеть. От 4 лет.
45.Придумывает прически. Приносим банты, заколки и обручи для волос. Друг другу делаем необычные, фантастические прически. От 4 лет.
46. Принц и принцесса. Из золотой бумаги клеим короны и надеваем. От 3 лет.
47. Процарапанные картинки. Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми карандашами, сверху - черной краской. Каким-нибудь предметом процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа. От 4 лет.
48. Прячем конфетки. Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет там десять конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет. От 2 лет.
49. Птицы летают высоко. Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой фант. От 3 лет.
50. «Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна. От 3 лет.
51. Рассказываем истории. Один начинает рассказывать историю. На середине его прерывают, и следующий должен продолжить рассказ. От 4 лет.
52. Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям. От 2 лет.
53. Рисуем музыкальные картинки. Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой. От 4 лет.
54. Рисуем на ткани. Текстильными красками разрисовываем ткань, например старую футболку или простыню. От 3 лет.
55. Рисуем человечков. Мочим палец. Затем обмакиваем его в тушь и прижимаем к бумаге. Из отпечатка рисуем человечка: дорисовываем лицо, руки и ноги. От 5 лет.
56. Рисунки с продолжением. В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок. От 4 лет.
57. Рушим башню. Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга. От 2 лет.
58. Скачки. Скачем на туго надутом воздушном шаре, пока он не лопнет. От 2 лет.
59. Складные картинки. Рисуем на бумаге голову, отгибаем назад и передаем другому, который рисует живот и руки и снова передаем, он дорисовывает ноги и ступни. Разворачиваем и смотрим рисунок. От 4 лет.
60. Слепая курица. С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев. От 3 лет.
61. Смеяться запрещено. Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным. Кто дольше выдержит? От 3 лет.
62. Сооружаем домик. Накрываем стол большой скатертью или покрывалом. Забираемся под стол. Главное - не забыть провиант. От 2 лет.
63. Соревнование скороходов. Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру. От 2 лет.
64, Сортируем кубики. Все кубики сортируем по цвету и форме. От 2 лет.
65. Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота. От 5 лет.
66. Считаем машины. Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин (или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время проедут мимо дома. От 5 лет.
67. Считаем очки. Для тех, кто учится считать. Бросаем кости по очереди. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. От 4 лет.
68. Танцы. Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие. От 2 лет.
69. Угадываем животных. Каждый изображает какое-нибудь животное. Другие должны угадать - какое. От 5 лет.
70. Угадываем звуки. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал. От 4 лет.
71. Учимся прыгать. Как можно дольше про-прыгать на одной ноге. От 4 лет.
72. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем. От 4 лет.
73. Футбол сидя. Два игрока садятся друг против друга и играют ногами шариком от пинг-понга. От 2 лет.
74.Шляпки для пальцев. Из кружков клеим для каждого пальца свою остроконечную шляпку. От 4 лет.
75. Щелкаем монеткой. Два игрока кладут монетку на стол и пальцем стреляют монеткой от одного к другому. От 4 лет.
76. Что-то, чего ты не видишь. Загадываем какую-нибудь цветную вещь в комнате. Называем цвет и просим угадать этот предмет. От 4 лет.
77. Например, в мгновение ока с помощью скатерти и полотенец превратить стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превратить детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего
родителям надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки, машинки, воздушные шарики и т.д.). Конечно, беспорядка будет не мало. Зато ребенок будет доволен, да и нервы свои сбережете. А убраться - что ж, сразу после игр можно и убраться.
78. И двухлетние малыши, и первоклашки очень любят разные коробочки, шкатулки и ящички, набитые всякой всячиной, в которых порыться - одно удовольствие. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка
помогут сделать из этого немудреного занятия нечто увлекательное (только не оставляйте без присмотра детей младше трех лет, чтобы они случайно не проглотили какой-нибудь мелкий предмет).
79. Сортируем безделушки. Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки из-под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с
последней прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками (с двух лет).
80. Считаем деньги. Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать. Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из нее все мало-мальски опасное: таблетки от головной боли и т.д.) (с двух с половиной лет).
81. Приводим в порядок фотографии и картинки. Семейные фотографии и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваем и раскладываем по порядку (детям давайте вторые экземпляры, которые не жалко испортить). То же можно сделать и с изображением зверей, игрушек и детей из каталогов и иллюстрированных журналов.
82. Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах. Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле.
83. Загружаем стиральную машину. Пусть малыш подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загрузит его в машину - с этим справится даже полуторагодовалый кроха.
84. Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов (с трех лет). Дети помладше могут смахивать пыль мягкой щеточкой.
85. Печем пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне (с трех лет).
86. Если снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами (с круглыми концами), он получит огромное удовольствие, даже если ему еще нет и трех лет (ножницы можно давать, начиная с трех лет). Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка взрослую рубашку или тенниску в качестве рабочего халата. Пользуйтесь водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей (он не даст ядовитых испарений и легко отстирывается).
87. Рисуем деньги. Положите монетку под листок бумаги и заштриховывайте ее карандашом, пока не проявится изображение монетки. Аккуратно вырежьте изображение (с трех лет).
88. Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины. Налейте много краски (для рисования пальцами), смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности
коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине или пробке (с двух с половиной лет).
89. Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон (с двух с половиной лет). Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет),
90. Создаем ландшафты. Можно, например, взять вату, кусочки белой кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт. Для подложки используйте твердый картон. Можно также изобразить страну динозавров, дремучий
лес, летнюю лужайку (с трех с половиной лет).
91. Изготавливаем витражи. Вместе с ребенком разрисуйте в детской оконные стекла легко смывающимися красками (с трех с половиной лет).
92. Лепим фигурки из соленого теста. Взять по две части муки и воды и одну часть соли. Смешать муку с солью, добавить воду и замесить тесто (с вашей помощью). Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно
замешивать небольшими порциями. Теперь можно вылепить, например, продукты для магазина или игрушечной кухни или иные фигурки. Фигурки помещаем в духовку и высушиваем три часа при температуре 100 градусов, а затем раскрашиваем плакатными красками (с трех лет).
93. Пишем письма. Письмо бабушке с дедушкой, лучшей подруге или другу просто рисуется и заклеивается (с четырех лет).
94. Строим город. Это игра с продолжением. Возьмите старую однотонную скатерть или простыню, разложите на полу, прикрепите углы к полу с помощью клейкой ленты или придавите их каким-нибудь грузом. Толстым фломастером нанесите главные магистрали. Пусть ребенок дорисует остальное,
позже он сможет расположить на этом полотне фигурки и машины и играть с ними (с четырех лет).
95. Вышиваем на картоне. Картонные карточки можно купить готовые, но можно сделать и самим. На кусочках картона предварительно шилом нанесите дырчатый рисунок. Затем дайте карточки ребенку: пусть он толстой штопальной иглой с пестрой шерстяной ниткой или шнурком «вышьет» обозначенный дырочками рисунок (с трех лет).
96. Нанизываем «бусы». Макароны или бельевые прищепки (а если есть, то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень удобно.