1.Организационный момент Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке 2.Актуализация знаний учащихся 3.Мотивация к учебной деятельности, определение целей, повторение пройденного материала. Цель: . | Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. Запишите, пожалуйста, число, классная работа. -Разминка. Исправь ошибки.(Слайд2) Летом Я была в городе. Краснодаре город краснодар. Расположен на берегу реки кубань. На улице красной есть. Поющие фонтаны и много цветов. Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие.(Слайд 4) мы совершим путешествие в один из городов страны МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение понятию. С какой самостоятельной частью речи мы с вами работали на предыдущих уроках? Правильно! Мы с вами отправляемся в город «Имя Существительное». На протяжении всего путешествия, вы будете зарабатывать рублики (приложение 4), а в конце вы сможете обменять их на оценку. (Слайд 5) - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять? 1.Мы прибыли с вами в город «Имя существительное» И первая улица, которую мы посетим «Теоретическая». (Слайд 6) Прежде чем путешествовать по другим улицам, мы с вами вспомним теорию. Мозговой штурм «Горячий стул».(Слайд 7) Каждый из вас, садясь на этот стул, должен ответить на 5 вопросов - Что такое существительное? -Сколько чисел имеет имя существительное? - Что такое склонение? сколько родов имеет имя существительное? Сколько падежей в русском языке? Критерии оценивания: «5» – 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3»- 2 ошибки. (Слайд 8) 2. Следующая улица «Опознавательная (слайд 9) Попробуем свои силы во втором испытании. Откройте учебник на страницу 78,найдите упражнение 560.Спишите первое предложение. Посчитайте, сколько существительных в предложении и назовите их. Какие пропущенные буквы вы вставили и почему? -Молодцы, ребята, продолжаем путешествие. 3. (Слайд 10). Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишне слово. Олень, дочь, мужчина . (род) Собака, книга, девочка. (одуш.) Москва, город, Россия. ( собств.) Песня, море, листопад. (склонение) Ключи, уроки, класс. (число) - Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения запишите рядом в скобочках. -Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи) -Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее».(Слайд11)(Приложение1)Задание: изменить по падежам имя существительное. Каждому дается листок со словом, ученики изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждает ученик, который первый выполнит задание. Слово стол. 4. Двигаемся дальше. Мы с вами приехали в парк, а там…(Слайд 12) -Посмотрите: на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные какие?(Нарицательные). Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными). -Молодцы! Ребята, у вас есть домашние животные? Как вы их называете? -Итак, не забываем, что наша прогулка по парку продолжается. -На столе лежат карточки, где записаны существительные. Вы должны их распределить по числам и определить род. В первый столбик вы прикрепите существительные единственного числа, а во второй столбик существительные множественного числа. (Слайд14)(Приложение2) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Записывают в тетрадь, исправляя ошибки. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.(Слайд 3) Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи Определяют цели: Обобщить и проверить знания по теме «Имя существительное». Каждый ученик садится на стул и отвечает на вопросы.Оцениваю свою работу. Работа удоски. Работа в тетради. Взаимопроверка (слайд10).(Парная работа) Отвечают на вопрос. Индивидуальная работа, на листах изменяют слово по падежам. Дают определение собственные-нарицательные. Отвечают на вопросы. Групповая работа. Проверка. |
5.Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | Мини-тест.(Приложение3) 1.На какие вопросы отвечают имена существительные? а) кто? что? б) что делает? что сделает? в) какой? какая? какие? г) как? каким образом? 2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. а) к 1 скл. б) ко 2 скл. в) к 3 скл. 3. В каком ряду все существительные одушевленные а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель. в)школьник, школа, одноклассник. 4. В каком ряду все существительные нарицательные а)поезд, газета, Москва б)Краснодар, город, Екатерина в)пейзаж, родина, семья. | Самостоятельная работа. Взаимопроверка по ключу. Ключ: а,б,б,в(Слайд16) |