СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.


Учитель русского языка и литературы: Быхкалова Мария Александровна

Класс: 5класс

УМК: Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова и др. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В  2 ч. - М.: Просвещение, 2023. 

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизациизнаний по теме «Имя существительное».

Форма урока: урок-путешествие.

Тема урока: Имя существительное.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Цель учителя: создание условий для деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Имя существительное»; организация деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Задачи урока:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные:строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени существительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь определять склонение, род и число имен существительных; уметь рассказать об имени существительном в форме рассуждения; определять падеж имен существительных; употреблять существительные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Раздаточный материал: презентация, карточки, листы для каждого ученика.

Методы работы: Проблемный, системно – деятельностный.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах, игровая.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель:

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке


2.Актуализация знаний учащихся










3.Мотивация к учебной деятельности, определение целей,

повторение пройденного материала.

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

.


Приветствие учащихся.

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

-Разминка. Исправь ошибки.(Слайд2)

Летом Я была в городе. Краснодаре город краснодар. Расположен на берегу реки кубань. На улице красной есть. Поющие фонтаны и много цветов.







Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие.(Слайд 4) мы совершим путешествие в один из городов страны МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение понятию.

С какой самостоятельной частью речи мы с вами работали на предыдущих уроках?

Правильно! Мы с вами отправляемся в город «Имя Существительное». На протяжении всего путешествия, вы будете зарабатывать рублики (приложение 4), а в конце вы сможете обменять их на оценку. (Слайд 5)

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?


1.Мы прибыли с вами в город «Имя существительное»

И первая улица, которую мы посетим «Теоретическая». (Слайд 6)

Прежде чем путешествовать по другим улицам, мы с вами вспомним теорию. Мозговой штурм «Горячий стул».(Слайд 7) Каждый из вас, садясь на этот стул, должен ответить на 5 вопросов
- Что такое существительное? 

-Сколько чисел имеет имя существительное? 
- Что такое склонение? 
сколько родов имеет имя существительное? 
Сколько падежей в русском языке? 

Критерии оценивания: «5» – 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3»- 2 ошибки. (Слайд 8)


2. Следующая улица «Опознавательная (слайд 9) Попробуем свои силы во втором испытании. Откройте учебник на страницу 78,найдите упражнение 560.Спишите первое предложение. Посчитайте, сколько существительных в предложении и назовите их. Какие пропущенные буквы вы вставили и почему?

-Молодцы, ребята, продолжаем путешествие.

3. (Слайд 10). Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишне слово.

  • Олень, дочь, мужчина . (род)

  • Собака, книга, девочка. (одуш.)

  • Москва, город, Россия. ( собств.)

  • Песня, море,  листопад. (склонение)

  • Ключи, уроки, класс. (число)

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения запишите рядом в скобочках. 

-Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

-Повторим название падежей и падежные вопросы. 

Игра «Кто быстрее».(Слайд11)(Приложение1)Задание: изменить по падежам имя существительное. Каждому дается листок со словом, ученики изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждает ученик, который первый выполнит задание. Слово стол.

4. Двигаемся дальше. Мы с вами приехали в парк, а там…(Слайд 12)

-Посмотрите: на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные какие?(Нарицательные). Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными).

-Молодцы!

Ребята, у вас есть домашние животные? Как вы их называете?

-Итак, не забываем, что наша прогулка по парку продолжается.


-На столе лежат карточки, где записаны существительные. Вы должны их распределить  по числам и определить род. В первый столбик вы прикрепите существительные единственного числа, а во  второй столбик существительные множественного числа. (Слайд14)(Приложение2)


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.





Записывают в тетрадь, исправляя ошибки. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.(Слайд 3)












Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи






Определяют цели: Обобщить и проверить знания по теме «Имя существительное».







Каждый ученик садится на стул и отвечает на вопросы.Оцениваю свою работу.








Работа удоски.






Работа в тетради. Взаимопроверка (слайд10).(Парная работа)











Отвечают на вопрос.

Индивидуальная работа, на листах изменяют слово по падежам.






Дают определение собственные-нарицательные.





Отвечают на вопросы.









Групповая работа. Проверка.


4.Физкультминутка

(Слайд15)Теперь отдохнём.Ребята, на какой вопрос отвечают одушевленные существительные? А неодушевленные? Если имя существительное одушевленное -встаем, если неодушевленное - садимся.

Дневник,ученик,ручка,парта,учитель,родитель,гимнастика,лампа,зарядка,юноша,моряк.



5.Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.




















Мини-тест.(Приложение3)

1.На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что? 
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие? 
г) как? каким образом?
2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. 
а) к 1 скл.
б) ко 2 скл.
в) к 3 скл.

3. В каком ряду все существительные одушевленные

а)Киев, житель, народ

б)музыкант, казак, учитель.

в)школьник, школа, одноклассник.

4. В каком ряду все существительные нарицательные

а)поезд, газета, Москва

б)Краснодар, город, Екатерина

в)пейзаж, родина, семья.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка по ключу.


Ключ: а,б,б,в(Слайд16)
























6.Обобщение полученных знаний.

(Слайд17)

-Ребята, давайте теперь обобщим наши знания, создадим кластер. Что мы знаем об имени существительном?

Учащиеся отвечают на наводящие вопросы. Участвуют в создании кластера.(Групповая)

7.Домашние задание


7.1. Подведение итогов.Рефлексия.







Упр. 561 или упр. 560 с 4-8 предложение.


-Наше путешествие подходит к концу.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Вы хорошо поработали. Я вами довольна. Быстренько посчитайте свои рублики.

20 и выше –«5»

15-13 «

10 и ниже «3»(Отметки за урок). Но лучшая награда для вас – знания, которые сегодня вы получили на уроке.




Проводят самоанализ.