СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании.  

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения»

Подготовил учитель-логопед : Бова И.П. МБДОУ д/с ОВ №6

Тема: Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС

Дата:20.11.2015г.

Задачи:

1.Формирование полноценной звуковой стороны речи.

2.Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

3.Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4.Развитие связной речи.

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре общеобразовательной программы ДОУ .

На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной деятельности с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности специалиста. Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

  1. Этап конструирования.

  2. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка


5.Этап завершающая диагностика. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реализовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения

Ф. И. ребёнка __________________ период ----------------------




Определение содержания коррекционной развивающей работы

Ожидаемый результат

Реализация родителями

Формы работы

логопед

воспитатель

Развитие общей моторики, развитие статической и динамической организации движений

Развитие произвольной моторики пальцев рук Развитие артикуляционной моторики


Игры с пальчиками , сопровождающиеся стихами и потешками

Специальные упражнения без речевого сопровождения

Самомассаж кистей рук


Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Положительной переключаемости движений, достаточную ориентировку в пространстве, удовлетворительную двигательную память


Выполнение рекомендуемого комплекса упражнений

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза

Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой и введением их в предложения.

Закрепить представления о твердости—мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

Продолжать работу над четкостью дикции



Четкое произношение слов со сложной звукослоговой структурой в предложениях и в свободной речи

Свободное владение представлениями о твердости-мягкости звуков. Самостоятельная дифференциация звуков по акустическим признакам

Работа по заданию специалиста, консультации в присутствии ребенка

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем по лексическим темам :­­­ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Иметь четкие представления по данным лексическим темам. Знать не менее 5-6 существительных из каждой темы.

Самостоятельный подбор слов -антонимов в игре «Скажи наоборот»

Самостоятельное составление сравнительного описательного рассказа двух предметов

Использование в свободной речи слов КОГДА, ПОТОМУ ЧТО

При составлении сложноподчиненных предложений

Работа по заданию специалиста, консультации в присутствии ребенка











Развитие пространственно-временных представлений

Закрепить понятия о временах года, осенних месяцах и днях недели

самостоя­тельно называть времена года , месяцы и дни недели




Развитие основных мыслительных операций , навыков соотносительного анализа навыков группировки и классификации

Работать над исключением стереотипного мышления

Сформировать наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое МЫШЛЕНИЕ



Грамота

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слогов, слов

Научить разгадывать ребус


Научиться различать правильное написание букв

________________________

Самостоятельное или с помощью взрослого составление ребуса

Работа по заданию специалиста, консультации в присутствии ребенка


Формирование обобщенных

представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

Совершенствовать навык распознавания и

преобразования геометрических фигур

САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗЛИЧАТЬ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ









Развитие слухового внимания и памяти

Работать над развитием слухового внимания

Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: ЗРИТЕЛЬНОЙ,СЛУХОВОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ; ОБЪЁМА И ДОЛГОВРЕМЕННОСТИ. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

Повысить объём памяти, запоминание 6-8 слов


Развитие комбинаторных способностей






Развитие и коррекция произносительной стороны речи

Автоматизация звуков------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- в сложных словах со стечением согласных, предложениях.

Дифференциация в словах и свободной речи

ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЗВУКИ ПРАВИЛЬНО

Работа по заданию специалиста, консультации в присутствии ребенка

Развитие связной речи


Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Самостоятельно составлять рассказ, полностью передавая содержание текста


Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трёхсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.

8.Трёхсложные слова со стечением согласных.

9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Ритмический рисунок и звуконаполняемость воспроизводить правильно