«Инновационные и актуальные подходы
в коррекционной работе для обучающихся с ОВЗ»
В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей с ОВЗ.
Новые потребности общества, новые задачи коррекционных учреждений обусловливают необходимость исследования путей и средств совершенствования образовательных и воспитательных систем в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ежедневной работе с детьми с ОВЗ педагоги сталкиваются с такими проблемами как: невнимательность, неусидчивость, низкий уровень работоспособности и познавательной деятельности, отвлекаемость, особенности моторики, речевой сферы, неспособность к планированию своей деятельности и т.д. Зачастую учителя, воспитатели и родители связывают данные проблемы с особенностями эмоционально-волевой сферы, т.е. с ленью, слабоволием. На самом деле ученые доказали, что причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и таким детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы для дальнейшего успешного развития и обучения.
Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные образовательные технологии:
Педагогическая общественность осознает, что учитель, применяя здоровьесберегающие технологии может добиться высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и укрепление здоровья ребенка на всех этапах обучения.
Приведу примеры здоровьесберегающих технологий на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение исторических экскурсиях и отступлений, снимают эмоциональное напряжение. Игровые задания, например, для обобщения темы, можно предоставить виде рекламы. Этот прием позволяет решить сразу несколько задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Это стимулирует положительное отношение к предмету даже у детей со сниженными познавательными потребностями, и повышает восприимчивость к информации.
Создание благоприятного психологического климата
Одним из важнейших аспектов урока является психологический комфорт, который может создавать педагог, стремящийся к раскрытию способности каждого ученика. Приемы создания благоприятного психологического климата: доброжелательная обстановка, доверие, психологическая поддержка и внимание каждому ученику, эмоциональное подкрепление познавательного интереса, опора на жизненный опыт, поощрение и ситуации успеха, уместный юмор и яркие наглядно-образные представления.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, и направлено на выполнение таких задач как создание атмосферы заинтересованности в работе класса и формирование положительной «Я-концепции» подростка. Применение специального дидактического материала и игр, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбрать вид и форму материала, способствует возникновению у детей с низким и средним темпом устойчивой мотивации к более быстрому и качественному выполнению заданий.
Технология раскрепощенного развития детей
К числу здоровьеразвивающих технологий следует отнести «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарновым. Занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой, тем самым охраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка . Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий , расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глаз, головы и туловища, выполняются в свободной позе и базируются на зрительно-поисковых стимулах.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Метод учебных проектов
Метод обучения, ориентирован на творческую самореализацию личности учащихся и развитие их интеллектуальных и волевых качеств.
Метод использования мультимедиа
Мультимедиа является средством познания на различных уроках. Она позволяет учителю в доступной форме изложить материал ученику, помогает детям с ОВЗ развивать их коммуникативные способности и информационную грамотность.
Технологии компенсирующего обучения
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мультимедийных ресурсов
Современные темпы информатизации образования и развитие Интернета открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм будет являться дистанционное обучение.
Вывод: сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения. Коррекционно-развивающие технологии должны содержать в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ.