СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для учителя по использованию игровых технологий на уроках обучения грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте.»

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте.

«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Работаю в школе более тридцати лет. Все эти годы старалась сделать свои уроки познавательными и интересными. А для того, чтобы ребята шли с радостью в школу, на своих уроках я использую игровые технологии.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже учебного предмета;

  • как элемент более обширной технологии;

  • в качестве урока или его части;

  • как технология внеклассной работы.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным преимуществом – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая деятельность, используемая учителем, может выполнять следующие функции:

  • развлекательную (пробуждение интереса).

  • коммуникативную (освоение диалектического общения)

  • игротерапевтическую (преодоление трудностей)

  • диагностическую (самопознание в процессе игры)

  • коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей)

  • самореализации (одна из основных функций игры). Человеку игра важна для реализации себя как личности. В этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

  • социализации (усвоение норм человеческого общежития)

Использую игровую технологию на всех предметах, т.к. игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового.

Больше всего игровых ситуаций и игр использую на уроках обучения грамоте. Я считаю, что это уроки, с которых начинается любовь или нелюбовь к школе. Именно на этих уроках первоклассник должен испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей, но для этого он должен включиться в их решение. Вот тут игра и становится незаменимым помощником учителя.

Конечно же игра должна отвечать определённым требованиям.

Одно из них, что до начала игры ребёнок что-то не умел, а к концу игры этому научился. Игра также способствует освобождению от грусти, злости, страха. Она позволяет ребёнку с одной стороны быть самим собой, а с другой – быть «другим». Здесь можно использовать такие игры, как «Глаза в глаза», «Разговор с руками».

Игра «Глаза в глаза».

Цель. Развивать в детях чувство симпатии; подготавливать к эмоциональному восприятию речи учителя на уроках, учить передавать интонацией содержание текстов при чтении и т.д.

Ход игры:

Соседи по парте берут друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза и пробуют молча передать разные эмоциональные состояния, предлагаемые педагогом. «Мне весело», «Я грущу», « Я рассержен» и др.

Игра «Разговор с руками».

Цель. Научить детей контролировать свои действия.

Ход игры. Ребёнок обводит на листе бумаги свои ладони. Потом ему предлагается оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, и т.д. Затем предлагается провести беседу с руками – спросить:

  • Кто вы, как вас зовут?

  • Что вы любите делать?

  • Что у вас плохо получается? Почему?

  • Как я могу вам помочь?

Заканчивается игра тем, что руки обещают делать только добрые дела, стараться писать красиво.

Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»). На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками). Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Наборщик» - составить все возможные слова из букв предложенного слова. На наборном полотне из букв разрезной азбуки составлено слово, дети его прочитывают. Затем предлагается из этих букв составить новые слова, например, из слова «магазин» (маг, газ, Зина).

Игра «Придумай слова со звуком». Детям предлагается придумать слова с заданным звуком. Простой вариант игры – без указания местоположения звук в слове, более сложный – придумать слова с заданным звуком (в начале слова, в конце, в середине).

"Кто больше" (придумайте слова, начинающиеся со звука "б" "б")

береза, булка, баран, бочка, бабочка.

Игра «Пирамида» (деление слов на слоги).

Цель игры: упражнять детей в определении количества слогов в словах. У каждого ребенка игровое поле – изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата – для трехсложных слов, выше – 2 квадрата – для двухсложных слов м наверху один квадрат – для односложных слов.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок, для этого нужно произнести слово по слогам и определить, куда положить картинку.

"Доскажи словечко", "Звук заблудился", "Рифма", "Буква потерялась", "Слово рассыпалось", "Дополните слово", "Найдите лишнее", "Анаграмма", "Грамматическая арифметика", "Наоборот", "Замена буквы в слове", "Распространение, наращивание, сокращение предложений"



Также я использую в своей практике уроки-путешествия.

Урок-путешествие – это часть жизни ребёнка. На уроках обучения грамоте, путешествуя, т.е. играя, дети учатся говорить и слушать, наблюдать, логически мыслить, творчески подходить к решению различных ситуаций.

Такие уроки дают ученикам возможность оказаться в тех или иных ситуациях, позволяют им принять самостоятельные решения. Это может быть путешествие в лес, в космос, в сказку, в цирк т.д. На этих уроках дети выбирают себе вид транспорта и с помощью счётных палочек, геометрических фигур составляют его на своих партах. Индивидуально ребёнок может работать на интерактивной доске. При этом идёт работа над звуком. Например, дети подражают полёту самолёта (у – у – у), едущей машине (ж – ж – ж).

На уроке обучения грамоте можно использовать «обучение» с помощью литературных персонажей. Например: Чебурашка присылает письмо детям: «Здравствуйте, ребята, Вот и осень пришла. Учительница встретила вас в светлом классе. Вы - теперь ученики. (Читается без пауз и интонации.)

- Поняли, что написал Чебурашка?

- А теперь послушайте, как это письмо прочитал Крокодил Гена. (Читается текст с соблюдением пауз)

Таким образом, вводится понятие «предложение». Для закрепления изученного материала каждый персонаж может рассказать свою историю, а ребята помогают героям в ходе рассказа и отделяют каждое предложение при помощи хлопков, сигнальных флажков и т.д.

Игру использую и при объяснении нового материала, и при его закреплении. При отработке навыков чтения, а также для развития речи и т.д.

Подача учебного материала в игровой форме способствует поддержанию у ученика интереса к предмету в течение всего урока.

Большую помощь в организации игровой деятельности оказывает использование компьютерных технологий. Так, в программе «Школа России», по которой я работаю, к урокам по обучению грамоте есть электронное приложение, которое позволяет отрабатывать навыки работы со звуком и буквой, слогами, схемами слова, предложениями и текстами. Любят дети работать на интерактивной доске: рисовать, раскрашивать, обводить, дописывать, и т.д. Горящие глаза детей во время игры, и их слова о том, что урок быстро закончился, заставляют меня использовать игровую технологию снова и снова.

Чтобы процесс овладения грамотой был доступным, увлечённым, игра должна обязательно присутствовать на уроке. Только она может сделать трудное – лёгким, а скучное – интересным.





«Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте в 1 класс

 

Тема: Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте в 1 класс

 

 

Цель: Представить игровые методы обучения на уроках обучения грамоте.

Задачи:

1) распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий;

2)совместная отработка методов и приемов.

«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного

Поступая в школу, самым главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.

Работая учителем начальных классов, убедилась в том, что именно

игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал, делают процесс обучения занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение и в своей работе стала использовать именно данный способ.

Использование в учебном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровых технологий.

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.

Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.

Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

-дидактическим целям;

-организационной структуре;

-возрастным возможностям их использования;

-специфике содержания

По характеру педагогического процесса бывают:

-обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:

-предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,

игры-драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Все нижеперечисленные игры я использую в работе с детьми на уроках обучения грамоте.

Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.

Например (А О У Р), (М П А К) и др.

Игра «Найди и подчеркни».

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»). На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками). Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Наборщик» - составить все возможные слова из букв предложенного слова. На наборном полотне из букв разрезной азбуки составлено слово, дети его прочитывают. Затем предлагается из этих букв составить новые слова, например, из слова «магазин» (маг, газ, Зина).

Игра «Придумай слова со звуком». Детям предлагается придумать слова с заданным звуком. Простой вариант игры – без указания местоположения звук в слове, более сложный – придумать слова с заданным звуком (в начале слова, в конце, в середине).

"Кто больше" (придумайте слова, начинающиеся со звука "б" "б")

береза, булка, баран, бочка, бабочка.

Игра «Пирамида» (деление слов на слоги).

Цель игры: упражнять детей в определении количества слогов в словах. У каждого ребенка игровое поле – изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата – для трехсложных слов, выше – 2 квадрата – для двухсложных слов м наверху один квадрат – для односложных слов.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок, для этого нужно произнести слово по слогам и определить, куда положить картинку.

"Доскажи словечко", "Звук заблудился", "Рифма", "Буква потерялась", "Слово рассыпалось", "Дополните слово", "Найдите лишнее", "Анаграмма", "Грамматическая арифметика", "Наоборот", "Замена буквы в слове", "Распространение, наращивание, сокращение предложений"

"Найдите слова"

б_ _ _а

"Подберите пару" (поставьте стрелочку к подходящему по смыслу слову)

Предлагаю вам разделиться на 2 группы и поиграть в некоторые игры.

Составьте по аналогии схемы-рисунки к словам, которые у детей вызываютзатруднения.

БЫЧТР__

В_Р_НА

П_СУДА

ЯБЛ_К_

М_РОЗ

Р_МАШКА

Теперь поиграем в игру "Путаница"

СМТОЫ

НЫБТИ

УГЬШЛ

ХОУПЛ

СВЬОА

ФОТАК

ПАШАК

Игра "Найди пару"

ЗЛОЙ КАБАН СИДЕЛ НА ВЕТКЕ

ПАРОХОД ТОМИЛСЯ В КЛЕТКЕ

СОЛОВЕЙ ТОЧИЛ КЛЫКИ

ДИКОБРАЗ ДАВАЛ ГУДКИ

КОШКА ФИЗИКУ УЧИЛА

МАША ХВОСТИК СВОЙ ЛОВИЛА

БУРАТИНО ШИЛ ШТАНЫ

А ПОРТНЯЖКА ЕЛ БЛИНЫ

ЁЖ НАКРЫТ К ОБЕДУ БЫЛ

ЧИЖ УСАМИ ШЕВЕЛИЛ

РАК ЛЕТАЛ ПОД ОБЛАКАМИ

СТОЛ ГОНЯЛСЯ ЗА МЫШАМИ

ЧАЙНИК ПРЫГАЛ ВО ДВОРЕ

МАЛЬЧИК БУЛЬКАЛ НА КОСТРЕ

"Головоломка"

Секретный приказ

Лишь буквы - те, что в этих строчках

Даны не более, чем раз, -

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э

Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М

Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я Ч З

Ответ: будь врагом лени.

Эта работа интересна детям. Участвуют все обучающиеся, а это очень важно.