Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
Дом детской культуры (искусств) «Радуга»
«Использование инновационных технологий
по изобразительной деятельности
с целью улучшения качества
обучения учащихся»
(из опыта работы)
Педагог дополнительного образования:
Шепелева М.Б.
2017 г.
Слайд 1
Тема моего выступления из опыта работы:
«Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью улучшения качества обучения учащихся»
Слайд 2
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое и необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Моя задача как педагога учреждения дополнительного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Применение инновационных технологий позволяют педагогу идти в ногу со временем.
При планировании занятий стараюсь применять современные и инновационные формы и методы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу обучения
Изобразительная деятельность приносит много радости детям.
Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно - изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа
Считаю замечательным высказывание А.Чехова «Кто испытал наслаждения творчеством, для того все другие наслаждения уже не существуют»
Слайд 3
Целью моей инновационной деятельности
является развитие художественно – творческих способностей детей посредством нетрадиционных изобразительных техник.
Слайд 4
Для осуществления цели ставлю перед собой задачи
- приобщение детей к миру искусства через собственное творчество и освоение нетрадиционных техник;
- создание атмосферы доверия и заинтересованного детского творчества
- формирование творческих способностей у детей в создании художественных выразительных образов; - развитие умений и навыков различных приемов ИЗО
- развитие самостоятельности, активности, ответственности за выполненную работу
Слайд 5
Как же завоевать внимание учащихся на занятиях?
Очень важно продумать и задавать интересные вопросы, требующие размышлений. Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, важно завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на занятии , показать картинку, рассказать небольшую историю или прочитать стихотворение, связанное с поставленной темой.
Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, предлагаю поиграть, использую элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.
Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка.
Для этого стараюсь подобрать какой-то предмет, относящийся к теме занятия, и принести его в коробке или сумке. Это отличный метод заставить учащихся делать прогнозы – и может привести к прекрасному обсуждению или выполнению рисунка или поделки.
Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Слайд. 6
Какие же нетрадиционные техники работы я применяю на занятиях?
В учебный процесс я включаю самые необычные средства изображения: размазывание краски пальчиками, рисование с помощью ладошек, рисование воском, песком, солью, нитками, пластилином, а также комбинирую разные материалы: расческу, зубную щетку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками +рисование ватными палочками + набрызг).
Слайд. 7 Слайд. 8 (Фото с работами)
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов:
а вот пальчиком да в краску.
Часто на занятиях использую элементы технологи ТРИЗ( теория решения изобретательских задач) Это:
Дети, познакомившись с разными изобразительными техниками, самостоятельно смешивают краски, получают оттенки, создают неповторимые рисунки.
Этими техниками работы я занимаюсь в основном с детьми дошкольного возраста, хотя и детям постарше это тоже интересно
Дети учатся рисовать карандашами и красками, лепке из пластилина и соленого теста, выполнять сюжеты в технике аппликации,
Инновационный подход в обучении детей дошкольного возраста состоит в том, что на занятиях дети получают знания и умения в использовании различных техник.
На занятиях использую игровые приёмы:
- начинаю занятия с упражнения-разминки с карандашом или кисточкой
- ниточка просит Кисточку научить её рисовать
- Мадам Клякса приходит в гости. Игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо.
Очень интересную технику нам показали на курсах: педагоги провели мастер - класс рисование из кляксы с помощью трубочек. Постараюсь применить эту технику с детьми на занятиях
Применение игровых технологий дает возможность детям самостоятельно создавать изображение, отражая в них личное восприятие окружающего мира, заинтересовать ребёнка процессом художественного творчества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Слайд. 9
К инновационным технологиям отношу и такие нетрадиционные техники работы как– квиллинг, оригами, айрис-фолдинг, декупаж, коллаж, которыми мы занимаемся с учащимися объединений. Дети увлеченно работают с разными материалами, создавая интересные поделки.
Об этих техниках творчества я хочу вам немного рассказать
Слайд. 10
Техника «Квиллинг» это — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги
Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Эта техника способствует развитию творческой активности, Занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно, для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
Слайд. 11
К инновационной форме работы отношу и технику – оригами . Это японская техника – складывания бумажных фигурок из бумаги интересна детям тем, что из простого листа бумаги получаются удивительные поделки.
Занятия оригами соединяю с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Детям нравится заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда получается что-то - хуже, лучше, не важно, зато свое.
Эта техника развивает у детей моторику рук, память, внимание, усидчивость.
Слайд. 12 Слайд. 13 фото
Айрис -Фолдинг – это техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали или если перевести с английского «радужное складывание».
Занятия айрис-фолдингом помогают развивать у детей внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление. Они с удовольствием занимаются этим видом творчества
Слайд. 14
Декупаж - это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей Этой техникой мы с детьми занимаемся, используя бумажные салфетки для декорирования различных предметов Дети особенно любят выполнять в этой технике поделки для подарков и украшения интерьера.
Техника декупаж развивает у детей цветовое восприятие и фантазию, внимание и усидчивость во время вырезания рисунков и мотивов, знакомя их с орнаментами и узорами.
Слайд. 15
Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов.
Занятия этой техникой развивают не только умение и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по новому взглянуть на привычные предметы и материалы. Н а их основе дети создают свой собственный сюжет.
Слайд. 16 фото ( коллективная работа)
При создании коллективной работы «У бабушки в деревне» на муниципальный конкурс в номинации «Композиция» детьми самостоятельно выбран сюжет, использовались различные техники: декупаж, лепка из соленого теста, аппликации из ткани и бумаги, раскрашивание красками. Работа детей получила высокую оценку
( Диплом 1 степени)
Слайд. 17
В процессе работы я пришла к выводу, что:
Изобразительная деятельность является для детей одним из самых интересных и увлекательных занятий;
в процессе изобразительной деятельности совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности;
наиболее эффективными на занятиях ИЗО, как условие творческого развития, являются современные и инновационные формы и методы работы.
Считаю: традиционные методы обучения, используемые на занятиях вынуждают детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности, а новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, его фантазии и в результате получаются удивительные предметы, которые самое главное приносят детям полное удовлетворение.
Слайд. 18
Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве являются:
- овладение новыми способами художественных изобразительных техник;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- активность и самостоятельность детей в творческой деятельности;
- активное участие в конкурсах различных уровней
Слайд. 19 - Слайд 20
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Рисуют дети на стекле
И на бумаге… Пусть рисуют!
И радость детства на Земле
Пусть навсегда восторжествует!
Слайд. 21 Спасибо за внимание