ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сибирякова О.В.
Иркутск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №24
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи. Вопросы улучшения физического образования в современной школе, поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, воспитанию личностных качеств, формированию умений и навыков безопасного поведения являются одними из приоритетных направлений в образовательной деятельности по физическому воспитанию [1].
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для школьников. Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Одним из его направлений является спортивный туризм. Спортивный туризм представляет собой туристско-спортивные мероприятия, связанные с организацией и проведением туристских маршрутов, туристских слетов и соревнований в природной среде и на искусственном рельефе, на любых технических средствах и без таковых, с познавательными, оздоровительными, спортивными, образовательными и другими средствами. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки, умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий и др.[2]
Использование элементов туризма способствует повышению интереса к урокам физической культуры, является составной частью здоровьесбережения, нравственного развития личности. Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, функциональное состояние многих физиологических систем.
Многолетний опыт в школе, в качестве учителя физической культуры и педагогом дополнительного образования по туризму научил меня подходить к построению урока творчески и нетрадиционно.
Главным принципом уроков физической культуры с элементами туризма в школе является направленность на развитие индивидуальных способностей ребёнка, поддержание у него положительного эмоционального состояния. В достижении этой цели незаменимую роль играют игры, эстафеты туристской направленности. Уроки физической культуры с использованием средств туризма имеют свои особенности.
Во-первых, в содержание таких уроков должно быть включено выполнение разнообразных физических упражнений, расширение знаний о природе, формирование бережного отношения человека к ней.
Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов туризма, должен иметь единую сюжетную линию и предполагает широкое использование игровых форм, что обеспечивает повышенный интерес и осознанную потребность в физических упражнениях.
В-третьих, данные уроки в основном проводятся на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную. [3].
С 2012 года я применяю элементы спортивного туризма на уроках физической культуры через интеграцию содержания с разделами по легкой атлетике, гимнастике, лыжной подготовке включая в урок разнообразные упражнения по формированию навыков туризма.
Осуществляя дифференцированный подход, для детей, имеющих временный отвод от занятий, даются задания, не требующие физического напряжения: вязка узлов, работа с картами по спортивному ориентированию и т.д.
Комплексы упражнений по туризму, применяемые на уроках:
Упражнения, предназначенные на развитие силы:
- лазание по веревочной лестнице, прикрепленной к перекладине. Высота подъема варьируется в зависимости от физической подготовки учащихся;
- подтягивание на веревке различного диаметра;
- прохождение этапа «вертикальный маятник»;
- выпрыгивания на гимнастической скамейке. Учащиеся одевают рюкзак с набивным мячом и выполняют выпрыгивания, по очереди ставя правую и левую ногу на скамейку.
Упражнения на развитие координационных способностей:
- прохождение этапа «параллельные перилла»;
- прохождение этапа «горизонтальный маятник»;
- прохождение «бабочки». Две натянутые параллельные веревки стянуты посередине карабином. Необходимо перейти с одной стороны веревки на другую;
- переход по бревну. Учащиеся преодолевают мнимую водную преграду, проходя по тонкой части гимнастической скамейки. Задание можно усложнить, добавив рюкзак с набивным мячом.
Упражнения на развитие гибкости:
- скалолазание. Подъем по шведской стенке, используя только обозначенные цветным скотчем перекладины;
- преодоление «завала». Используются разновысокие легкоатлетические барьеры, расставленные в хаотичном порядке, под которыми нужно пролезть.
Упражнения на развитие выносливости:
- задание на нахождение нескольких контрольных пунктов (ориентирование),
- Полоса препятствий (параллельные веревки, маятник, «болото» и т.д.).
Упражнения на развитие скоростных качеств:
- бег по шведской стенке;
- эстафетный бег с использованием туристских элементов (с пристегиванием туристического карабина, завязыванием узлов, перемещением туристического рюкзака и т.д.);
- «бег по кочкам».
Для решения конкретных задач повышения уровня физической
подготовленности обучающихся используют следующие методы физического
воспитания:
дистанционный метод (метод непрерывного длительного
упражнения);
интервальный метод (выполнение упражнений со строго
дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха);
круговой метод (последовательное выполнение упражнений,
воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы,
по типу непрерывной или интервальной работы);
переменный метод (метод, характеризующийся непрерывным
двигательным режимом с изменением скорости или мощности работы или
чередованием упражнений);
повторный метод (длительность интервалов отдыха планируется по самочувствию спортсмена);
равномерный метод (метод, характеризующийся непрерывным
длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями);
соревновательный метод (использование соревнований в качестве
средства повышения уровня подготовленности спортсмена) [4].
В процессе школьного обучения все больше применяются не
использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).
Во внеурочной деятельности работа ориентирована на сотрудничество с учащимися, на создание ситуации успешности ребенка, взаимопомощи в преодолении трудностей, а также на то, что способствует самовыражению ученика, а сочетание разных форм работы по направлениям туристической деятельности (спортивный туризм, походы, ориентирование) позволяет повысить заинтересованность учеников и добиться определенных результатов.
В рамках Десятилетий детства в России 2018 – 2019 уч. год объявлен «Годом детского туризма». Целью Года детского туризма, стала «популяризация детского туризма в России, создание условий для занятий детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России». Спортивный туризм включён в программу Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».
В настоящее время актуальным является использование элементов туризма на уроках физической культуры, с целью подготовки учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Уроки по спортивному туризму доступны любому учителю по физической культуре. Они не требуют специальной подготовки, многочисленного туристского оборудования, но позволяют, используя педагогический потенциал туризма, решать многие образовательные задачи с детьми школьного возраста, создают положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих чувств в процессе общения, каждый участник группового общения остается во внимании остальных, происходит самовыражение личности, поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции, что позволяет им чувствовать себя уверенно и ощущать свою значимость.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 2013.
2. Куликов B.M., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Изд. второе, дополненное. 2014. - 72 с.
3. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2014. -352 с.
4. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЦДЮТиК, 2013. - 600 с.