ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»
Выступление на заседании МО классных руководителей
"Использование инновационных технологий в системе воспитательной работы "

Подготовила учитель
высшей квалификационной категории
Назакова В.Э.
2017-2018 учебный год
Работая с детьми с особыми потребностями в обучении и воспитании, классный руководитель специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида должен, прежде всего, решать специфические проблемы детей, а именно: проблемы в поведении, низкий уровень социализации, нарушение динамики психических процессов, нарушения познавательной сферы, отношения в семье. С другой стороны наше общество накладывает на школу новые стандарты, изменяется портрет выпускника школы. Современному обществу нужны образованные предприимчивые люди, умеющие применять свои знания на практике.
В воспитании используются традиционные методы обучения и инновационные. Все они должны соответствовать следующим требованиям: стимулировать большую самостоятельность детей, иметь четкую структуру, выделение выводов, содержать достаточное количество наглядного материала, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, опираться на ранее усвоенный практический опыт, быть интересными для детей, вызывать положительные эмоции.
Одними из главных задач являются: формирование социальной компетентности обучающихся, развитие их творческого потенциала, формирование нравственных отношений в коллективе, способность к сотрудничеству.
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.
Технология дидактической игры.
Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.
Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, национальная, спортивная, читающая)семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
Используя игровые технологии, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Технология организационно-деятельностной игры (ОДИ)
Организационно-деятельностная игра - игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.
Целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.
ОДИ считают играми на развитие, методологизацию мышления, выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности. ОДИ развивает способность к действиям в широкой, с зыбкими границами области, приучает к коллективной мыслительной деятельности, осуществляет перестройку мышления участников. Она отличается от деловой игры тем, что проводится более продолжительное время (как правило, в течение пяти дней), предполагает участие широкого круга организаторов: режиссера, сценариста, методологов и игротехников, обязательное и широкое использование рефлексивных методик.
Управление организационно-деятельностной игрой требует от организаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготовки и проведения.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии. (создание сайтов, банки идей, видеосюжеты, Интернет, медиотеки) Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивной, так как она обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Эту технологию можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.
Технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание.
В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.
Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:
осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
рефлексия всего события;
свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» с социальными нормами;
мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу
Воспитатель специально выстраивает «ситуацию анализа очередной ссоры»:
задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Разбор ситуаций помогает учащимся прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.
Детям можно предложить ролевую игру. Один из учеников выполняет роль учителя, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке или на перемене, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа на классных часах помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.
Тьюторство как педагогическая технология
Именно тьютор учит ребёнка учиться. С точки зрения педагогической науки, тьютор – фигура, занимающаяся индивидуализацией (он выстраивает индивидуальные образовательные программы: ставит задачи, обсуждает возможные варианты исследования, выбирает способы, планирует результаты). Всё остальное – работа ученика.
Если обычный учитель работает ответами, преподнося готовый материал, то тьютор работает вопросами (что? почему? зачем? как? каков результат? и др.). Его цель – самостоятельная деятельность ребёнка, в результате которой тот до всего должен дойти сам. Тьютор работает с картой интересов отдельного ребёнка. И здесь особенно важно узнать его увлечения, способности, возможности и интересы.
Фигура тьютора многогранна: он и организатор (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» - облегчать). Чтобы учение не несло ученику и психологический, и физический вред (к сожалению, мы сейчас больше говорим о перегрузках школьников, чем делаем что-либо для изменения ситуации), тьютор как раз обязан следить за оптимальным распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия: нацеливать на создание положительного образовательного результата, поддерживать и поощрять ученика).
Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней вы, наверное, узнали знакомые всем методы и приёмы личностно-ориентированного и проблемного обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации.
Но особо в тьюторской педагогике следует отметить:
- деятельностный подход (что особенно актуально для подросткового возраста, когда ребёнок желает самостоятельно действовать, а не слушать);
- использование исследовательских технологий (умение увлечь, вызвать интерес, поддержать его и направить в направлении реализации, причём интерес должен быть социально-значимым);
- широкое применение проектного метода (тьютор проходит вместе с учеником все стадии: организует проектирование, разрабатывает и реализует проект, оценивает результаты и последствия реализации проекта). Метод проектов уместен потому, что это «целевой способ так относиться к детям, чтобы пробуждать в них лучшее, а затем позволять им поверить в себя как можно сильнее». Именно эта мысль лежит в основе тьюторства. В своей практике многие из нас уже используют элементы тьюторской технологии (элективные курсы, исследовательские работы, рефераты и др.).
Хотя в тьюторстве есть немало положительных сторон (позволяет раскрыть в ребёнке лучшее, заставляет поверить его в свои возможности, учит самостоятельности, практическому подходу к жизни и др.), в нашей стране оно приживается трудно по нескольким причинам:
- это дорогостоящая педагогика (а всем известно, как финансируется наше образование);
- отсутствие подготовленных кадров (проблема в том, где и как готовить тьюторов);
- усложняет процесс обучения (создание индивидуальных образовательных программ, отказ от общеобразовательных учебных планов и др.).
Все вышеперечисленные методы и технологии помогают адаптации обучающихся к повседневной жизни.