Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение - Гимназия села Чекмагуш
муниципального района Чекмагушевский район
Республики Башкортостан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка
Тип проекта:
долгосрочный
СОДЕРЖАНИЕ:
| Краткая аннотация проекта |
| Обоснование необходимости проекта |
| Цели и задачи проекта |
| Основное содержание проекта 4.1 Технология применения интерактивных методов обучения английскому языку с целью повышения мотивации и качества образования 4.2 Интерактивные методы обучения |
| Ресурсное обеспечение педагогического опыта |
| Партнеры |
| Целевая аудитория |
| Этапы реализации проекта |
| План реализации проекта |
| Ожидаемые результаты и социальный эффект |
| Перспективы дальнейшего развития |
| Список литературы |
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования интерактивных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, успешной социализации выпускников.
Реализация проекта основана на исследовании эффективности использования интерактивных методов обучения для повышения мотивации студентов к изучению английского языка, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-производственной деятельности, успешной социализации выпускников.
В проекте представлены цели, задачи проекта, технология применения интерактивных методов обучения английскому языку с целью повышения мотивации и качества образования, основные интерактивные методы обучения английскому языку, ресурсное обеспечение педагогического опыта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, ожидаемые результаты и социальный эффект, перспективы дальнейшего развития по созданию условий, направленных на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
В проекте ставится цель, задача проекта, технология использования интерактивных методов изучения английского языка с целью мотивации и качества образования, основные интерактивные методы обучения английскому языку, ресурсная поддержка педагогического опыта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, стремление к результату и социальному эффекту, угроза острого развития различных состояний, направленных на формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.
Исследованием охвачены учащиеся 7-8 классов, их родители и классные руководители.
В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, представлены результаты анкетирования, результаты учебной деятельности, материалы, используемые в обучении.
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений.
Изучение иностранного языка в образовательном учебном процессе представляет собой этап практического владения языком. При этом в качестве одной из основных задач обучающихся коммуникативных умений.
Школьное образование в наше время учитывает большой интерес в потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ученика. Однако такой подход не вызывает у детей желания основательно заниматься изучением иностранного языка.
Как учителю английского языка, такое положение вещей стало серьезной проблемой для меня. Наша гимназия находится в сельской местности. Родители учащихся не имеют высоких доходов и поэтому у них нет возможности выезжать заграницу или получать образование за рубежом. И к тому же, многие дети не видят перспектив получения высшего образования и трудоустройства с необходимым знанием иностранного языка. Эта проблема натолкнула меня на то, что я решила разобраться в данной ситуации и создать условия для повышения мотивации школьников к изучению иностранного (английского) языка.
Проанализировав ситуацию в нашей гимназии я решила создать образовательный проект, целью которого является исследование влияния интерактивных методов обучения на повышение уровня мотивации школьников и качества знаний.
Чтобы решить эту проблему, мною была проведена диагностика по отслеживанию уровня мотивации к изучению предмета «Английский язык» по следующим параметрам:
- заинтересованность в усвоении английского языка;
- престиж в знании языка;
- влияние семьи на необходимость изучения языка;
- роль учителя и методов обучения в преподавании предмета.
В сентябре 2021 года мною был проведен опрос учащихся и их родителей. Согласно результатам опроса, практически все родители убеждены в том, что в наши дни необходимо знать английский язык. Только 30% детей действительно сами заинтересованы в изучении иностранного языка.
Некоторые родители отмечают отсутствие интереса к изучению английского языка из-за трудностей учебного материала. Этот факт подтверждает более 50% детей.
По результатам повторной диагностики, которая будет пройдет в мае 2022 года, мнения учащихся на конец эксперимента должны измениться благодаря использованию интерактивных методов обучения английскому языку.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: выявление особенностей мотивации у школьников к изучению английского языка.
Задачи проекта:
- провести анализ исследований по проблемам мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского языка.
- выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.
- определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания или практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке в игровых и реалистических ситуациях.
Научная новизна проекта.
Этот проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование интерактивных методов в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования.
Были выявлены сильные и слабые стороны реализации проекта.
Сильные стороны:
- наличие современной методической литературы по теме проекта;
- увеличение числа учащихся активно пользующиеся Интернет-ресурсами;
- высокая результативность участия в предметных олимпиадах и конкурсах;
- активная позиция гимназии в социокультурном и образовательном пространстве;
- высокая степень удовлетворенности родителей работой гимназии.
Слабые стороны:
- недостаточность мультимедийного оборудования в кабинетах английского языка;
- недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;
- низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся;
- нехватка временного ресурса.
Необходимость решения проблемы определило основную цель педагогической деятельности – это внедрение интерактивных методов обучения английскому языку, повышение мотивации школьников к изучению языка и создание условий для развития коммуникативной и информационно-коммуникационной компетентностей обучающихся.
Проблема и цель определили объект исследования.
Объект исследования: обучение говорению на уроках английского языка.
Предмет исследования: технология интерактивного обучения как средство повышения мотивации познавательной деятельности и формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
Гипотеза исследования: интерактивные формы способствуют развитию умений говорения.
Цель и гипотеза определили задачи проекта:
- изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием интерактивных методов обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС;
- описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;
- выявить, все ли необходимые компоненты и средства имеются в наличии для реализации данной технологии;
- провести анкетирование участников образовательного процесса и анализ сформированности ключевых компетенций учащихся на начало и конец реализации проекта;
- провести анализ личного опыта преподавания;
- создать банк учебных материалов по каждой теме с использованием интерактивных методов;
- внедрить интерактивные методы обучения в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку;
- разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка;
- проанализировать влияние использования интерактивных методов обучения на мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
- разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.
Основные принципы, которыми должен придерживаться учитель в своей педагогической деятельности:
- вызвать интерес к учебе и желание изучать английский язык;
- стремиться быть направляющим в процессе обучения;
- хорошо знать свой предмет и всегда приходить на урок с удовольствием, быть осведомленным, интересным, без причины не повышать голос;
- быть строгим и общительным, но не болтливым, понятно объяснять, давать советы, если это необходимо;
- быть наставником, уметь заинтересовать ребенка и повести его за собой;
- давать интересные, имеющие практическую направленность знания.
Методы исследования: изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
4.1 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Слово "интерактивный" происходит от английского слова "interact" – взаимодействовать, влиять друг на друга. Интерактивное обучение – это форма организации познавательной деятельности, которая направлена на создание условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою уверенность, успешность, состоятельность.
Учебный процесс идет таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс обучения. Совместная деятельность учащихся означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки и позволяет обучающимся получать новые знания, развивать свои коммуникативные умения: умение работать в парах, в группах. Также воспитательные возможности интерактивных форм работы способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, они приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку учащихся. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном меняется взаимодействие учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы.
Интерактивный метод в обучении позволяет развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе. Это является максимально значимым и эффективным при формировании предметных компетенций. Снять барьеры ученика, препятствующие коммуникации, позволяют такие интерактивные методы обучения: групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий.
Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения в парах и группах, приглашение специальных докладчиков, а также новаторские подходы к устным и письменным заданиям. Эти методы обучения повышают интерес учеников к предмету и также обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают мотивацию к изучению английского языка.
Учеников нужно вовлекать в образовательный процесс и поддерживать их. Это делает обстановку в классе более доброжелательной. Учитель должен быть посредником, организовывая и направляя учащихся. Если ученики робеют, не работают, учитель, прежде всего, должен попытаться стимулировать процесс обучения.
Немаловажная роль отводится и позиции учителя. Учащиеся должны ощущать его открытость в общении, веру в способности каждого ученика, доверие, умение увидеть ситуацию глазами школьника, поставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать.
Таким образом, процесс взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой представляется одним из важнейших элементов любого занятия.
4.2 ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, огромный объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому в настоящее время в методике преподавания иностранных языков появилась тенденция к переходу от коммуникативного к интерактивному подходу.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются проекты, ролевые игры, кластеры, идёт работа с документами и различными источниками информации, проводятся физкультминутки, используются творческие работы.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. В современной педагогике можно выделить следующие интерактивные подходы:
Творческие задания;
Обучающие игры;
Работа в малых группах;
Проектная методика;
Физкультминутки;
Изучение и закрепление нового материала («Ажурная пила», кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»);
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение»);
Разрешение проблем («Мозговой штурм»);
Работа с текстом (Денотативный анализ текста).
1. Творческие задания
Под творческими заданиями на уроках английского языка мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание придаёт смысл обучению английскому языку, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное решение, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
является практическим и полезным для учащихся;
связано с жизнью учащихся;
вызывает интерес у учащихся;
максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные задания.
2. Работа в малых группах
Работа в малых группах – это одна из самых популярных методов, так как она даёт всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки общения. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как ажурная пила, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. При организации групповой работы на уроках английского языка, следует обращать внимание на следующие её аспекты:
- убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;
- стараться сделать свои инструкции максимально чёткими.
- предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
3. Обучающие игры
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат выполнять любое дело качественно, на более высоком уровне. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент деятельности учителя при организации обучающих игр.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
4. Проектная методика
Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
Работа над проектом включает несколько этапов.
На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации. Формируются микрогруппы с учетом психологической совместимости партнеров, уровня владения языком, возможности лидерства, творческих способностей и т.д. Учащиеся выбирают роль, которую они играют в проекте: фотографы, художники, оформители, рекламных агенты, авторы, поэты и т.д. Распределяются задачи по группам и обсуждаются способы их решения.
На втором этапе проводится работа по выполнению проекта.
Учащиеся ставят задачи и решают их, например:
- учиться читать тексты, извлекать из них нужную информацию, использовать полученные сведения в работе;
- учиться обмениваться информацией с партнерами;
- учиться писать сочинение с опорой на образец;
- учиться составлять ребусы, кроссворды и т.д.
Практическая деятельность учащихся заключается в следующем:
- создание фотоколлекции по теме проекта;
- создание собственного словаря;
- подготовка собственных рассказов на тему проекта;
- подборе песен, стихов, шуток, ребусов, кроссвордов, посвященных теме проекта;
- составление своих кроссвордов;
- демонстрация собранного творческого материала в форме альбома.
Завершающий этап - презентация проектной работы. Она проходит в рамках недели иностранных языков.
При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого учащиеся получают необходимые им сведения и выражают свои мысли.
Учитель продумывает формы организации учебной деятельности, обращая внимание на то, чтобы каждый ребенок принимал участие в проекте в меру своих сил.
На разных этапах выполнения данного проекта участники работают в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах учащиеся готовят фотографии, рисуют, оформляют, собирают информацию, составляют кроссворды и т.д. В парах они читают тексты на английском языке и коллективно составляют свой словарь. Над сочинением работают индивидуально.
Оценка проектной работы - тоже нелегкое дело. Язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Я считаю, оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.
Считаю, что проектная методика является эффективным приемом организации учебной деятельности и повышения мотивации изучения английского языка.
5. Физкультминутки.
На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить.
Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки. Время начала физкультминутки - при появлении первых признаков утомления, примерно через 20 - 25 минут после начала урока.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала.
6. Изучение и закрепление нового материала («Ажурная пила», кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»)
Прием Jigsaw («Ажурная пила») был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила».
Обучающиеся объединяются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.
Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. В конце цикла все учащиеся могут проходить индивидуальный контроль в форме контрольного среза. В этом случае результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала.
Таким образом, учащиеся систематизируют знания по изученной теме и тренируют лексический материал. Также на заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом.
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Суть этого приема заключается в следующем:
Выделить смысловые единицы темы и их графически оформить в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.
Выделить главную смысловую единицу;
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы;
Конкретизировать фактами и мнениями.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер следует конкретизировать направления развития темы.
Прием составления «Ментальной карты». Термин было предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.
Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом иобъединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию вцелом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок.
Вариантом ментальной карты является «Рыбья кость» - «Fishbone». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном, а о конкретном решении данной проблемы.
7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение»
«Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.
Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:
1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу почасовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.
3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировкане встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.
Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Текст диалога может быть любым. Роли может предлагать как сам учитель, естественно втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать себе роль.
Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов – заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
8. Разрешение проблем («Мозговой штурм»)
Метод «Мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:
1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки –
Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?
2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той или иной теме.
3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию.
Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер).
Шаг 2 – объединение учащихся в мини-группы.
Шаг 3 – работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группах брейнсторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей, а затем после прочтения текста сделать вывод.
В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих одноклассников, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем.
Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.
В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.
Работа с текстом (Денотативный анализ текста).
Текст как система речевого продукта носителей иностранного языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка и является одной из основных учебно-методических единиц обучения. Для наиболее адекватного его применения учителю необходимо четко представлять себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления учеником собственных речевых высказываний на иностранном языке.
Денотатная структура текста - система предметных отношений, которые опосредованы предметными отношениями всей соответствующей области действительности, представленными в опыте индивида. Под денотатом понимается предмет, явление, процесс и т.п., который составляет содержание языкового выражения. Денотаты - отраженные в мышлении и выраженные в тексте объекты реальной действительности, а не слова являющиеся единицами содержания текста.
Совокупность денотатов, связанных предметными отношениями, представляет собой некоторый предмет действительности или модель некоторой ситуации, выраженной языковыми средствами в тексте. Система денотатов представляет содержание текста - динамическую модель предметной ситуации, описываемую в тексте. Денотатная структура содержания текста - это информационная структура, или микротезаурус, а внешняя форма текста - это лишь форма представления информации и знаний.
Для нас этот подход особо интересен прежде всего потому, что он может существенно помочь при обучении чтению иноязычной литературы специального характера.
Денотативный анализ текста позволяет выйти за рамки собственно языковой системы и обратиться к мысли как к предмету речевой деятельности чтения, зафиксированной в письменной форме. Продуктом такого анализа является денотатная схема текста, в которой применяется построение граф, где вершинам соответствуют имена денотатов, а ребрам - имена их предметных отношений.
На различных этапах работы с текстом учитель может предложить ученику:
В упражнениях на понимание лексико - тематической основы текста;
- изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами из текста;
- прочитать текст и завершить составление его денотатной карты.
2. В упражнениях на прогнозирование содержания текста
- прочитать заглавие, просмотреть текст и установить, как развивается тема: индуктивно или дедуктивно; прочитать текст, сверить свои предложения с денотатной картой, данной после текста.
3. В упражнениях на установление смысловой связи между единичными фактами текста
- прочитать текст и заполнить его денотатную карту
- прочитать текст и изучить его денотатную карту, сказать, какие сведения из текста не получили в ней отражения.
4. В упражнениях на контроль понимания основного содержания прочитанного текста
- составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить ее;
- пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.
ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ДЕНОТАТНОЙ КАРТЫ ТЕКСТА.
1. Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.
2. Найдите объекты, о которых идет речь в тексте.
3. Определите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты .
4. Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.
5. Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.
6. Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию - в прямоугольники.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Организационный «административный ресурс»
Координаторы проекта | Директор школы. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений. |
Учебно-методическое обеспечение.
Научно-методические ресурсы:
теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме;
беседа;
анкетирование;
анализ продуктов деятельности;
наблюдение.
Программное обеспечение:
- Рабочие программы по английскому языку.
Материально-технические ресурсы:
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся пользуюсь:
- интернетом;
- социальными сетями как средством представления информации.
6. ПАРТНЁРЫ
1. Родители:
- привлечение родителей к работе над творческими проектами в качестве консультантов и членов жюри при проведении конкурсов.
Сотрудничество с коллегами - для формирования общеучебных умений и развития навыков научно-исследовательской деятельности.
7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Исследование проводится на базе МБОУ-Гимназия с.Чекмгуш в -процессе обучения английскому языку обучающихся 7-8 классов.
8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на 2020-2022 учебный год и включает 3 этапа:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап | -Проведение анкетирования обучающихся, родителей, классного руководителя. - Анализ исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка и развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. - Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива. - Изучение и анализ материалов по теме проекта. -Составление программы по реализации проекта. | - Разработка программы и плана мероприятий, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка и развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся. - Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте. |
2. Основной этап | - Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом. - Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся. - Систематическое применение интерактивных методов на уроках английского языка. - Разработка материалов с использованием интерактивных методов. - Проведение открытых уроков с использованием интерактивных методов. - Промежуточный контроль за реализацией проекта. - Участие в конкурсах. | - Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка. - Создание исследовательских и творческих работ. - Участие в конкурсах разного уровня. - Создание банка разработок с использованием интерактивных методов обучения. |
3. Заключительный этап | -Проведение анкетирования учащихся, родителей, классного руководителя. -Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации. -Обобщение, распространение педагогического опыта. - Оценка эффективности реализации проекта. -Подготовка и презентация аналитического доклада. -Определение перспектив дальнейшего развития проекта. | - Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации проекта. - Публикации по проекту в сети, на сайте методических разработок. - Презентация результатов проекта. - Разработка плана дальнейшего развития проекта. |
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию исследовательских познавательных компетенций являются изменения в учебной мотивации, в достижении требований к уровню подготовки учащихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом по английскому языку, ростом результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня, готовность и умение использовать механизмы и средства интерактивной технологии.
Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы преподавания английского языка.
Прямые результаты:
I. Результаты первого этапа реализации проекта
- Разработка программы и плана мероприятий, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка и развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
- Полная информированность преподавателей и обучающихся о проекте.
II. Результаты второго этапа реализации проекта
- Систематическое применение интерактивных методов на уроках английского языка.
- Обеспечение 100%-й успеваемости по предмету.
- Повышение качества обученности, в том числе по результатам независимой оценки.
- Создание исследовательских и творческих работ.
- Участие в конкурсах разного уровня.
- Создание банка разработок с использованием интерактивных методов обучения.
- Повышение профессионального уровня учителя, а в результате изменение качества и содержания урока.
III. Результаты третьего этапа реализации проекта
- Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
- Анализ результатов, выявление проблем и определение перспектив дальнейшего развития проекта.
- Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.
- Презентация результатов проекта.
Косвенные результаты:
-Изменение отношения учеников к образованию;
- Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка;
- Повышение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся;
- Осознанное определение обучющимися выбора профессии;
- Рост количества детей и родителей, удовлетворенных деятельностью образовательного учреждения;
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
11. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Более широкое использование интерактивных методов при обучении английскому языку - мини-проекты, рассчитанные на один урок или часть урока, и большие проекты, для выполнения которых требуется длительное время.
Увеличение комплекса проектных мероприятий и расширение их географии для учащихся на всех ступенях обучения.
Организация школьного или районного семинара по теме проекта для обмена опытом с коллегами из других школ. Публикации учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
Проблемы, выявленные в ходе описания проекта, могут стать темой самообразования для дальнейшей работы
12. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное обучение. М., «Просвещение», 2011.
Селевко. Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2012 г.
Интернет. Сеть творческих учителей.
http://pedsovet.su/load.
Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.
Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/
Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.
Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2012.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2010.
Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.
Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.
Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.– 100 с.