"Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания"
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Из всего из этого делаем вывод о том, что современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа.
Сначала дадим определение термину мультимедиа.
Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории и обществознания, развивает учебную деятельность. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей ученика и учителя .
Мультимедийный подход,основанный на восприятии учащимися информации в форме образов,обеспечивает получение более глубоких и «долгоживущих» знаний,способен обеспечить,в сочетании с другими методическими приемами,более устойчивый интерес к учебе.Кроме того,восприятие информации через звук и синхронизированные с ним крупные,преимущественно графические образы, делает мультимедийные средства обучения существенно более эргономичными по сравнению с «гипертекстовыми учебниками» ,в которых основной учебный текст приходится читать с экрана монитора,а это как известно,самая вредная для зрения учащихся форма работы с компьютером.
Мультимедийная форма обучения интересная форма и для учителя.Он имеет огромные возможности для выбора,комбинации,отбора учебного материала.Экономия времени при подготовке к уроку,наглядность,красочность,эмоциональность изложения – это далеко не все положительные стороны мультимедийных средств обучения.
Применение компьютерных технологий в данном аспекте, несомненно, имеет много преимуществ. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.
Преимущества мультимедийных технологий в преподавании истории:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.
Широко использовать показ репродукций картин художников (особенно неоценимо для уроков МХК).
Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).
“Оживлять” карты.
“Посещать” крупнейшие музеи мира.
Прослушивать записи песен.
Активизировать учебный процесс.
Применение компьютерных технологий на уроках истории повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиа средств.
Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
для осуществления дистанционного обучения с учащимися.
Помимо того, компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках истории достаточно много. Это, прежде всего:
Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники.
Электронные библиотеки по курсу истории.
Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу истории, подготовка к ЕГЭ).
В последнее время я пришла к выводу, что на уроке более эффективным является применение презентаций PowerPoint, а не готового продукта (в виде дисков с обучающими программами). Во-первых, каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать урок. Во-вторых, презентация позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.)
Работа в программе PowerPoint позволяет каждому учителю стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации. Если что-то не устраивает, то с помощью данной программы легко внести свои изменения (заменить текст, вставить рисунок, карту, диаграмму и т.д.).
Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.
Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Презентации можно использовать в проектной деятельности по истории, обществознанию, МХК.
Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.
Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, которые применяются при использовании электронной интерактивной доски:
Работа с текстом и изображениями;
Создание заметок с помощью электронных чернил;
Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в интернете или печати;
Коллективный просмотр Web-сайтов;
Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
Демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося.
Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что Одна из главных задач общего образования - это формирование информационной компетентности. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Электронные ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/527155/
http://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-ispolzovanie-ikt-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-532936.html
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/01/24/rabota-s-multimediynymi-sredstvami-na-urokakh-istorii-i
http://multiurok.ru/dmitriizvonkii/files/ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii.html