МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Тема самообразования:
Использование проектных
технологий в образовательном процессе
(в обучении географии)
Преподаватель географии высшей квалификационной категории
Ворфоломеева Г.Г.
2018-2019г.
Актуальность педагогического опыта:
В наше время, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
География - один из немногих предметов, где обучающийся способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных проблем современного развития цивилизации.
Цель современного образования - развитие личностных качеств обучающегося, его способностей, формирование активной, творческой жизненной позиции.
География обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки учащихся к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации к учению выступает проектная деятельность , основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
В образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.
Цели, решаемые в процессе реализации опыта:
- Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Задачи, решаемые в процессе реализации опыта:
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
- Позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
- Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
- Обеспечить механизм развития критического мышления, умение искать путь решения поставленной задачи.
Ведущая идея опыта применения проектной технологии -
обеспечение проблемно-поисковой познавательной деятельности обучающихся, выражающейся в процессе создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
это может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний.
при этом решала следующие задачи:
- педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- практические задачи (реализация компетентностного подхода к результатам
обучения);
- социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
Содержание учебного материала
Формы обучения
СДП
Результат
Учение
Цель
Препода-вание
Методы обучения
Средства обучения
В 2017/18 учебном году выполнены работы по следующим темам:
ГЕОГРАФИЯ:
- Безработица в Алтайском крае. Уваров Олег ТОП-11-11
- «Горячие точки на карте Зарубежной Европы. Згода Эвелина- ТОП-11
- «Горячие точки» на карте Зарубежной Азии. Степина Галина ТОП-11
- Современные международные миграции населения. Стрельцова Альбинаа – ТОП-11
- «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы Шабаева Наталья – ТОП-11
- Современные международные миграции. Кетрарь Алина ТОП-11
- Мониторинг состояния водных ресурсов Алтайского края. Черенева Анастасия ТОП-11
- Особо охраняемые природные территории России. Черенева Кристина ТОП-11
- Современные международные миграции населения. Сандул Вячеслав СП-11
- Новейшие изменения на политической карте мира. Демура Артур – СП-11
- Особенности политической системы Зарубежной Азии. Жоян Никита - СП-11
- Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. Зарщиков Дмитрий – СП-11
- Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Салахов Р. СП-11
ВЫПОЛНЯЮТСЯ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ:
- Новейшие изменения на политической карте мира – Тыштекбаев Данил – ТП-21
- Демографическая политика в Китае – Плотникова Юлия
- Демографическая политика в Индии – Черных Ирина – ПР-21
- Гр.ГД11-2 чел., АК11--2 чел., ПКД11-2 чел.,
ВЫПОЛНЯЮТСЯ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОЛОГИЯ»:
- Окружающая человека среда и ее компоненты – Синенко Сергей ЖКХ-21
- Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России – Хорошун Алексей ЖКХ-21
- Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов – Смирнова Ирина ПР-21
- Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблем исчерпаемости – Яшина Марина – ТОП-21
- Современные требования к экологической безопасности продуктов питания – Примакова Екатерина ПР21
- ГД11-2 чел., АК11-2чел., ПКД11-2 чел.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Типы и характеристика учебных проектов
1. Информационный-
Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский-
Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета, задач и методов исследования, определение источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования
3. Творческий-
Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др.
4. Практико - ориентированный (прикладной)-
результатом, например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пособие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманной структуры и роли, и функций каждого участника.
Результаты всех работ обучающихся по «Географии»
Результаты работ обучающихся по группам
по предмету «География»
0/3/2 2/5/1
Результаты деятельности:
I ЭТАП: Ознакомление с опытом работы преподавателей географии по данному
направлению на основе интернет-ресурсов.
II ЭТАП: Накопление необходимого материала и формирование его в медиа-папку:
« Проектные технологии в обучении географии».
III ЭТАП: Использование проектных технологий в учебном процессе.
Участие в обсуждении возникающих проблем с коллегами.
Разработка заданий внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся.
16.01.18г. – выступление на МК ООД по теме саморазвития «Технология
деятельностного подхода на уроках географии как метод повышения
качества знаний» .
08.02.2018г - Открытый урок в ПК-21 по теме: « Россия в современном
мире»».
07.02.2017г- внеклассное мероприятие «Географический турнир» ТОП-11
06.02.2017г- внеклассное мероприятие «Географический турнир» ПК-21
IV ЭТАП: Все информационные материалы систематизированы по тематическим
папкам.
Создана своя страница на сайте «Мультиурок»
Участие в конкурсе методических разработок в рамках ЯПТ – июнь 2018г.
Обучающимися групп ТОП-11 и СП-11 выполнены проектные работы – 13.
Открытый урок в группе ПК -21 по теме: Россия в современном мире
Географический турнир гр.ПК-21
Географический турнир гр.ТОП-11
Спасибо за внимание