ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Гудырева Эмма Ивановна,
учитель начальных классов,
МОУ Керчомская сош
Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л.Выготский)
Новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения)
метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения)
предметных (новые знания по конкретному предмету)
- думают и вспоминают про себя
- делятся рассуждениями друг с другом
- читают, пишут, обсуждают прочитанное
- педагог координирует их работу
Три этапа(стадии)
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Вызов
Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету )
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Осмысление
Задачи фазы реализации смысла – ( осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Рефлексия
Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
На этапе ( стадии ) «Вызов».
Математический диктант
Прием «Верные и неверные
утверждения»
Игра «Верите ли вы?»
тесты
Викторины
Кроссворды
Дерево предсказаний
И ДР .
Приём «Корзина идей». Стадия «Вызов».
Окружающий мир, 2 класс
«Что такое погода?» «Родная страна?»
Что такое «Родина»?
… Отечество,
… отчий дом
… мать
… родители
… страна
… народ
… Отчизна
… родная земля
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… иней
… радуга
… облачность
… снегопад
… гололед
… дождь
Прием « Кластер ». Русский язык, 2 кл.
орфограмма, не пишется ь
щн
чт
чн
нч
чк
Буквосочетания
жи
щу
ши
чу
и
у
ча
ща
а
Окружающий мир, 2 класс, по теме «Про кошек и собак».
«Стадия «Осмысление ». Приём «Инсерт» «v» - уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое для меня; «?» - не понял, есть вопрос.
V +
V +
+
+
+
+
V
V
+
+
Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих.
Всего известно 37 видов кошачьих.
С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать.
Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой.
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете
«+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым
« – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопрос
задача
условие
вопрос
1) У белочки 4 гриба .
2) У белоски 4 гриба, а у ежика - 2 гриба .
3) В корзинке было несколько морковок. Когда зайка съел 2 морковки, осталось 4 морковки. Сколько морковок было в корзинке сначала?
4) На сколько грибов больше, чем шишек?
В корзинке было несколько морковок. Когда зайка съел 2 морковки, осталось 4 морковки. Сколько морковок было в корзинке сначала?
1.условие
5.ответ
задача
В корзинке было несколько морковок. Когда зайка съел 2 морковки, осталось 4 морковки.
Ответ: 6 м.
4.решение
2+4=6 (м.)
2.вопрос
3.схема
Сколько морковок было в корзинке сначала?
2 м
4 м
Было — ?
Съел — 2 м.
Осталось — 4 м.
Таблица «ЗХУ»
Что знаем ?
Уравнение –
Хотим узнать
Что нового
незнакомое слово
Что такое уравнение?
узнали
Равенство
Что оно содержит?
Неизвестное число
Что надо сделать с НЧ?
Найти, какое это число
Как это сделать?
Решить
Что значит решить?
Найти такое число, чтобы равенство было верным
Таблица «ЗХУ»
Что знаем ?
Существительное–
Хотим узнать
Что нового
Что такое существительное?
незнакомое слово
узнали
Часть речи
(знакомое слово)
Что оно обозначает ?
На какие вопросы отвечает?
Слова-предметы
Кто? Что?
Что обозначают ИС по лексическому значению?
Какие бывают существительные?
Явления природы, живые существа, события, чувства и качества людей
Одушевлённые и неодушевлённые
«Тöда – тöдмалi - кöсъя тöдны» таблица В.Савин «Дзолядырся олöмысь» висьт (2 класс, 2 юкöн, 13 л.б.)
тöда
тöдмалi
Виктор Савин
кöсъя тöдны
чужис Эжва вылын, Трöш сиктын,
эм чой-вок, мам,
мый нöшта гижлiс, кöнi сiйö Трöш сиктыс и с.в.
олiс дыр,
гижлiс висьтъяс
Прием –игра « Верите ли вы?» или “ Данетка ”. (Стадия « Осмысление »)
Учитель читает вопросы, а уч-ся ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.
1. 1 см почвы образуется за 300 лет?
2. Почва разрушается от вырубки лесов?
3. Почва состоит из песка, глины, перегноя?
4. Животные, живущие в почве, разрушают её?
5. Растения и животные участвуют в образовании почвы?
6. В почве содержится минеральные соли, вода, воздух?
7. Почва – наша кормилица?
8. Главное свойство почвы- её плодородие?
1
2
3
4
5
6
7
8
Приём « Сводная таблица »
( стадия осмысления)
« Окружающий мир. 2 класс».
Тема «Дикие и домашние животные»
Линии сравнения
Дикие животные
Сами добывают пищу
Сами устраивают себе жильё
+
Домашние животны
+
Выводят потомство и ухаживают за ним
-
-
Защищаются от врагов
+
+
- +
-
Стадия « Рефлексия » Прием « Тест » В.Ширяев «Алка да Авка» (2 класс, 2 юкöн, 54 л.б.) висьт
- А) Ми тöдмасим «Алка да Авка» нима гижöдöн? (+)
- Б) Тайö гижöдыс пемöс йылысь мойд? (-)
- В) Висьтсö гижис Владимир Ширяев? (+)
- Г) Авка – тайö ичöт нывка? (-)
- Д) Чум – тайö кöр видзысьяслöн оланiн? (+)
- Е) Тэ зэв бура уджалiн урок вылын? (...)
Прием "Синквейн " на стадии «Рефлексия»
Литературное чтение, 2 класс.
Тема «Л.Н. Толстой. Филипок» Мир деятельности
деятельности
1.Мальчик 1.Ученик
2.Маленький, шустрый 2.Терпеливый, внимательный
3.Бежал, споткнулся, испугался з . Думает, мыслит, высказывает
4.Очень хочет попасть в школу 4.Он учит уроки
5.Ученик 5. Лучший
Окружающий мир по теме « Дикие животные »
Лиса Заяц
Рыжая, хитрая Белый, пушистый
Охотится, кормит, заботится Бегает, прыгает, боится
Роет нору для лисят Зимой прячется в снегу
Хищница. Трусишка
Р - роль (любой человек)
А – аудитория (кому вы будете писать)
Ф – форма (рассказ, сказка, стих … )
Т – тема
Урок коми литературного чтения во 2 классе.
Тема «Пудъясянкыв».
Приём «РАФТ» на стадии «Рефлексия».
Аддзылi ме татшöм дивö:
Коз пу йылысь усис коль
Кöчлы юрас гуля –голь.
Повзьöмысла сьöлöм сувтiс
Кувны кöчиль водiс.
Куйлiс лöня лун да вой
Кöчлöн ёна мудзис сой.
Чеччис, аддзö мича коз
Вай ö сылы Дед Мороз.
Коз пу гöгöр сьылiс- йöктiс
Выль во праздник тадз и колис.
Ставыс тайö,збыль,дерт.
Он кö верит- мун пет.
Прием «Кластер»
сьыланкыв
нöдкыв
лыддьысянкыв
кывйöз
мойд
примета
шыöдчанкыв
, шусьöг
чуксасянкыв
лелькуйтчакыв
Тема «Мый тöдмалiн «Коми муöй, сьöлöмшöрöй» да « Важ йöзлысь кывтö он вуштышт» юкöн серти?»(Коми лит.чтение,2 класс)
Фольк
лор
Кубик Блума В.Иванова «Ниа» (Коми лит.чтение 3 класс, 2 юкöн, 10 л.б .)
- «Мыйла», «Гöгöрвоöд», «Инды (висьтав)», «Вöзйы», «лöсьöд (думышт)», «Висьтав»
- Мыйла авторыс лöсьöдiс тайö висьтсö (кывбурсö)
- Гöгöрвоöд , мыйла Лёша тöждысис пу вöсна.
- Инды шöр геройлысь морттуйын аслыспöлöслунъяс.
- Вöзйы гижöд серти ассьыд ним.
- Думышт мöд пом гижöдыслы.
- Висьтав аслад сьöлöмкылöмöн тайö висьт лыддьöм бöрын.
Прием
«Закончи предложение»
- используется на стадии рефлексии
- позволяет ученикам оценить
изучаемый объект,
- высказать свое собственное
- суждение и отношение
Приём « Карусель »
Задание: выбрать из слов, написанных на доске(слайде) слова относящиеся к технологии критического мышления и записать на листочке. СИНКВЕЙН, ГОРОСКОП, СТАДИЯ ВЫЗОВА, РЕФЛЕКСИЯ, КРОКОДИЛ, КЛАСТЕР, СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ, ПАРК .
Первый сидящий на листке выписывает слово, которое соответствует условию задания и передаёт лист товарищу по группе. Остальные группы делают тоже самое - выписывают слова. Лист возвращается к первому участнику в группе, который должен проверить, всё ли выполнено верно, если нет - дописать, исправить.
материалу
восприятия
информации
формирование совокупности УУД
Спасибо
за внимание!