Использование технологии ТРИЗ как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста
§ 1. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обесточивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью (Шрагина Лариса Исааковна).
Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. (В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова,В. Е. Степанов)
Воображение - это психический процесс, с помощью которого происходит построение новых образов предметов и явлений на основе предыдущего опыта[17,с.60].
Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качествепсихического процесса, представляющего процесс создания новых образовпутем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [3,c.28].
П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.
В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [4,c.69].
Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно сэтим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [5,c.19].
Проблема воображения детей дошкольного возраста изучалась такими учеными, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Г. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Г.А.Урунтаева, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина, Е.Е. Кравцова, Е.А. Флерина и др.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский)[6,c.14].
Основными показателями воображения являются:
- Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.
- Разработанность - тщательность, детализация образов - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.
- Беглость - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
В раннем детстве закладываются только предпосылки развития воображения, как преобразования представлений и формирования на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Этому способствует освоение ребенком предметной, игровой и продуктивных видов деятельности, развитие памяти, речи и других психических процессов. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребенка, являются основой для развития воображения. Примерно с этого возраста ребенок способен узнавать различные изображения на картинках. Но рисунок обычно не бывает точной копией реальности, а отражает ее обобщенно [17].
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно - воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов [9,с.160].
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Дети старшего дошкольного возрастаспособны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников [10,с.163].
Воображение детей старшего дошкольного возраста можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека, при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах труда - литературе, искусстве, музыке развитие воображения, естественно, происходит при занятиях данными видами деятельности.
Развивать воображение можно разными способами, но обязательно в такой деятельности, которая без воображения не сможет привести к желаемому результату. Нельзя насильно заставить воображение ребенка работать, его нужно заинтересовать, увлечь только тогда ребенок сможет по-настоящему оценить способность воображать и придумывать.
Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.
Без достаточно развитого воображения страдает обучение в школе, ребенок, читая произведение, не сможет представить, о чем говорит автор. Чем больше воображение будет участвовать во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
§ 2.Средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста Ввиду того, что вопросами развития воображения детей в современных исследованиях уделяется
Успешное становление воображения происходит при сочинении сказок. Одним из эффективных средств работы воспитателя в данном аспекте является сказка. Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство дошкольника с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Данная проблема отражена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. [15].
Для развития воображения особенно важны игры – фантазирование, придумывание. Освоенные в совместной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разнотекстовые роли, помогают детям более успешно развертывать самостоятельную игру.
Сюжетно – ролевая игра обогащает развитие воображения детей только в том случае, если она обретает развитые формы, богатое содержание, сложный сюжет.
Для развития творческого воображения средствами сюжетно ролевой игры необходимо:
- развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей,
- обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях;
- формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Среди различных видов игры особое место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.
Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику.
Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.
Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности.
Для развития воображения средствами театральной деятельности необходимо:
- развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;
- дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;
- развивать познавательную активность;
- формировать эмоциональный контроль;
- для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.
Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными), вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой.
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое.
Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
§ 3. Влияние технологии ТРИЗ на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским ученым, писателем - фантастом Генрихом Cауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множествапустых проб.
ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместопоисковвпустуюстроится на системелогических операций. Неразумно и расточительно ждать «творческих озарений», когда можно пользоватьсясистемныминструментом, способныммыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы [7,c.39].
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей старшего дошкольного возраста изобретательской смекалки, воображения, мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить воображение детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы [20].
ТРИЗ – технология для детей дошкольного возраста представляет собой концепцию коллективных игр, занятий, которые нацелены на повышение результативности основной программы обучения и воспитания. Также она представляет собой хорошее средство развития воображения [8,с.43].
Технология ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные воображением детей.
Игры и занятия по технологии ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возрастапроводятся вкомплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы технологии применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному [20].
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова)
В соответствии с ФГОС ДОобразовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Таким образом, успешному решению задач по развитию воображения является развивающая технология ТРИЗ,в основе которой лежит игра [19].:
игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей старшего дошкольного возраста настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Технология ТРИЗ является одной из самых эффективных средств развития воображения.
Содержимое занятий и упражнений, направленное на создание нового образа; открытый характер заданий, позволяющий направлять воображение на создание чего-то другого и оригинального; интересная и эмоционально вовлекающая творческая деятельность, которая интересна детям; возможность для развития всех психических процессов, позволяет формировать творческие коллективы и сильные творческие личности, способные решать нетривиальные идеи в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольной образовательной организации [7].
Воспитателями в детских дошкольных образовательных организациях применяется целый арсенал методов и приемов технологии ТРИЗ, призванных способствовать развитию воображения [6]:
- Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.
- Системный оператор. Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».
- Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.
- Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект. Содействует развитию творческого воображения ребенка старшего дошкольного возраста. Хорошо применять при усовершенствовании предметов и деталей.
- Использование предметов в другом качестве. При его использовании ребенку необходимо перечислить как можно больше вариантов использования какой-либо системы (например, газеты). Примерные ответы детей: «На газете можно лепить, можно на нее что-нибудь положить», «Завернуть в нее что-нибудь», «Прочитать», «Сделать кораблик» и т.д. Это традиционные способы использования знакомого предмета. Но существует и прямо противоположное – необычное использование знакомых предметов. При этом ребенку старшего дошкольного возраста необходимо необходимо перечислить способы необычного использования знакомых предметов, например, консервной банки. Примерные ответы детей: «Дверцу сделать и будет дом», «Цветы в нее посадить», «Сделать ручку – как ведерко будет» и т.д.
- Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить[6].
Перечисленные приемы, являются эффективным средством, обеспечивающим не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, направленный на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения эффективности работы, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ, воспитателю необходимо соблюдать следующиеправила:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- уметь показать дошкольникам ценность их идей;
- стимулировать самостоятельность в поиске ответов на поставленные вопросы;
- найти время для занятий свободным творчеством [7].
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось выявить те ресурсы, с помощью которых технология ТРИЗ дает возможность развивать воображение старших дошкольников.
Вывод по 1 главе: Делая вывод из всего вышесказанного можно сказать, что без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс. Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления.
В старшем дошкольном возрасте ребенок фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Изначально воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно оно начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые.
ТРИЗ дает методы и алгоритмы, которые помогают ребенку в творческом поиске. Благодаря чему происходит формирование мышления, строящегося на принципах, которыми уже обладает психика: принцип целостности, активности, развития, коммуникабельности, адаптации к окружающей среде. В современном воспитании главной проблемой является формирование творческого человека, готового к нестандартным задачам в различных областях жизнедеятельности.
Глава 2. Экспериментальное изучение развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Задачи главы:
подобрать методику для диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
выявить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
подобрать серию упражнений с использованием технологии ТРИЗ,направленных развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
§ 1. Подбор и проведение диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Диагностика развития воображения детей старшего дошкольного возраста была организована на базе МБДОУ «Детский сад № 27» города Ачинска Красноярского края с детьми подготовительной к школе группе в количестве 20 человек.
Первичная диагностика развития воображения детей старшего дошкольного возраста у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 27» города Ачинска Красноярского края по методике«Сочинение сказки» О.М. Дьяченко(Приложение 1).
Цель данной методики: изучить особенности воображения ребенка на словесном материале.
Критерии:
– наличие и устойчивость замысла (формулируется до начала сочинения, после сочинения, в процессе сочинения, не формулируется; ребенок следует замыслу, нарушает замысел, меняет замысел, не реализует);
–оригинальность содержания (пытается сочинять собственную сказку; пересказывает знакомую; не принимает задачу);
– разнообразие персонажей и их действий (разнообразны (не из одной знакомой сказки, совершают придуманные ребенком действия), стереотипны, однообразны);
– структурная организованность сказки (выделяются зачин, кульминация, развязка; выделяются отдельные компоненты; компоненты не выделяются);
– детализированность (описание персонажей и мест действия; называние отдельных характеристик; отсутствие описаний).
Метод проведения: наблюдение
Оценка результатов:
Количественно оценивался уровень продуктивности, вариативности и оригинальности по 5-балльной системе.
0 баллов - если ребенок отказывался от задания или просто пересказывал знакомую сказку;
1 балл - если он пересказывал знакомую сказку, но вносил в нее некоторые модификации.
2 балла - дошкольник основывался на некоторых известных сказках, но существенно их изменяет. Такие изменения могли касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета (например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат) или изменений в сюжете, но с сохранением персонажей (сказка про волка и зайца, которые совершают некоторые новые действия).
3 балла - сказка составлена таким же образом, как и при оценке в 2балла, но развернутую и детализированную.
4 балла - сказка про собственных персонажей, которые совершали также придуманные самим ребенком действия, сказка создавалась полностью самостоятельно, но была схематичной.
5 баллов - сказка, сочинялась ребенком самостоятельно, но изложение было развернутым и детализированным.
Если ребенок получает 5 баллов, то это значит, что он отлично владеет всеми языковыми средствами, формируется осознание в построении лексико-грамматических конструкций, развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Анализ результатов:
Высокий уровень- (4-5 баллов) – ребенок может придумывать и удерживать замысел, придумывает оригинальное содержание, может придумать взаимодействие разных персонажей, придумывает сюжеты с подробным описанием.
Средний уровень –(2-3 балла) – не достаточно четко продумывает детали, персонажей и предметы, действия с придуманными героями недостаточно разнообразны, придуманы по наводящим вопросам воспитателя.
Низкий уровень – (0-1 балл) – ребенок не продумывает детали, придуманных персонажей, однотипные персонажи, совершают одинаковые действия.
Использовав данную методику, была проведена диагностика уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста группаМБДОУ «Детский сад № 27» города Ачинска Красноярского края. Результаты представлены в таблице 1
Высокий уровень | 0% (0 детей)- ребенок может придумывать и удерживать замысел, придумывает оригинальное содержание, может придумать взаимодействие разных персонажей, придумывает сюжеты с подробным описанием. |
Средний уровень | не достаточно четко продумывает детали, персонажей и предметы, действия с придуманными героями недостаточно разнообразны, придуманы по наводящим вопросам воспитателя. |
Низкий уровень | ребенок не продумывает детали, придуманных персонажей, однотипные персонажи, совершают одинаковые действия. |
Данные результаты диагностики отображены в диаграмме:
Диаграмма 1. Результаты первичной диагностики уровня развития воображения детей подготовительной группыМБДОУ «Детский сад № 27» города Ачинска
Красноярского края
По результатам исследования уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраставидно, что:
45% (9 детей)- ребенок не продумывает детали, придуманных персонажей, однотипные персонажи, совершают одинаковые действия.
35% (7 детей)- не достаточно четко продумывает детали, персонажей и предметы, действия с придуманными героями недостаточно разнообразны, придуманы по наводящим вопросам воспитателя.
0% (0 детей)- ребенок может придумывать и удерживать замысел, придумывает оригинальное содержание, может придумать взаимодействие разных персонажей, придумывает сюжеты с подробным описанием.
Анализируя результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что воображение недостаточно развито, чему свидетельствуют низкие данные.Таким образом, есть необходимость в проведении мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.Можно предположить, что при систематическом использовании технологии ТРИЗ результаты детей станут значительно лучше.
§ 2. Система игр с использованием технологии ТРИЗ, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста
В ходе первичной диагностики были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, второго этапа исследования. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения технологии ТРИЗ для развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Анализируя результаты диагностики и выявив дефицит уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста, был спланирован комплекс дидактических игр с использованиемтехнологии ТРИЗ представленный в Приложении 3.
Сроки реализации комплекса мероприятий – 4 недели.
В комплекс мероприятий по развитию воображению детей старшего дошкольного возраста, входят: дидактические игры, упражнения и НООДс технологией ТРИЗ. Комплекс мероприятий проводится по отдельным темам и не соотносится с календарно-тематическим планированием. Комплекс мероприятий проводился по таким образовательным областям, как: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Совм/самост
Комплекс мероприятий можно использовать в условиях повседневной жизни детей.
Основными методами деятельности педагога с детьми является: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, сюрпризный момент.
ктп
§ 3. Динамика развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
После реализации комплекса ?? направленной на развитие воображения посредством использования технологии ТРИЗ, нами была проведена повторная диагностика по определению эффективности проделанной нами работой.
Цель: проведение повторной диагностики на выявление уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста и сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики развития воображения детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.
Поскольку для измерения объективных данных необходимы были неизменные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития воображения детей старшего дошкольного возраста, при проведении повторной диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №27» г. Ачинска мы использовали снова методику «Сочинение сказки ». Автор: Дьяченко О.М.
Анализируя результаты повторной диагностики детей старшего дошкольного возраста , можно сделать вывод, что диалогические умения изменились, чему
свидетельствуют данные, представленные в таблице 2
Высокий уровень | 1 ребенка (7%) выявлен высокий уровень развития воображения. Ребенок может придумывать и удерживать замысел, придумывает оригинальное содержание, может придумать взаимодействие разных персонажей, придумывает сюжеты с подробным описанием. |
Средний уровень | 12 детей (80%), не достаточны четко продумывает детали, персонажей и предметы, действия с придуманными героями недостаточно разнообразны, придуманы по наводящим вопросам воспитателя. |
Низкий уровень | 2 детей (13%) – низкий уровень, ребенок не продумывает детали, придуманных персонажей, однотипные персонажи, совершают одинаковые действия. |
Диаграмма 2. Результаты повторной диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27»
Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Из диаграммы видно, что средний уровень развития воображения выявлен
У 12 детей (80%), не достаточны четко продумывает детали, персонажей и предметы, действия с придуманными героями недостаточно разнообразны, придуманы по наводящим вопросам воспитателя.
У 2 детей (13%) – низкий уровень, ребенок не продумывает детали, придуманных персонажей, однотипные персонажи, совершают одинаковые действия.
У 1 ребенка (7%) выявлен высокий уровень развития воображения. Ребенок может придумывать и удерживать замысел, придумывает оригинальное содержание, может придумать взаимодействие разных персонажей, придумывает сюжеты с подробным описанием.
Результаты проведенного констатирующего и контрольного эксперимента зафиксированы в диаграмме.
Диаграмма 3. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №27»
Дети стали придумывать и удерживать замысел, придумывает оригинальное содержание, может придумать взаимодействие разных персонажей, придумывает сюжеты с подробным описанием. Еще
Таким образом, благодаря проведению мероприятий с использованием дидактических игр, уровень развития воображения стал более высоким.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента мы представили в таблице 3.
Таблица 3 — Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Уровни, % | Констатирующий | Контрольный |
высокий | 0% | 7% |
средний | 35% | 80% |
низкий | 45% | 13% |
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по 2 главе:
При проведении первичной диагностики развития воображения детей старшего дошкольного возраста был сделан вывод о недостаточном развитии воображения, чему свидетельствуют полученные данные.
Так же в данной главе был описан комплекс мероприятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. Были отражены название и цель мероприятий направленных на воображение детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведённых мероприятий было выявлено, что развитие воображения детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если в работе с детьми старшего дошкольного возраста систематически использовать технологию ТРИЗ.
При проведении первичной диагностики уровня развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста были сделан вывод о недостаточности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Что отражалось в том, что ребенок не продумывает детали, придуманных персонажей, однотипные персонажи, совершают одинаковые действия.
На основании полученных данных был организован формирующий этап исследования.
Проведённый формирующий эксперимент дал нам основание для выводов о результативности проделанной работы. Можно отметить положительную динамику от проделанной работы. Результаты показали, что уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста повысился.
Заключение
Таким образом, мы теоретически обосновали влияние технологии ТРИЗ на процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста за счет проведения диагностики воображения и подбора игровых упражнений.
На сегодняшний день проблема развития воображения у детей старшего дошкольного возраста остаётся актуальной, так как развитое воображение способствует успешному обучению ребёнка в школе. Ребёнок с хорошо развитым воображением способен находить нестандартные решения в любых ситуациях. В другом же случае, у ребёнка с низким уровнем воображения гаснет интерес к творчеству, так как процесс воображения является неотъемлемой частью творческой деятельности любого человека. Поэтому важно развивать воображение детей во всех видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно - ролевые игры.
Благодаря систематическому использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста технологии ТРИЗ процесс развития воображения стал более эффективен.
Результаты исследования показывают, что поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста систематически использовать технологию ТРИЗ, то процесс развития воображения будет наиболее эффективен.
Список литературы:
Альтшуллер Г. C. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. /Cоcт. Cелюцкий А. Б. - Петрозаводcк, 1991.
Ардашева Н. И. и др. Иcтории про… - Ульяновcк, 1993.
Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических
играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015 – 112с.
Басов, М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] /
М.Я. Басов, B.Н. Мясищев, В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 2005 – 432 с.
Башлакова, Л.Н. Психологические занятия – тренинги в детском
саду / Л.Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014
Гин, С.И. Мир фантазии / С.И. Гин. – М.: Владос, 2010 –232 с.
Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… // Педагогика + ТРИЗ: Cб. cтатей для учителей, воcпитателей и менеджеров образования. Выпуcк 2. - Гомель: ИПП «Cож», 1997
Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 43–49
Степанова, Г. Ю. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством приемов технологии ТРИЗ-РТВ / Г. Ю. Степанова, Л. Г. Кулакова, Л. В. Семенова // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 10. - С. 160
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - с. 160- 163
Шрагина Л. И. «Творческое воображение. Формирование и развитие» Учебное пособие, 2019 – с.10
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 304 с.
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007. – С. 64-86.
Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 65-68.
Интернет ресурсы:
Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач
«Воображение детей старшего дошкольного возраста»
https://www.maam.ru/detskijsad/vobrazhenie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
«Особенности развития воображения у детей раннего возраста» https://studme.org/1335102225782/psihologiya/osobennosti_razvitiya_voobrazheniya_detey_rannego_vozrasta
«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»
http://www.metodir.ru/razvitie-voobrajeniya-u-detej-starshego-doshkolenogo-vozrasta-v2.html?page=19
19.«ТРИЗ в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» https://scienceforum.ru/2019/article/2018017142
.«ТРИЗ» https://nsportal.ru/user/184392/page/triz