СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Вопрос 1. «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в школе-интернат»

Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»                                        В.А.Сухомлинский 

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:  «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения? Укрепление здоровья детей является важной задачей всего коллектива школы-интерната. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы следующие направления деятельности: •    здоровьесберегающее обучение и воспитание (построение уроков и самоподготовок на здоровье сберегающей основе); •    активизация физической деятельности;       •    соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; •    пропаганда здорового образа жизни.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната являются: 1 Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых занятий. 2.  Обязательное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка. 3. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности. 

Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционным проведение «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и призерами районных и краевых спортивных мероприятий. Общешкольные мероприятия, классные часы, диспуты, круглые столы: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное пятиразовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека. Педагоги  в организации проведении урока учитывают: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности; 4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.; 5) чередование видов преподавания; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы обучающихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность; 10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока обращают внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу; 15) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока.

Что такое здоровьесберегающие технологии?  «Здоровьесберегающая технология» – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья.

Десять великих секретов здоровьесберегающих технологий:  •Секрет доброты •Секрет успешности •Секрет эффективности усилий •Секрет результативности •Секрет соответствия создаваемого задуманному •Секрет технологичности •Секрет надежности получаемых результатов •Секрет перспективности преобразований •Секрет заинтересованности •Секрет истинности 

Актуальность Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.      Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. 

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:  Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи: •    Сформировать потребности в здоровом образе жизни; •    способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе; •    создать условия для  дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме. •     организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; •     создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; •    научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром; •    воспитание культуры здоровья; •    мотивация на здоровый образ жизни; •    научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни; •    внедрение инновационных педагогических технологий;

Типы технологий Оздоровительные  (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия,  закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)  Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)  Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)  Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) 

Оздоровительные моменты на уроке:     физкультминутки     пальчиковая гимнастика     дыхательная гимнастика     Гимнастика для глаз     минутки релаксации     точечный массаж     Динамические паузы     психогимнастика

Физкультурные минутки помогают:      Снятие усталости, напряжения;     Ослабить утомление на уроке;     Проводить профилактику нарушения осанки;     Поддержание работоспособности, активного внимания;

Пальчиковая гимнастика  может помочь:     Подготовить руку к письму;     Развить внимание, терпение;     Стимулировать фантазию;     Активизировать работу мозга;     Научиться управлять своим телом.

Пальчиковая гимнастика: •    Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. •    А потом они в тетрадке будут буковки писать. •    Идет по парте человечек, переставляет ножки. •    А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки! •    Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет. •    Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши! •    Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь. •    Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится. •    Наши пальчики согнем и другой рукой согнем. •    Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать. •    Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились. •    Каждый хочет победить и награду получить. •    А теперь одну ладошку развернем наоборот •    И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

Гимнастика глаз Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности  глаз  в ходе занятий. 

38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям  одним из фактором  возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные  нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей  и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных  расстройств. 

Гимнастика глаз помогает:     Снять физическую и психоэмоциональную  напряжённость;     Тренировать вестибулярный аппарат;     Развить зрительную координацию;     Укреплять глазные мышцы;     Развить зоркость и внимательность;     Улучшить зрение.

Дыхательная гимнастика:         Укрепление дыхательной мускулатуры;     Уменьшение заболеваний дыхательной системы;     Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет      нервно-психическое состояние.

    Точечный массаж помогает:     проводить профилактику простудных заболеваний;     закаливание детей;     научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;     обучить навыкам проведения точечного  массажа.

Релаксация на уроке:     Помогает снять стресс;     Расслабление мышц;     Снятие усталости;     Восстановление работоспособности

Экологическое пространство Проветривание помещений  Наличие живого уголка Озеленение кабинета Освещение кабинета    

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии образования, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью. В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив школы-интерната старается так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.