Вопрос 1. «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в школе-интернат»
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения?
Укрепление здоровья детей является важной задачей всего коллектива школы-интерната. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы следующие направления деятельности:
• здоровьесберегающее обучение и воспитание (построение уроков и самоподготовок на здоровье сберегающей основе);
• активизация физической деятельности;
• соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
• пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната являются:
1 Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых занятий.
2. Обязательное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка.
3. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционным проведение «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и призерами районных и краевых спортивных мероприятий.
Общешкольные мероприятия, классные часы, диспуты, круглые столы: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное пятиразовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.
Педагоги в организации проведении урока учитывают:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5) чередование видов преподавания;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы обучающихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;
10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока обращают внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу;
15) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
«Здоровьесберегающая технология» – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и мастерстве сохранения здоровья.
Десять великих секретов здоровьесберегающих технологий:
•Секрет доброты
•Секрет успешности
•Секрет эффективности усилий
•Секрет результативности
•Секрет соответствия создаваемого задуманному
•Секрет технологичности
•Секрет надежности получаемых результатов
•Секрет перспективности преобразований
•Секрет заинтересованности
•Секрет истинности
Актуальность
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
• Сформировать потребности в здоровом образе жизни;
• способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе;
• создать условия для дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме.
• организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
• создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
• научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
• воспитание культуры здоровья;
• мотивация на здоровый образ жизни;
• научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
• внедрение инновационных педагогических технологий;
Типы технологий
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки
пальчиковая гимнастика
дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
минутки релаксации
точечный массаж
Динамические паузы
психогимнастика
Физкультурные минутки помогают:
Снятие усталости, напряжения;
Ослабить утомление на уроке;
Проводить профилактику нарушения осанки;
Поддержание работоспособности, активного внимания;
Пальчиковая гимнастика может помочь:
Подготовить руку к письму;
Развить внимание, терпение;
Стимулировать фантазию;
Активизировать работу мозга;
Научиться управлять своим телом.
Пальчиковая гимнастика:
• Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
• А потом они в тетрадке будут буковки писать.
• Идет по парте человечек, переставляет ножки.
• А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
• Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
• Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
• Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
• Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
• Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
• Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
• Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
• Каждый хочет победить и награду получить.
• А теперь одну ладошку развернем наоборот
• И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
Гимнастика глаз
Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.
38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из фактором возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.
Гимнастика глаз помогает:
Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
Тренировать вестибулярный аппарат;
Развить зрительную координацию;
Укреплять глазные мышцы;
Развить зоркость и внимательность;
Улучшить зрение.
Дыхательная гимнастика:
Укрепление дыхательной мускулатуры;
Уменьшение заболеваний дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет
нервно-психическое состояние.
Точечный массаж помогает:
проводить профилактику простудных заболеваний;
закаливание детей;
научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;
обучить навыкам проведения точечного массажа.
Релаксация на уроке:
Помогает снять стресс;
Расслабление мышц;
Снятие усталости;
Восстановление работоспособности
Экологическое пространство
Проветривание помещений
Наличие живого уголка
Озеленение кабинета
Освещение кабинета
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии образования, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив школы-интерната старается так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.