СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народный костюм Русского Севера (исследовательская работа)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа по изо учениц 5 класса на тему "Народный костюм Русского Севера"

Просмотр содержимого документа
«Народный костюм Русского Севера (исследовательская работа)»

Народный костюм Русского Севера Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.  Исследовательская работа

Народный костюм Русского Севера

Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.

Исследовательская работа

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера 2. изучить многообразие комплексов народной одежды 3. выявить особенности народного северного костюма , отметив при этом своеобразие национального характера северян , их особый уклад жизни   ЗАДАЧИ:  1. найти , изучить научную , историческую , художественную литературу по теме исследования 2. отобрать необходимый материал , проанализировать его 3. описать результаты исследования 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера 5. показать элементы народного костюма

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
  • 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
  • 3. выявить особенности народного северного костюма , отметив при этом своеобразие национального характера северян , их особый уклад жизни
  • ЗАДАЧИ:
  • 1. найти , изучить научную , историческую , художественную литературу по теме исследования
  • 2. отобрать необходимый материал , проанализировать его
  • 3. описать результаты исследования
  • 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
  • 5. показать элементы народного костюма
Уклад жизни северян «ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ (древнеславянский язык) Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)  Будни чередовались с праздниками. ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания. Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет. Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную Ремёсла Русского Севера: Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество) Гончарное ремесло ( глиняная игрушка) Иконопись Несколько видов росписи ( Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.) Ткачество Плетение из бересты Кружевоплетение Вязание Золотошвейный промысел , и другие

Уклад жизни северян

  • «ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ

(древнеславянский язык)

Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)

Будни чередовались с праздниками.

ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.

Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.

Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную

  • Ремёсла Русского Севера:
  • Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
  • Гончарное ремесло ( глиняная игрушка)
  • Иконопись
  • Несколько видов росписи ( Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.)
  • Ткачество
  • Плетение из бересты
  • Кружевоплетение
  • Вязание
  • Золотошвейный промысел , и другие
Традиционный женский наряд Русского Севера Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН. Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье Женский костюм  I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд

Традиционный женский наряд Русского Севера

  • Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.

Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье

Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд

Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье

Женский костюм

I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд

Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд

Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере - НАБОЙКА  - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО  - ВЫШИВКА  - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ  - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити . Ажурное ткачество Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити Кружевоплетение Вологодская губерния

Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере

  • - НАБОЙКА
  • - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
  • - ВЫШИВКА
  • - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
  • - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
  • ПРОМЫСЕЛ

Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния

Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье

Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка

Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити . Ажурное ткачество

Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити

Кружевоплетение Вологодская губерния

Головные уборы Русского Севера - ДЕВИЧЬИ: Подчелок Плачея Повязки (перевязки) Обручи Ленты     - ЖЕНСКИЕ: Кокошник Платок Сорока Сдериха Коруна Повойник  Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости Сорока кон.19 века. Каргополье Девичий головной убор в современном исполнении Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома) Плат золотой

Головные уборы Русского Севера

  • - ДЕВИЧЬИ:
  • Подчелок
  • Плачея
  • Повязки (перевязки)
  • Обручи
  • Ленты
  • - ЖЕНСКИЕ:
  • Кокошник
  • Платок
  • Сорока
  • Сдериха
  • Коруна
  • Повойник

Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром

Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости

Сорока кон.19 века. Каргополье

Девичий головной убор в современном исполнении

Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)

Плат золотой

Символы в вышивке , ткачестве ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.  Женская фигура олицетворяла Мать-Землю , которая для людей словно живое существо: она пьёт воду , родит урожай , засыпает на зиму , просыпается по весне. Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы , таяние снега , зелень листвы , цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце , а её перья – лучики , согревающие землю , дарящие тепло. Изображение сказочных животных (например , львов , барсов) – считается покровительством растениям , семенам , корням , всходам. Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.  КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.

Символы в вышивке , ткачестве

ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Женская фигура олицетворяла Мать-Землю , которая для людей словно живое существо: она пьёт воду , родит урожай , засыпает на зиму , просыпается по весне.

Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы , таяние снега , зелень листвы , цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце , а её перья – лучики , согревающие землю , дарящие тепло.

Изображение сказочных животных (например , львов , барсов) – считается покровительством растениям , семенам , корням , всходам.

Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.

Мужская народная одежда Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.    БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА. На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую , и мужскую) называли покосница.  Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки  Зимой мужчины носили шубы ,  которые были почти в каждой семье , подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.

Мужская народная одежда

  • Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.
  • БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
  • На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
  • На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую , и мужскую) называли покосница.
  • Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
  • Зимой мужчины носили шубы , которые были почти в каждой семье , подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.
заключение СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ , ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА , ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ , ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ. Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».

заключение

  • СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ , ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА , ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ , ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
  • Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».
Список литературы 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб , 2006 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки , 2003 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия , рец. Лихачёв Д.С. , М , «Планета» , 1987 9. «Костюм: история , крой , шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003

Список литературы

  • 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
  • 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб , 2006
  • 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки , 2003
  • 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
  • 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
  • 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
  • 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
  • 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия , рец. Лихачёв Д.С. , М , «Планета» , 1987
  • 9. «Костюм: история , крой , шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003