Народный костюм Русского Севера
Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.
Исследовательская работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
- 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
- 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
- 3. выявить особенности народного северного костюма , отметив при этом своеобразие национального характера северян , их особый уклад жизни
- ЗАДАЧИ:
- 1. найти , изучить научную , историческую , художественную литературу по теме исследования
- 2. отобрать необходимый материал , проанализировать его
- 3. описать результаты исследования
- 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
- 5. показать элементы народного костюма
Уклад жизни северян
(древнеславянский язык)
Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)
Будни чередовались с праздниками.
ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.
Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.
Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную
- Ремёсла Русского Севера:
- Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
- Гончарное ремесло ( глиняная игрушка)
- Иконопись
- Несколько видов росписи ( Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.)
- Ткачество
- Плетение из бересты
- Кружевоплетение
- Вязание
- Золотошвейный промысел , и другие
Традиционный женский наряд Русского Севера
- Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.
Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье
Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд
Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье
Женский костюм
I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд
Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд
Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере
- - НАБОЙКА
- - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
- - ВЫШИВКА
- - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
- - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
- ПРОМЫСЕЛ
Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния
Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье
Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка
Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити . Ажурное ткачество
Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити
Кружевоплетение Вологодская губерния
Головные уборы Русского Севера
- - ДЕВИЧЬИ:
- Подчелок
- Плачея
- Повязки (перевязки)
- Обручи
- Ленты
- - ЖЕНСКИЕ:
- Кокошник
- Платок
- Сорока
- Сдериха
- Коруна
- Повойник
Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром
Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости
Сорока кон.19 века. Каргополье
Девичий головной убор в современном исполнении
Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)
Плат золотой
Символы в вышивке , ткачестве
ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Женская фигура олицетворяла Мать-Землю , которая для людей словно живое существо: она пьёт воду , родит урожай , засыпает на зиму , просыпается по весне.
Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы , таяние снега , зелень листвы , цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце , а её перья – лучики , согревающие землю , дарящие тепло.
Изображение сказочных животных (например , львов , барсов) – считается покровительством растениям , семенам , корням , всходам.
Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.
Мужская народная одежда
- Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.
- БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
- На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
- На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую , и мужскую) называли покосница.
- Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
- Зимой мужчины носили шубы , которые были почти в каждой семье , подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.
заключение
- СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ , ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА , ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ , ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
- Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».
Список литературы
- 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
- 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб , 2006
- 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки , 2003
- 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
- 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
- 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
- 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
- 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия , рец. Лихачёв Д.С. , М , «Планета» , 1987
- 9. «Костюм: история , крой , шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003